Рекрутинговые агентства (супер редкий специалист, HR на аутсорсе, экспансия)
Подбор исполнителей, специалистов, менеджеров низшего и среднего звена
Лучшие из имеющихся в базе данных и откликнувшиеся на объявления
Основные характеристики:
Работа под заказ
Большая база данных кандидатов
СМИ, Интернет, контакты
Отбор:
- формальные характеристики
- профессиональные профессионально важные личностные качества кандидата
Институт гарантий (1-6 месяцев, то есть, если в период 1-6 мес новый сотрудник уходит из компании или его увольняют, то ему бесплатно ищут замену )
Принцип Off-limits – обязательство рекрутингового агенства не обращаться к сотруднику с новым предложением в течение оговоренного срока (в течение года (например) я не буду обращаться к Арине с предложением о новой работе)
Сроки: от нескольких дней до 6 недель (2-4 недели)
Стоимость услуги: от месячного оклада до 25% годового заработка (как правило, после выхода на работу)
Предоставление дополнительных услуг
Проблемы сотрудничества с рекрутинговыми агентствами:
Возможность формального подхода
Недостаточное знание специфики организации и ее бизнеса
«Пересечение» баз данных кандидатов
Затратность
Агентства Executive Search
Подбор руководителей высшего звена
Лучшие из существующих
Основные характеристики:
Чаще всего - т.н. прямой поиск:
- без рекламы вакансии (конфиденциальность!)
- под конкретную задачу
- с учетом особенностей компании
- с учетом личностных особенностей вышестоящих руководителей
- углубленное изучение деловых и личностных качеств кандидата
Проектная работа
Технологии:
- «вычесывание рынка» (провести маркетинговое исследование и переманить)
- составление «карты поиска» (круг компаний, где могут работать люди, подходящие заказчику по характеристикам)
- составление «длинного списка» (список найденных людей общий)
- составление «короткого списка» » (после тщательного анализа)
- «охота за головами» (только переманить, определенного человека)
Кадровое рейдорство
Переманивание группы сотрудников
Может использоваться для ослабления конкурента
Известные случаи:
- Wall-Mart против Amazon.com
- «Лента» против «Метро Кэш энд Кэри»
Сроки подбора: до 6 месяцев
Гарантия: до 1 года
Стоимость:
- до 33% годового заработка (возможны вариации)
- предоплата (маркетинговое исследование)
- оплата 3-х продуктов:
- получение «длинного списка»
- получение «короткого списка»
- после выхода сотрудника на работу (плата за мотивацию)
Агентство | Скрининговые агентства | Рекрутинговые агентства | Агентства Executive Search |
Характеристика | -Поверхностный подбор на массовые должности - Подбор по формальным требованиям - Ситуация в компании-заказчике не изучается - Мотивация кандидата не анализируется | - Подбор исполнителей, специалистов, менеджеров низшего и среднего звена - Лучшие из имеющихся в базе данных и откликнувшиеся на объявления - Работа под заказ - Большая база данных кандидатов - СМИ, Интернет, контакты - Отбор: · формальные характеристики профессиональные · профессионально важные личностные качества кандидата | - Подбор руководителей высшего звена - Лучшие из существующих -Чаще всего - т.н. прямой поиск: без рекламы вакансии (конфиденциальность!) под конкретную задачу с учетом особенностей компании с учетом личностных особенностей вышестоящих руководителей углубленное изучение деловых и личностных качеств кандидата - Проектная работа - Технологии: «вычесывание рынка» составление «карты поиска» составление «длинного списка» составление «короткого списка» «охота за головами» |
Сроки | Значительная часть отбора – на заказчике | От нескольких дней до 6 недель (2-4 недели) | до 6 месяцев |
Гарантия | Возможно отсутствие договора Гарантии отсутствуют | - Институт гарантий (1-6 месяцев) - Принцип Off-limits – обязательство рекрутингового агенства не обращаться к сотруднику с новым предложением в течение оговоренного срока | до 1 года |
Стоимость услуг | до 10% годового заработка сотрудника | от месячного оклада до 25% годового заработка (как правило, после выхода на работу) | - до 33% годового заработка (возможны вариации) - предоплата (маркетинговое исследование) - оплата 3-х продуктов: получение «длинного списка» получение «короткого списка» после выхода сотрудника на работу (плата за мотивацию) |
«Вербовка на студенческой скамье»
· «вращающиеся двери»
o неквалифицированная работа, низкая планка отбора, низкие вложения в обучение, низкие затраты на удержание
· «ускоренная подготовка»
o выстраивание партнерских отношений с университетами
o крупные промышленные компании
o корпоративная молодежная политика – комплекс мер, направленных на привлечение, удержание и интеграцию молодых сотрудников, соответствующих требованиям организации
· «выращивание»
o крупные международные компании
o политика продвижения изнутри
o корпоративная молодежная политика
Корпоративная молодежная политика –
комплекс мер, направленных на привлечение, удержание и интеграцию молодых сотрудников, соответствующих требованиям организации
Реклама в СМИ
Структура объявления о вакансии:
Вербовка через Интернет
Включает в себя привлечение, просмотр и отслеживание соискателей, отбор и предложение работы или отказ кандидату.
Преимущества
· Снижение издержек (в 20 раз дешевле, чем традиционные методы)
· Возможность собрать больше сведений о кандидатах, которые легко постоянно обновлять
· Большие возможности представить предложение работы таким образом, чтобы повысить привлекательность компании как места работы
· Возможность использования тестов для самооценки, онлайн скрининга и психометрического тестирования
Использование
· Основная проблема – слишком много анкет от неподходящих кандидатов
o Можно использовать анкеты для самостоятельного отбора, позволяющие отсеяться неподходящим кандидатам
· «Доски объявлений о работе» – сайт, содержащий рекламные объявления о приёме на работу от нескольких работодателей
· Электронная почта
Обычный подход
Разместить объявление о вакансии на сайте, посвященном поиску работы (описание должности + информация о компании + анкета) → люди возвращают заполненные анкеты в электронном виде → компьютерная программа делает первоначальный отбор кандидатов
Сайты
· Сайты работы – ими управляют специализированные фирмы, и они могут содержать свыше 100000 результативных вакансий. Компании оплачивают размещение своих вакансий на этих сайтах, обычно не связанных с агентствами. (Head Hunter, SuperJob)
· Сайты агентств – ведутся известными рекрутинговыми агентствами. Кандидаты регистрируются на сайте, но можно ожидать личного собеседования перед тем, как резюме будут направлены предполагаемому работодателю
· Сайты СМИ– могут просто содержать материал, появившийся в прессе или включать описание не публиковавшихся в газете вакансий и компаний и давать ссылку на их веб-сайты
Выводы по методам вербовки:
Широкий спектр методов
Использование каждого метода имеет как позитивные моменты, так и проблемные
Выбор – конкретный в конкретной ситуации
Выбор методов вербовки:
Рыночная сила компании на рынке труда
Тип карьерной системы:
- внешний или внутренний рынок труда
Требования к работникам
Численность необходимых работников
Срочность
Наличие своих специалистов по привлечению и отбору
Бизнес-стратегия…
Рекрутинг без бюджета, или HR-поиск «во время чумы»
Валинуров И.