Модель эффективного выполнения работы Р. Бояциса (пересечение этих трех кружочков – excelance/превосходство)
· Д. Мак-Клелланд
ü Необходимо обращать внимание на хорошо работающих людей и искать причины этих результатов
· Модель эффективного выполнения работы Р. Бояциса
ü Компетенции человека + организационная среда + требования работы
ü Кроме компетенций, элементами эффективности выполнения работы являются функциональные требования самой работы, а также требования организационного окружения.
Определения компетенции:
Основная характеристика человека, результатом которой является эффективное и/или высокоэффективное выполнение работы
Устойчивое качество, необходимое для успешного выполнения работы и проявляющееся в определенном поведении
«Умение работать в команде»: что это такое? В каком поведении это умение проявляется?" поведенческие индикаторы
Поведенческие индикаторы для компетенции «Умение работать в команде»:
Активно побуждает других вносить свой вклад в успех команды и поддерживает их в этом
Охотно помогает другим в достижении целей или преодолении препятствий
Идентифицирует себя с группой и демонстрирует озабоченность прежде всего общим, а не личным успехом
Делится с членами команды своими знаниями и опытом
Модель (карта) компетенций
Пример
Кластер: работа с людьми
Компетенции: работа в команде, влияние, установление контакта (ниже все для этой компетенции)
Низкий уровень/недостаточный – недостаточная развитая компетенции: устанавливает контакт только с теми, кто сам проявляет инициативу
Средний уровень/базовый: устанавливает контакт с большинством людей, но испытывает трудности в нестандартных ситуациях
Высокий уровень/профессионал: успешно вступает в контакт с любым человеком в любой ситуации
Типы компетенций:
Универсальные (сквозные):
- корпоративные
Специфические (разработаны для опр группы сотрудников):
- функциональные
- управленческие
Какие требования предъявляются к компетенциям? Если они хорошо сформулированы, то…
· Они наблюдаемы (" можно оценить)
· Они дискретны (один и тот же поведенческий индикатор не может относиться к различным компетенциям)
· Отражают орг культуру
· Нацелены на перспективу
* При описании компетенций используются глаголы чаще других частей речи
Способы разработки модели компетенций:
Адаптация существующей типовой модели
Создание с нуля:
ë стратегические цели организации
ë задачи сотрудников
ë необходимое поведение
ë формулировка компетенций и их кластеров
ë шкалы оценки уровня развития компетенций
Аргументы в пользу компетенций:
В большей степени соответствуют современным требованиям к управлению персоналом (интеграция технологий управления персоналам)
Общий язык, доступный и понятный
Поддержание единых стандартов поведения в организации
Более тесная увязка требований к работникам со стратегией организации
Интеграция технологий управления персоналом
Проблемы использования компетенций:
Трудоемкость разработки
Устаревание
Необходимость перестройки многих технологий управления персоналом
Основные «потребители» моделей компетенций:
Большой размер
Сложившаяся организационная культура
Четко сформулированная стратегия
Отлаженные бизнес-процессы
Наличие сети региональных подразделений / МНК
Статья “Модели компетенций. Успешный опыт разработки и внедрения на примере компании SuperJob”
Краткое и стандартизированное содержание статьи