Дегтевые вяжущие. Состав, свойства.
Деготь представляет собой густую вязкую массу чернокоричневого цвета, образующуюся при нагревании без доступа воздуха твердых видов топлива (каменного и бурого углей, горючего сланца, торфа, древесины)
Химический состав дегтя сложен, он включает более 200 различных органических соединений, в основном углеводородов преимущественно ароматического ряда и их неметаллических производных, т. е. соединений углеводородов с кислородом, азотом и серой
Свойства:
Средняя плотность каменноугольных дегтей —1,25 г/см3.
Вязкость дегтей повышается с увеличением количества свободного углерода и твердых смол за счет уменьшения масляной части дегтя.
Температура размягчения
Атмосферостойкость- полимеров, их способность выдерживать в течение длительного времени действие атм. факторов (солнечная радиация, тепло, кислород, озон и др.) без существ. изменениявнеш. вида и эксплуатац. св-в.
Биостойкость- св - во материалов и изделий долговременно сопротивляться действию , вызывающих гниение или др. разрушит. биол. процессы.
Дегтевые материалы
Деготь- продукт конденсации летучих углеводородов и неметаллических производных, образующихся при деструктивной перегонке твердого топлива и других органических веществ. Соответственно каждому исходному сырью деготь называют: каменноугольный, древесный, нефтяной и др.
Для строительных целей лучшими техническими свойствами обладает высокотемпературный каменноугольный деготь, который подвергают дополнительной обработке- удаление воды и легких масел.
Способом растворения можно выделить 4 составных части дегтя: смолы- твердые или плавкие; кислая часть дегтя- фенолы; твердый порошкообразный компонент «свободные» углерод или сплав сложных органических соединений с высоким содержанием углеводорода – пек; нафталин.
От содержания смол и пека в наибольшей степени зависят вязкость. Теплоустойчивость, клеящая способность и др. свойства дегтей.
По структуре дегти относят к дисперсной системе типа низко концентрированных суспензий. Смолы в этих системах адсорбированы на взвешенных твердых частицах, поддерживают систему во взвешенном состоянии.
Особенностью дегтей по сравнению с битумами является их повышенная полярность. В частности, в связи с присутствием фенолов, что придает им высокую поверхностную активность. Кроме этого в дегтях содержится большое количество непредельных углеводородов, которые благопрепятствуют: протеканию химических реакций окисления; реакций полимеризации; образованию новых фаз на поверхности минеральных частиц.
Дегти стареют более интенсивно чем битумы (кислород, УФ-лучи, вода и т.д.). Более глубокие изменения происходят в жидких дегтях, за счет повышенного содержания ненасыщенных молекулярных соединений в маслах и легких испаряющихся фракций. Старение также обусловлено выпотеванием фенолов или их окислением, возгонкой нафталина (растворимы в масляной части дегтя.
Дегти при использовании нагревают до температур 80-130º (зависит от марки), при нагревании вязкость быстро падает. При остывании происходит процесс укрупнения частиц (мицелл), обрастание их солватными оболочками смолистых веществ. Идет процесс испарения легких, средних и тяжелых масел, поглощение подвижных фракций наполнителем или основой материала (например материал-толь, основой является картон). В результате всех процессов деготь загустевает, со временем превращается из жидкого в твердообразное состояние и может приобрести даже хрупкие свойства. Поэтому на стадии производства кроме наполнителя вводят добавочные вещества, способствующие торможению окислительных процессов и улучшающие деформативные свойства вяжущего.
Затвердевание дегтя при постоянной температуре или охлаждении происходит под влиянием сложного комплекса процессов активного и направленного структурообразования в т.ч. за счет: введения порошкообразных и других видов наполнителей; испарения легких, средних и тяжелых масел; а также значительной возгонки твердых компонентов типа нафталина; кристаллизации некоторой части нафталина; увеличения «свободного углерода» за счет полимеризации; адсорбции ПАВ; поглощения жидких компонентов подложкой.
В результате затвердевания конгломератов возникают и развиваются силы адгезии на границе контакта. Наполненный деготь переходит в состояние пленок, образующих подобно битуму структурную пространственную сетку. Ячейки этой сетки заполняются частичками полизернистых материалов. Адгезионные связи дегтевых вяжущих более сильны, чем у битумных, что обусловлено полярностью дегтей. В результате хемосорбционных процессов в порах и на поверхности возникают новые продукты взаимодействия активных соединений дегтя с минеральными составляющими. Эти соединения являются зародышами новой фазы, постепенно обрастают продуктами твердой фазы и сольватированного дегтя, упрочняющих структуру конгломерата.
В современном строительстве битум обычно используется как вяжущий, клеящий или герметизирующий материал:
a) Обработка в горячем виде (T > +120 °C):
- для дорожного строительства
- для гидротехнического строительства (например, в качестве кислото- и химически стойкого битумного строительного раствора)
- в качестве бесшовного пола (вследствие высокой водонепроницаемости)
- в качестве битумных дорожек и швов (или кровельных швов с использованием газовой горелки)
- как твердый или окислительный битум (со свойствами наподобие резины)
- как материал для герметизации швов (особенно для компенсационных швов вследствие высокой способности к релаксации)
- в качестве пекобитумного вяжущего (смесь битума и пека с содержанием битума около 70%)
- как полимерный битум (полимерно-битумная смесь)
б) Обработка в теплом состоянии (T > +30°C):
- Разжиженный битум (смесь минерального/отработанного/дегтярного масла, например для ремонта дорожного покрытия)
в) Обработка при низкой температуре (T> +5°C):
- как холодный битум или растворенный битум (раствор от 10 до 60% для снижения вязкости)
- в качестве битумной эмульсии (с водой)
- как битумное покрытие (например, в качестве ингибитора коррозии для железа и стали)
- в качестве битумного наполнителя
Асфальт- термин "асфальт" имеет греческое происхождение и означает "неразрушаемый", но – в переносном смысле – "асфальт" означает, как и в случае битума, "природная смола". Эта горючая жидкость или паста имеет черно-коричневую или черную окраску и представляет собой смесь битума и минералов, например, известняковых или глинистых частиц, минерального порошка или песка с максимальным размером частиц 2 мм. Битум, содержащийся в природном асфальте, образовался из низколетучих веществ, входящих в состав сырой нефти или угля. Сильно структурированные асфальты сформировались из ассоциаций макромолекул и мицелл, а также в результате протекающих в естественных условиях реакций окисления и полимеризации. Породы, содержащие асфальт, были найдены в Палестине (кстати, такие породы уже использовались в новом каменном веке как продукт торговли). В Венесуэле и Тринидаде найдены водные асфальтовые эмульсии с содержанием битума около 55%, в состав которых входят очень мелкие частицы пепла и минералов. Как и битум, асфальт можно получить синтетическим путем как остаток от вакуумной перегонки сырой нефти или угля при температурах> 400 °C благодаря отделению низкомолекулярных и, следовательно, высоко летучих соединений. В 1994 г. около 80 из 200 нефтеперегонных заводов в США получали асфальт в качестве побочного продукта – только две компании производили асфальт как конечный продукт, хотя годовое потребление приближается к 30 млн. т. Поэтому многочисленные руководители нефтеперегонных заводов до сих пор не поддерживают проект SHRP, поскольку боятся ограничительных спецификаций, касающихся их побочного продукта. Большинство асфальтов, полученных в качестве побочного продукта, содержат избыток парафинов, что может стать причиной возникновения опасности стерического затвердевания при низкой температуре, например, вследствие ассоциации мицелл. Как и битум, асфальт в современном строительстве обычно используется как вяжущий, клеящий или герметизирующий материал: - при строительстве дорог в качестве асфальтной мастики, смеси асфальта и минерального порошка, в качестве литого асфальта (до T = 250 °C), в качестве укатанного асфальта (до T = 190 °C) или в качестве пекового асфальта. - как асфальтобетон, состоящий из бетона, т.е. гравия, щебенки, мелкого щебня, мелкозернистых наполнителей и асфальта в качестве вяжущего. В результате получается эластичный бетон. - как влагоизоляционный материал (например, рубероид, междуэтажные перекрытия, кабельная изоляция) - прежде смесь асфальта и масел или растворителей (например, скипидарного масла или бензола) использовалась как защитное покрытие черного цвета или лазурь. - кроме того, в прежние времена асфальтено-смолистые вещества использовались как клеящие агенты.
Асфальтовое вяжущее в соответствии с SHRP. В соответствии с программой SHRP, асфальтовые вяжущие должны быть растворимы в трихлорэтилене в концентрации до 99%. Не допускается содержание волокон или частиц крупнее 250 мкм. При температурах от +5 до 85 °C жесткость, т.е. составной модуль упругости при сдвиге G*, может находиться в диапазоне от 100 до 1000 МПа, однако обычно его максимальное значение не превышает 10 МПа. Эти значения в значительной степени зависят от класса PG (performance grade – уровень эксплуатационных качеств), температуры и условий старения. Согласно SHRP, класс PG вяжущего определяется с учетом климатических условий и требуемого сопротивления дорожного покрытия. Например, PG 64–28 означает, что вяжущее должно обладать способностью сопротивления в диапазоне от T = -28 °C (уровень низкой температуры) до T = +64 °C (уровень высокой температуры). Следовательно, испытания необходимо выполнять при этих предельных температурах. Соответствующие эталонные температуры рассчитываются в нескольких местах покрытия. По данным температуры воздуха с помощью специальной программы (на основе SUPERPAVE) определяется максимальная температура слоя, расположенного на 20 мм ниже поверхности дорожного покрытия, а также минимальная температура на поверхности покрытия.
3.4 Деготь Подобно битуму, деготь представляет собой смесь вязких и полутвердых органических соединений, от желто-коричневого до черного цвета, содержащих высокомолекулярные углеводороды, смолы, воски, парафины, тяжелые масла и сажевые частицы. Поэтому при комнатной температуре деготь имеет жироподобную, маслянистую, воскообразную консистенцию. Синтетический деготь – это остаток от сухой перегонки битума при температурах до 400 °C с применением процесса газификации, коксования или пиролиза, т.е. с использованием различных интервалов температур. При более высоких температурах происходит плавный переход от дегтя к пеку. По завершении фракционной перегонки деготь остается в остатке после удаления легких, средних и некоторых тяжелых масел. При повышенных температурах многочисленные жидкие составляющие битума летучи, как газообразные вещества. В связи с этим качество дегтя можно улучшить, понижая содержание и асфальтенов, и парафинов путем превращения в длинноцепочечные алифатические углеводороды. С другой стороны, частично будет происходить рекомбинация высокомолекулярных жидких продуктов в более массивные соединения вплоть до частиц кокса, значительно влияющая на соответствующие реологические свойства. Согласно используемому методу, деготь часто называют гудроном, полученным в процессе газификации, в процессе коксования или пиролиза. В основе других или дополнительных названий обычно лежит соответствующий первичный продукт: каменный уголь, бурый уголь, дерево, торф, горючий сланец, смола, стеарин. В современных технологиях каменноугольный деготь имеет наибольшую значимость по сравнению с другими упомянутыми выше сортами. Из одной тонны каменного угля получают приблизительно от 40 до 60 кг каменноугольного дегтя с плотностью от 1,1 до 1,3 г/см3. Буроугольный деготь имеет плотность от 0,85 до 1,0 г/см3. Древесноугольный деготь получают из смолистой древесины, такой как сосна, береза, можжевельник или бук. На установках для получения древесного угля деготь является побочным продуктом. Техническое применение дегтя значительно сократилось по причине стремления к сохранению здоровья людей. Как и сама жидкость, дымы, образующиеся в данном процессе, содержат канцерогенные вещества. Некоторые технические применения (которые, между тем, были частично заменены использованием других материалов) см. ниже: - для ремонта дорожного покрытия - как герметизирующие материалы (например, для рубероида) - примерно с 1870 г. в качестве синтетических красителей на основе каменноугольного дегтя (например, для дерева, кожи, хлопка) - как дегтярный лак (защитное покрытие для железа и стали) - в качестве дегтярных лекарств и препаратов (например, в дерматологии или парфюмерии (дегтярное мыло))
Пек – высоковязкое вещество, проявляющее адгезионные свойства при комнатной температуре, окраска которого может меняться от коричневой до черной. Пек является компонентом дегтя и поэтому главным образом смесью высокомолекулярных, термически устойчивых углеводородов и коллоидных частиц сажи. Плотность пека – от 1.1 до 1,3 г/см3. Деготь содержит около 50% пека.
Пек производится синтетическим путем как остаток от перегонки дегтя. Перегонка включает два этапа с различными температурами:
a) Низкотемпературный пек получают при температурах от 400 до 1000 °C, например, путем обуглероживания или пиролиза с избытком кислорода. Он состоит в основном из длинно-цепочечных алифатических углеводородов с высоким содержанием вязких и твердых парафинов и тяжелых масел. Его также называют жидким или мягким пеком. Температура его размягчения составляет приблизительно от 40 до 60 °C.
б) Высокотемпературный пек получают при температуре от 1000 до 1200 °C, например, путем коксования. При таких высоких температурах из множества алифатических углеводородов образуются высокоароматические циклические углеводороды. Его также называют жидким или мягким пеком. Температура его размягчения составляет приблизительно от +60 до 85 °C.
В зависимости от соответствующего исходного продукта, получают каменноугольный пек, буроугольный пек, торфяной пек, сланцевый пек, нефтяной пек, костяной пек, глицериновый пек или стеариновый пек.
Подобно дегтю, техническое применение пека также значительно сократилось по причине стремления к сохранению здоровья людей. Некоторые технические применения (которые, между тем, были частично заменены использованием других материалов):
- как дорожный пек для поверхностных покрытий (например, заливочный материал)
- как клеящий, изоляционный, пропиточный и герметизирующий материал (например, в прежние времена для веревок сапожника, для покрытия кораблей, стен и крыш, для герметизации бочек с помощью елового смоляного пека)
- как брикетированное топливо
- Битумный пек как смесь с содержанием битума от 15 до 45%.
Модифицированные вяжущие. Модификаторы, используемые в вяжущих, служат для расширения диапазона применения и, кроме того, для улучшения свойств дорожного покрытия. В обычной практике это означает, что тонкое и потому экономически выгодное дорожное покрытие будет использоваться дольше и, кроме того, значительно уменьшится деформация и износ его поверхности. Проект SHRP возник, главным образом, из-за ограниченных возможностей, обусловленных стандартными методами испытания современных материалов для строительства дорог. В начале семидесятых годов прошлого века стоимость таких материалов была гораздо выше, однако в начале 1985 г ее удалось снизить.
Доступны химически- и полимермодифицированные вяжущие. Модификаторы могут быть диспергированы или растворены в вяжущих или химически связаны с ними, но также могут состоять из вторичных материалов. Концентрация модификаторов в вяжущих обычно составляет от 3 до 7%, но может достигать и 20%. Затруднения могут возникать в связи с неоднородностью смесей, нежелательными реакциями полимеризации или разложением молекул полимеров. Обычно модификаторы существенно влияют на реологические свойства вяжущих. Для некоторых из вяжущих порой даже малые деформации γ <1 % будут слишком велики, в то же время для других даже большие деформации γ = 30 % могут оказаться приемлемыми без каких-либо последствий. Выделяются следующие модификаторы: a) Эластомеры (например, SBS, SBR, SEBS, NR). Эластомермодифицированные вяжущие, деформированные под действием нагрузки, после снятия нагрузки возвращаются к исходной форме без остаточной деформации, обладают низкой исходной жесткостью, хорошими низкотемпературными свойствами без эффектов растрескивания и способностью "залечивать" микротрещины, однако показывают высокую степень износа дорожного покрытия.
б) Пластомеры (например, EVA, PE, PP, PVC, EMA). Они увеличивают и жесткость, и вязкость.
Пластомермодифицированные вяжущие (PmB) обладают более высокой жесткостью по сравнению с исходной, но худшими низкотемпературными свойствами. Преимущества: Более низкий износ покрытия.
в) Резиновая смесь (например, 33% резины, 33% сажевых частиц, 33% масла).
г) Наполнители (например, известь, сажа, каменная пыль, цемент, зола-унос). Порошкообразные частицы размером <0.1 мм значительно увеличивают жесткость вследствие их взаимного влияния.
д) Масла, например, для понижения вязкости.
е) Волокна. Природные волокна (например, целлюлоза, прежде: асбест) или синтетические волокна (например, стекло, минеральная вата, полимеры, такие как полиэтилен, полипропилен или кевлар) для увеличения сопротивления износу.
ж) Антиоксиданты (например, цинк или известь).
з) Повышающие сцепление добавки как органические или неорганические усилители когезии и адгезии.
и) Добавки, например, для увеличения объема в целях уменьшения стоимости (например, лигнин).
Характеристики старения модифицированных вяжущих зависят от основного вяжущего агента, модификатора, а также от сочетания этих двух компонентов. В результате процессов окисления из битума и полимерных молекул модификатора могут образовываться химические соединения.
Вяжущие для дорожного покрытия. Смесь для дорожного покрытия состоит из вяжущего и минеральных добавок, таких как песок с размером частиц 0–2 мм, гравий с частицами от 2 до 32 мм и щебенка с размером частиц от 32 до 56 мм. Чтобы увеличить вязкость и одновременно термическую устойчивость вяжущего, в качестве наполнителя добавляется минеральный порошок с размером частиц 0–0,09 мм. Обычно поверхность дороги состоит из трех слоев. Примеры: a) Нижнее основание, включающее крупнозернистые минералы с размером частиц до 56 мм и вяжущее (содержание по массе от 3 до 4%). Чем выше содержание вяжущего, тем больше сопротивляемость смеси впитыванию воды и частиц пыли. Толщина слоев зависит от вида транспорта и подстилающего грунта – толщина может меняться, например, от <20 мм для верхнего слоя до 200 мм для нижнего слоя и, соответственно, нижнего основания. Впрочем, толщина слоя для взлетно-посадочной полосы аэропорта может составлять до 600 мм. Естественно, тонкие слои будут дешевле, поскольку потребуют меньше материала. Например, слой толщиной 20 мм подразумевает только массу приблизительно 30 кг/м2. Растущее применение полимермодифицированных вяжущих позволит использовать все более тонкие дорожные покрытия. Измерение реологических свойств подобных смесей невозможно из-за слишком большого размера гранул, поэтому исследуется только вяжущее. Реологические характеристики смеси в значительной мере определяются вяжущим. Эксперименты показали, что результаты, полученные для вяжущего, хорошо коррелируют с фактическим поведением конечной смеси. Однако прогнозирование долгосрочных характеристик смеси, связанных с высокой интенсивностью движения, в полном объеме невозможно.
Охрана окружающей среды
Промышленное предприятие загрязняет не только наружную, но и внутреннюю воздушную среду производственных цехов. Существует ряд мероприятий, направленных одновременно на уменьшение загрязнения наружной и воздушной внутренней среды. К этим мероприятиям относят совершенствование производства, герметизация аппаратуры и коммуникаций, устройство в местах выделения вредных веществ встроенных вентиляционных укрытий и отсосов. При помоле и сушке выделяется огромное количество пыли, поэтому на этих этапах технологического процесса необходимо предусматривать аспирацию. Для улавливания пыли применяются циклоны и рукавные фильтры.
При сжигании органического топлива в топке сушильного барабана с уходящими в атмосферу газами, выделяется большое количество вредных веществ. С целью уменьшения выделения вредных веществ необходимо предусматривать следующие мероприятия: вести производственные процессы по рациональному режиму с точки зрения экономии тепловой и электроэнергии, повышать эксплуатационный КПД сушильного барабана, уменьшить потери в трубопроводах, проводящих теплоноситель, переходить на экологический вид топлива (природный газ).
Для уменьшения концентрации вредных веществ и пыли в воздухе, устраивают санитарно-защитные зоны. Они предназначены для защиты семтебных категорий от запахов сильно пахнущих веществ, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, статистического электричества. Территорию санитарно-защитной зоны озеленяют и благоустраивают, на ней могут быть размещены отдельные сооружения, предприятия меньшего класса вредности, а также вспомогательные здания (пожарные депо, бани, прачечные).
Уменьшение шума в источниках его образования является наиболее эффективной мерой борьбы с ним, поэтому при выборе станков, машин, установок (вентиляторов, компрессоров и др.) необходимо учитывать режим их работы и акустические характеристики. Так, значительно уменьшить шум можно использованием вентилятора с небольшой частотой вращения
Увеличение шума часто происходит от дефектов, возникающих при эксплуатации механического оборудования, нарушение балансировки вращающихся элементов, недопустимого износа деталей, плохой смазки и т.д. Для уменьшения вибрации механическое оборудование устанавливают на фундаменты с амортизирующими прокладками. Так вентиляторы устанавливают на пружинные виброизоляторы. Фундамент для стационарно установленного оборудования нужно располагать на грунте, изолированном от строительных конструкций; оборудование заключают в кожухи, покрытые изнутри звукопоглощающим материалом (пенополиуретаном). Кожух устанавливают на резиновых прокладках, не допуская соприкосновения с оборудованием. Чтобы уменьшить вибрацию от привода оборудования, стенки кожуха покрывают демпфицирующих материалом.
Для уменьшения интенсивности отраженных звуковых волн с целью снижения шума производят акустическую обработку помещений. Чтобы предотвратить отражение звука, потолок, стены и перекрытия покрывают звукопоглощающей облицовкой.
Удаление промышленных отходов осуществляется самим предприятием в специальные места захоронения (отвалы) или на общие свалки.
82. Организация работы по обеспечению техники безопастности в производстве вяжущих.
ПЛОЩАДКИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
2.1. Площадки предприятий, производственные здания и сооружения должны соответствовать требованиям разд.4 первой части Правил.
2.2. Эксплуатация и ремонт производственных зданий и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований Положения о проведении планово-предупредительного ремонта и технической эксплуатации производственных зданий и сооружений предприятий промышленности строительных материалов, утвержденного Минстройматериалов СССР.
2.3. Производственные здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно требованиям Типовых правил пожарной безопасности для промышленных предприятий, утвержденных МВД СССР.
2.4. Покрытия производственных зданий и сооружений следует очищать от снега, льда и отложений пыли по графику, утвержденному главным инженером предприятия.
3. СКЛАДЫ СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
СКЛАДЫ СЫРЬЯ
3.1. Устройство и эксплуатация мостовых грейферных кранов в складах сырья должны соответствовать требованиям Правил устройства безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.
3.2. Кабины мостовых кранов должны соответствовать требованиям Санитарных правил по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов, утвержденных Минздравом СССР.
3.3. При ремонте грейфера мостового крана непосредственно в складе сырья грейфер должен быть установлен на ремонтной площадке. Поверхность ремонтной площадки должна быть ровной, без выбоин.
Зона проведения ремонтных работ должна быть ограждена инвентарными защитными ограждениями по ГОСТ 23407-78.
3.4. При доставке сырья электровозами операция разгрузки вагонеток в приемные бункера складов сырья должна быть механизирована.
3.5. Во время ремонтных и очистных работ подача составов с вагонетками в склады сырья запрещается. На въездах должны быть включены запрещающие сигналы светофора, а работа мостовых грейферных кранов прекращена.
Ремонтные и очистные работы в складах сырья должны производиться по проекту производства работ и наряду-допуску с соблюдением требований пп.13.45 и 13.46 и прил.15 первой части Правил.
СИЛОСЫ
3.6. Силосы для хранения извести и гипса должны быть оборудованы устройствами (циклоны, рукавные фильтры) для улавливания пыли, образующейся во время их загрузки и выгрузки. Силосы и реакторы непрерывного действия для гашения силикатной смеси должны быть оборудованы газоулавливающими устройствами.
Эксплуатация силосов при неисправных пыле- и газоулавливающих устройствах запрещается.
3.7. Верх силосов должен быть огражден по периметру. Ограждения должны соответствовать требованиям п.4.55 первой части Правил.
3.8. Окна в галереях силосов должны быть снабжены приспособлениями для открывания и фиксации створок в открытом положении. Открытие створок должно производиться с пола галереи.
3.9. Разгрузочные устройства силосов и реакторов для гашения силикатной смеси должны быть оборудованы дистанционным управлением.
3.10. Для перехода через пневмотрассы и конвейеры в галереях силосов должны быть стационарные переходные мостики, соответствующие требованиям п.4.55 первой части Правил.
3.11. Нижние и боковые люки силосов должны быть оборудованы площадками, соответствующими требованиям п.4.55 первой части Правил.
3.12. Все работы, связанные с пребыванием людей в силосе (осмотр, очистка и ремонт), должны производиться по проекту производства работ и наряду-допуску с соблюдением требований пп.13.45, 13.46 и прил.15 первой части Правил.
3.13. Крышки люков силосов должны быть уплотнены и снабжены запирающими устройствами. Ключи следует хранить у начальника цеха или мастера смены и выдавать ответственному руководителю работ после оформления наряда-допуска на производство работ в силосе.
3.14. Вход в силос через нижние и боковые люки разрешается только для выполнения ремонтных работ. Предварительно стены и перекрытие силоса должны быть очищены от зависаний материала. Спуск в силос через верхний люк должен производиться только для осмотра или очистки стен и перекрытия силоса.
3.15. Спуск в силос должен производиться в люльках с помощью лебедок, предназначенных для подъема людей.
Лебедка, канаты и люлька должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.
3.16. При спуске в силос должны быть соблюдены следующие меры безопасности:
силос должен быть освещен внутри переносными электрическими светильниками напряжением не выше 12 В;
задвижки на всех пневмотрассах, идущих в силос, должны быть закрыты и на них вывешены запрещающие знаки безопасности 1.5 по ГОСТ 12.4.026-76 с изм. с поясняющей надписью: "Не открывать - работают люди!";
спускающиеся в силос рабочие должны быть обеспечены необходимым инструментом, средствами индивидуальной защиты (одеждой специальной, каской, респиратором, очками защитными, поясом предохранительным, страхующим канатом и др.) в зависимости от характера и условий производства работ и средствами сигнализации или связи (сигнальными веревками, переговорными устройствами, радиосвязью);
пояс предохранительный, страхующий канат и лебедка должны быть проверены и испытаны.
3.17. В люльке должно быть сиденье, опоры для ног, карман для инструмента, приспособление для очистки силоса, прикрепленное к люльке.
3.18. Люлька должна быть ограждена по периметру. Ограждение должно быть высотой не менее 1,2 м с дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,6 м.
Способ подвешивания люльки должен исключать возможность ее опрокидывания.
3.19. Перед спуском люльки в силос должны быть проверены:
надежность крепления лебедки к перекрытию силоса;
надежность закрепления стального грузового каната на барабане лебедки;
исправность стального грузового каната, блоков, тормозов и привода лебедки;
прочность крепления настила и перильных ограждений люльки.
3.20. Очищать следует сначала перекрытие силоса вокруг люка. Очистку стен силоса и удаление с них наростов и козырьков необходимо производить уступами по всему периметру силоса, постепенно спускаясь вниз.
3.21. При устранении наростов и козырьков люлька не должна находиться в зоне обрушения материала.
3.22. При очистке силоса запрещается:
открывать крышки нижних и боковых люков и входить в силос при наличии в нем извести или гипса, а также при козырьках и навесах материала на стенах и перекрытии силоса;
сходить с люльки на слой материала;
производить обрушение материала подрубкой снизу.
БУНКЕРА
3.23. Бункера для пылящих материалов должны быть оборудованы устройствами (аспирационными системами, аппаратами для очистки воздуха, системами гидрообеспыливания), обеспечивающими в процессе загрузки и разгрузки материала содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны по ГОСТ 12.1.005-76 с изм.
3.24. Ремонтные и очистные работы в бункере должны производиться по проекту производства работ и наряду-допуску с соблюдением требований пп.13.45, 13.46 и прил.15 первой части Правил.
3.25. Крышки люков бункеров должны быть снабжены запирающими устройствами. Ключи следует хранить у начальника цеха или мастера смены и выдавать ответственному руководителю работ после оформления наряда-допуска на производство работ в бункере.
3.26. Открытые загрузочные проемы бункеров должны быть ограждены по периметру в соответствии с требованиями п.4.50 первой части Правил и закрыты решетками. Размер ячеек решеток должен устанавливаться технологическими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
Со стороны загрузки бункера автомобильным транспортом должен быть отбойный брус высотой 0,6 м.
3.27. Бункера должны быть оборудованы устройствами, предотвращающими сводообразование и зависание материалов (электровибраторами, пароэлектрообогревателями, пневмошуровками, ворошителями и др.).
3.28. Разбивать негабаритные куски материала на решетках бункеров необходимо механизированным способом с помощью бутобоев, рыхлителей или других устройств.
Для удаления с решеток бункеров недробимых кусков материала и посторонних предметов должны быть грузоподъемные машины (ручные или электрические тали, лебедки и др.).
3.29. При доставке материала железнодорожным транспортом запрещается:
движение состава на приемных бункерах и эстакадах со скоростью более 5 км/ч;
очистка железнодорожных путей на приемных бункерах во время подачи состава;
присутствие людей в зоне опрокидывания вагонов-думпкаров.
3.30. Перед ремонтом бункер должен быть освобожден от находящегося в нем материала.
3.31. Перед спуском в бункер должны быть соблюдены следующие требования безопасности:
загрузка бункера автомобильным или железнодорожным транспортом должна быть исключена, для чего ответственный руководитель работ должен включить запрещающие загрузку бункера сигналы светофора и выставить наблюдающего, который должен иметь возможность визуального контроля за надбункерной площадкой и двухстороннюю связь с работающими;
шибер на загрузочной течке бункера должен быть закрыт;
загрузочное и разгрузочное оборудование (конвейеры, питатели, дозаторы, шнеки и др.) бункера должно быть отключено в соответствии с требованиями пп.13.45, 13.46 первой части Правил;
работающие должны быть обеспечены необходимыми для ведения работ кранами, талями, лебедками, трапами, настилами, лестницами и средствами индивидуальной защиты (одеждой специальной, очками защитными, респираторами, касками, поясами предохранительными и др.) в зависимости от характера и условий производства работ.
Выполнение указанных мер безопасности должно быть зафиксировано в наряде-допуске.
3.32. При работе в бункере следует применять переносные электрические светильники напряжением не выше 12 В.
3.33. При осмотрах и выполнении работ по обслуживанию бункера запрещается находиться на решетке бункера и спускать людей в бункер для ликвидации сводообразования и зависаний материала.
ХРАНЕНИЕ ТОПЛИВА
3.34. При хранении, складировании и обслуживании складов угля и мазута необходимо соблюдать требования Правил техники безопасности при обслуживании топливно-транспортного оборудования электростанций, утвержденных Минэнерго СССР и Президиума ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности.
ХРАНЕНИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
3.35. Глиняный и силикатный кирпич, камни керамические и силикатные, а также мелкие блоки следует складировать в штабелях или клетках на подкладках, в контейнерах, пакетах или на поддонах. Укладка кирпича и камней должна производиться плашмя с перевязкой вертикальных швов.
Поддоны и пакеты следует устанавливать не более чем в два ряда но высоте, контейнеры - в один ряд. Высота штабелей и клеток не должна быть более 1,5 м.
3.36. Контейнеры, поддоны и приспособления для пакетной транспортировки кирпича должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.
3.37. При складировании и хранении черепицы, стеновых блоков и панелей, плит для перекрытий и перегородок необходимо соблюдать требования СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве", утвержденных Госстроем СССР.
3.38. Листы гипсовые обшивочные (штукатурка гипсовая сухая) должны складироваться и храниться с соблюдением требований ГОСТ 6266-81 с изм.
ХРАНЕНИЕ МАТЕРИАЛА
3.39. Известь, гипс и другие вяжущие материалы хранить навалом следует в закрытых механизированных складах.
3.40. Складирование и хранение леса и пиломатериалов должны осуществляться в соответствии с требованиями Правил техники безопасности и производственной санитарии в деревообрабатывающей промышленности, утвержденных Минлеспромом СССР и СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве", утвержденных Госстроем СССР.
3.41. Мелющие тела (металлические шары, стержни, цилиндры) следует хранить в помещении или под навесом в бетонных отсеках или в контейнерах. Контейнеры для хранения мелющих тел должны соответствовать Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.
3.42. Укладка и хранение огнеупорного кирпича должны производиться с соблюдением требований ГОСТ 24717-81 с изм. в крытых складах, не допускающих увлажнения изделий.
3.43. Приспособления для пакетной погрузки и транспортировки кирпича (клетки, поддоны, подкладки) следует хранить под навесами.
4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ) ПРОЦЕССЫ
ДОБЫЧА СЫРЬЯ
4.1. Разраб