Воздействие цвета на физиологическую активность человека

(в условных единицах)

Цвет Пульс, давление, частота дыхания Скорость реакции Мускульная сила
Красный Оранжевый Желтый +45 +25 +7 +3 +2 +12 +5
Зеленый   -5   -2   -3  
Синий   -12   -15   -6  

Смысловая функция цвета проявляется также в его символике.

Известно, что в истории человечества цветовая символика играла важную роль. В каждой стране в определенный исторический период складывалась своя символика, но даже в этих ограниченных рамках она не была устойчива и единообразна. Это, возможно, объясняется пересечением религиозной символики с народной. Первая имела своим истоком религиозные учения, вторая была итогом отражения в сознании народа преимущественно красок окружающей природы. Основными цветами христианства являются белый, красный, зеленый, черный, голубой. Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, зеленый – надежду на бессмертие души, голубой – печаль, красный – кровь Иисуса. Вместе с тем, эта символика встречается в сказках и легендах многих европейских народов, где зеленый является символом надежды, потому что связывается с молодыми побегами растений; красный цвет символизирует любовь, потому что это цвет крови, огня; черный – траур, потому что связывается с мраком, тьмой; белый – невинность, потому что это цвет чистоты. Однако у народов Востока исторически возникли другие ассоциации. У японцев, например, белый цвет ассоциируется со смертью. У вьетнамцев красный цвет – символ гнева, белый – предательства, черный – смелости.

Смешение цветов

Получение нового цвета в результате смешения излучений или окрашенных сред называется смешением цветов. Получение заданного цвета смешением других цветов называется его синтезом.

Смешение окрашенных световых излучений и смешение окрашенных сред приводят к разным эффектам, поскольку в основе этих процессов лежат разные физические явления. В связи с этим различают два типа смешения цветов: аддитивное(слагательное, оптическое) – смешение излучений и субтрактивное (вычитательное, механическое) – смешение сред.

Аддитивное смешение световых потоков

Аддитивное смешение основано на особенностях цветового зрения человека, связанных с возбуждением рецепторов, реагирующих на красный, зеленый и синий цвета, называемые основными. Комбинируяих интенсивности, можно добиться многообразия цветовых ощущений, т.е. получить цвет, описываемый цветовым уравнением:

C=RR+GG+BB ,

где R, G и B – цветовые координаты, а R, G иB– интенсивности излучения. выбранные так, чтобы одинаковое количество основных цветов в сумме дали бы белый цвет.

Аддитивное сложение цветов проявляются не только при смешении излучений.

Если на некотором изображении – рисунке или картине –размеры цветовых штрихов или мелких пятен и расстояния между ними меньше разрешающей способности глаза, то участок изображения имеет иной цвет,чем цвет штрихов или пятен. Это явление называют пространственным синтезом цвета.

Пространственный синтез цвета широко применяется также в текстильной промышленности при создании тканей из однотонной пряжи, полученной переплетением тонких разноцветный нитей или смешиванием отдельных окрашенных волокон (меланжирование). Принцип пространственного смешения цветов лежит в основе мозаичной монументальной живописи, где цветные плоскости выкладываются из отдельных мельчайших цветных частиц (плиток), сливающихся на расстоянии в один цвет.

Законы аддитивного смешения

Закон 1. Всякий цвет имеет дополнительный, дающий при аддитивном смешении ахроматический (белый, серый или черный)цвет.

Взаимно-дополнительными являются следующие пары цветов:

красный— голубовато-зеленый;

оранжевый— голубой;

желтый— синий;

желто-зеленый— фиолетовый;

зеленый— пурпурный.

Следствие: Два одновременно воспринимаемых взаимно-дополнительных цвета не дают нового цвета.

Закон 2. Смешиваемые недополнительные цвета вызывают ощущение нового цвета, лежащего между смешиваемыми цветами. Так, смесь красного с желтым дает оранжевый, красного с фиолетовым – пурпурный.


4.2. Субтрактивное смешение окрашенных сред

Субтрактивное смешение возникает, когда световое излучение избирательно поглощается смесью двух и более материалов (красок). Этот способ синтеза цвета практически реализуется при смешении красок на палитре, смешении красильных растворов и наложении прозрачных красочных слоев друг на друга (лессировка). В результате такого смешения возникает новый цвет, т.к. глаз регистрирует вычитание из видимого света тех лучей, которые поглощаются частицами пигментов смешиваемых красок.

Пример. Видимый свет проходит через смесь желтой и синей красок. При этом частицы желтого пигмента поглощают из проходящего видимого света фиолетовые, синие и голубые лучи, а частицы синего пигмента – красные, оранжевые и желтые лучи. Непоглощенными остаются зеленые лучи, которые регистрируются сетчаткой глаза.

Этот вид смешения имеет, помимо живописи, широкое применение в полиграфической промышленности и текстильном производстве при печатании краски на краску, а также в аэрографии – получении рисунка распылением красок. Такой способ смешения позволяет получить многокрасочные эффекты, используя ограниченное количество красок: максимальный цветовой охват достигается при использовании голубого (циан), пурпурного (фуксин) и желтого красителей.


Наши рекомендации