Духовная культура вотчин строгановых
Владельцы вотчин на протяжении несколько веков собирали различные исторические раритеты (иконы, книги, предметы прикладного искусства). И сегодня нас поражают коллекции «строгановской иконописи» и «строгановское золотое шитье».
Фактически сразу же после образования первых городков, в уральских вотчинах Строгановых возникает своя иконописная школа. Это понятно: на обширных территориях Урала продолжается процесс христианизации, стоятся новые церкви, их необходимо обустраивать, икона входит в церковный быт местного и пришлого населения. Иконы пишутся в Пыскоре, Орле-городке, в Чусовских городках, но центром строгановской иконописи в это время Сольвычегодск, затем – Москва. После присоединения Обвы к строгановским владениям своя иконописная школа возникает в Ильинском. Изначально мастера (вывезенные в Сольвычегодск из Новгорода) иконного письма берут за образец Новгородскую школу иконописи. На иконе начала XVII в. мастера Семена Хромого есть надпись: «Си образ писан слово в слово с Чюдотворного образа Знамения Пречистой Богородицы Новгородской. Поставление Никиты Григорьевича Строганова». Затем в качестве примера используются Устюжские иконы.
Первые иконы были большого размера, изображаемые на них лики имели удлиненную пропорцию фигур, исследователи отмечают особую «несколько преувеличенную грацию поз и поворотов», использование при письме ярких красок. По краскам отличают иконы строгановской школы от московских: в них нет тусклых оттенков, коричневого цвета. Используются зеленая, розовая, алая краски.
Чуть позднее – в начале XVII в. – появляются иконы небольшого размера. Такие иконы были удобны в использовании в маленьких отдаленных церквях и часовнях, в частных домах. Искусствовед М. В. Алпатов в своей «Всеобщей истории искусств» так объясняет изменения, произошедшие в XVII в. с иконами: «…Иконопись теряла свой первоначальный смысл. Прежде иконы служили для украшения стен или иконостаса, теперь они были рассчитаны на то, чтобы держать их в руках или рассматривать лежащими на аналое. В прошлом даже самая искусная икона прежде всего имела значение предмета поклонения. Теперь на первый план выступила возможность любоваться тем, как хитро придуман сюжет, как затейливо выписаны подробности, сколько сноровки в передаче деталей проявил тот или иной мастер».
Строгановские иконы XVII в. выполнены «мелочным» письмом – они напоминают миниатюру. Иконы украшаются золотом и серебром, драгоценными камнями, закрываются металлическими окладами.
Изображение божества и святых на иконах – прежде всего изображение некоего идеала, свойственного той или иной эпохе.
Основная часть икон пишется в Сольвычегодске, после смерти Максима Яковлевича и Никиты Григорьевича Строгановы заказывают иконы в Москве, их пишут в Оружейной палате «государевы иконописцы». В первой половине XVII в. иконы строгановской школы пользуются большой популярностью не только в вотчинах Строгановых: их заказывают представители аристократических родов, проживающие в Москве и других русских городах.
Строгановская иконописная школа оказала влияние на развитие иконописания других школ: Московской, Ярославской, Сибирской. С красивейшими образцами строгановской иконописной школы можно познакомиться в залах Пермской художественной галереи. Образцы иконописных шедевров находятся сегодня в Третьяковской Галерее, Государственном Русском музее. Собранные экспонаты привезены из Орла-городка, Чусовских городков, Соликамска. Историк А. А. Введенский описывает иконный фонд Строгановых XVI–XVII вв. в 500 единиц.
Стоит сказать о роли Строгановых в распространении грамотности на Урале. В клане Строгановых все мужчины были грамотны. Доподлинно известно, что, по крайней мере, была грамотна Татьяна Никитична, дочь Никиты Григорьевича Строганова – в 1604 г. она поднесла церкви похвалы Богородице Евангелие, подписанное собственноручно. В XVI–XVII вв. Строгановы обладали для того времени крупными частными библиотеками. Аника Федорович Строганов, судя по описи 1578 г., имел 214 книг (при 85 названиях). У внука Аники – Максима Яковлевича – в первой четверти XVII в. было более 300 книг, а в собрании другого внука – Никиты Григорьевича – по описи 1620 г. насчитывалось 357 книг. По данным екатеринбургского историка-архивиста Н. А. Мудровой, если учитывать все те книги, которые передавались Н. Г. Строгановым в церкви и монастыри, то число книг в его библиотеке возрастало до 500 экземпляров.
Сегодня часть раритетов из этого великолепного книжного собрания хранятся в Государственном историческом музее (Москва), Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург), Российской государственной библиотеке (Москва). В Березниковском историко-художественном музее имени И. Ф. Коновалова хранится старопечатная книга «Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий апостола Павла», изданная в Киевской типографии Киево-Печерской Лавры 02.04.1623, в которой скорописью, характерной для XVII в., записано о «вкладе» этой книги именитым человеком Григорием Дмитриевичем Строгановым (1656–1715) «в вотчину свою на Орел-городок к церкви владичицы нашея Богородицы и присно девы Марии». В этом же музее хранится и другая редкая книга «Симеон Полоцкий. Обед душевный», изданная в Московской типографии 10 января 1681 г., на которой также скорописью XVII в. записано о том, что она была пожертвована в церковь Похвалы Богородицы Орла Г. Д. Строгановым.
Были в библиотеке Строгановых и совершенно уникальные книги, такие как знаменитая «Азбука первопечатника Ивана Федорова», изданная во Львове в 1574 г., которая сейчас находится в библиотеке Гарвардского университета.
В пределах Орла-городка, судя по письменным источникам, находились «церковь строения деревянного соборнея во имя Похвалы Пресвятой Богородицы с приделами, церковь Воздвижения Святого Животворящего Креста Господня, церковь Успения Пресвятой Богородицы». В каменной соборной церкви Похвалы Богородице современного поселка Орел, выстроенной в 30-х гг. XVIII в., имеется уникальный резной деревянный золоченный иконостас конца XVIII в., который, по преданию, был перенесен из старого деревянного собора Орла-городка. Этот иконостас выполнен в традициях парадных иконостасов Оружейной палаты Московского Кремля, подтверждением чего могут служить иконы царского изографа И. Максимова.
Со строгановскими вотчинами, а точнее с Орлом-городком связана первая русская попытка написания светского романа – «Повесть о Савве Грудцыне». Роман датируется литераторами 1666–1668 гг. Большая часть действия его происходит в Орле-городке: герой романа, Савва Грудцын, отправленный отцом по купеческой надобности в Соликамск, остановился в Орле-городке, где с ним приключается несчастная любовь к замужней женщине. Есть в романе и страшная месть, и колдовские силы, и приворотное зелье, и даже сделка с дьяволом, царство которого находилось неподалеку. И хотя, по мнению историка Е. Н. Шумилова, автор романа никогда не был в Орле-городке, сам факт выбора места действия романа весьма примечателен.
Являясь центром духовной культуры Прикамья в XVII в., Орел-городок стал родиной редкого и уникального сборника поучений – «Статир», который является ярким памятником ораторского искусства XVII в. Этот сборник сохранился до наших дней в единственном списке, и хранится в Российской государственной библиотеке. По мнению екатеринбургского историка Н А. Мудровой «рукопись по праву можно отнести к «золотому фонду» древнерусской письменности». Сборник был составлен священником соборной церкви Похвалы Богородицы Орла-городка – священником Потапом Прокофьевым.
Потап Прокофьев был необыкновенно начитанным, эрудированным для того времени человеком. Он использовал для создания своего труда произведения византийских, русских, белорусских и украинских писателей, а также материалы астрологического, естественно-исторического характера, а также сведения, заимствованные из греческой мифологии. В целом же «Статир» представляет собой исключительно объемный труд, насчитывающий 1624 страницы. Столь глубокие знания провинциальный автор мог почерпнуть лишь из библиотеки Строгановых, находившейся в то время в Орле-городке.
В первой половине XVII в. составляется так называемая «Строгановская Сибирская летопись» – с полным названием «О взятии сибирской земли, како благочестивому государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Руси подарова Бог Сибирское государство обладати ему государю и победити Муртазелиева сына Кучума салтана сибирского и сына его царевича Маметкула взяти жива, и како просвети Бог ту сибирскую землю Святым крещением и Святыми Божиими церквами и утверди в ней святительский престо архиепископию». Отдельные главы летописи, большей частью посвященной походу Ермака, описывает историю строгановских поселений на Урале.
Привносимые на Урал Строгановыми образцы русской духовной культуры быстро укоренялись и распространялись не только в границах строгановской вотчины, но и за ее пределами. Историки неоднократно отмечали, что многие культурные новшества, пришедшие на Урал, имели центром своего распространения Строгановские городки. Так было вплоть до начала XIX в. Перенос новшеств был стремителен: едва только в Санкт-Петербурге и Москве появилась новая мода на псевдоантичные вещи, они тут же появлялись во владениях Строгановых. В слоях начала XIX в. строгановских поселений археологи обнаружили новомодные и пока редкие даже в столицах псевдоантики – геммы и медные украшения каминов.