Пожарный инструмент для выполнения аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы (АСР), связаны с тушением пожаров. Эти действия по спасанию людей и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим, а также эвакуацию имущества.

Эти работы в основном выполняются пожарными с использованием штатных средств спасания и немеханизированного инструмента, которыми укомплектованы пожарные автоцистерны и автонасосы.

Немеханизированный инструмент используется также для разборки строительных и технологических конструкций для выявления скрытых очагов горения, выпуска дыма, предотвращения горения.

К ручному немеханизированному инструменту относятся: пожарные багры, ломы, крюки, топоры, столярные ножовки, ножницы для резки электропроводов. По желанию заказчика в комплект оборудования автоцистерны может включаться и другой инструмент, например гидравлические ножницы для резки арматуры.

Пожарные багры предназначены для разборки кровель, стен, перегородок, стропил и других частей конструкций зданий и растаскивания горючих материалов. На пожарах используют багры двух типов.

Багор пожарный металлический (БПМ) (рис.2.13, а) состоит из крюка, копья, металлического стержня и рукоятки. Стержень изготовлен из трубы диаметром 20 мм. Крюк и копье изготовлены из стали Ст45 и подвергаются термической обработке. Крюк и металлическое кольцо приварены к стержню. Этими баграми укомплектовываются пожарные автомобили.

 
  Пожарный инструмент для выполнения аварийно-спасательных работ - student2.ru

Рис. 2.13. Багры и ломы пожарные:

а – багор металлический; б – багор насадной; в – лом тяжелый; г – лом с шаровой
головкой; д – лом легкий; е – лом универсальный

Багор пожарный насадной (БПН) состоит из деревянного стержня, на который насаживается и крепится металлический крюк с копьем (рис.2.13, б). Деревянные стержни изготавливаются из твердой древесины: березы, граба, бука.

Основные характеристики багров приведены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Обозначение багра Длина багра, мм Длина крюка, мм Масса, кг
БПМ
БПН

Пожарные ломы предназначены для вскрытия строительных конструкций и входят в комплект пожарных автомобилей.

Лом пожарный тяжелый (ЛПТ) предназначен для тяжелых рычажных работ по вскрытию конструкций, имеющих плотные соединения (полы, дощатые фермы, перегородки), а также для вскрытия дверей.

Лом представляет собой металлический стержень диаметром 28 мм. Его верхняя часть (рис.2.13, в) изогнута и образует четырехгранный крюк, а на нижней части имеется заточка на два канта.

Пожарный лом (ПШ) с шаровой головкой рис. 2.13, г) предназначен для обивки штукатурки, скалывания льда с крышек колодцев гидрантов.

Лом представляет собой круглый стержень, на верхнем конце которого имеется шар. Диаметр его 50 мм, плоский срез имеет диаметр 25 мм. На нижнем конце лома имеется заточка на два канта с шириной лезвия 12,5 мм.

Лом пожарный легкий (ЛПЛ) используют для расчистки мест пожара, вскрытия кровель, обшивки и в других подобных работах. Он представляет собой металлический стержень диаметром 25 мм, верхний конец которого отогнут под углом 45о и заострен на четыре грани так, что образуется плоское лезвие шириной 10 мм. Длина заточки 80 мм (рис. 2.13, д). Нижний конец лома также четырехгранный. На расстоянии 200 мм от верхнего конца имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески лома.

Лом пожарный универсальный (ЛПУ) используется для открывания окон и дверей (рис. 2.13, е). Он представляет собой металлический стержень с двумя отогнутыми частями. Основные характеристики ломов указаны в табл. 2.5.

Таблица 1.5

Обозначение лома Длина лома, мм Длина крюка, мм Масса лома, кг
ЛТП 6,7
ЛТЛ 4,8
ЛТУ - 1,5

Ломы изготавливаются из стали Ст45, заостренные их части
подвергаются термической обработке.

Пожарные крюки.В пожарной охране используются легкий пожарный крюк (рис. 2.14) и крюк для открывания крышек колодцев-гидрантов (рис. 2.15). Пожарные крюки входят в комплект пожарных автомобилей.

Легкий пожарный крюк (ЛПК) предназначен для вскрытия конструкций внутри зданий и удаления их с места пожара. Крюк изготовлен из полосовой стали Ст45Н сечением 25х12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 225 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, с другой стороны имеется ушко для навязывания веревки толщиной 14–17 мм и длиной
1300 мм. Веревка заканчивается петлей длиной 500 мм. Масса крюка 1,5 кг.

Пожарный инструмент для выполнения аварийно-спасательных работ - student2.ru

Топор пожарный поясной предназначен для перерубания и разборки различных элементов деревянных конструкций горящих зданий. С его помощью пожарные могут передвигаться по крутым скатам кровель. Он может использоваться для открывания колодцев пожарных гидрантов. Топор входит в состав снаряжения бойцов и командиров пожарной охраны и переносится на спасательном поясе и называется поясным.

Пожарный инструмент для выполнения аварийно-спасательных работ - student2.ru Топор пожарный поясной (рис. 2.16) имеет лезвие 2 и кирку 3. Его лезвие предназначено для разборки деревянных конструкций. Кирка используется для проделывания отверстий в кирпичных и бетонных конструкциях, передвижения пожарных по скатам крыш.

Полотно топора изготавливается из высокоуглеродистой стали У7, а его лезвие подвергается термической обработке. Топор насаживается на деревянное топорище 4 и закрепляется к нему металлическими накладками 1. Топорище изготавливают из твердых сортов древесины (береза, клен, ясень, граб, бук).

Топорище не окрашивается, так как краска может покрывать поверхностные трещины. Длина топора составляет 350–380 мм, а его масса должна быть не более 1 кг.

Электрозащитные средства используются для отключения электрических проводов. Они входят в комплект для резки электрических проводов. В него входят: резиновые перчатки и галоши (боты), резиновый коврик и диэлектрические ножницы.

Диэлектрические ножницы предназначены для перерезания электрических проводов под напряжением (НРЭП). Рукоятки ножниц имеют электроизоляцию из резины. С помощью ножниц можно перерезать провода диаметром от 1 до 15 мм под напряжением до 1000 В. Они могут перерезать стальную проволоку диаметром до 6 мм. Габаритные размеры ножниц 560х260х60 мм, масса не более 3,5 кг.

Дополнительное снаряжение пожарных – пожарный фонарь, тепловизоры, радиомаяки, звуковые маяки должны обеспечивать освещение места пожара, поиск очагов возгорания, поиск людей в задымленной атмосфере, обозначение мест расположения пожарных и других работ.

Особенности размещения ПО

Номенклатура (перечень) ПО, возимого на АЦ, включает более 50 наименований различных приспособлений и устройств. На других ПА, например автомобилях специального применения, перечень ПО значительно меньше.

ПО на пожарных автомобилях используется крайне неравномерно. Частота его применения на АЦ изменяется в очень широких пределах. Так, пожарные насосы включаются в работу на всех пожарах. Рукава всасывающие, в зависимости от их диаметра и развития водопроводной сети в городах, используются на 4–10 % всех пожаров. Пожарные напорные рукава диаметром 51 мм применяют на 80 % пожаров, а диаметром 77 мм – только на 20 % пожаров; а гидроэлеватор, например, – только на 1,1 % всех случаев тушения пожаров.

Различные образцы ПТВ различаются по массе, размерам и занимаемым ими объемам. Так, масса комплекта пожарных рукавов на
автоцистернах составляет 270 кг, а объем, занимаемый ими, равен 35–40 % объема отсеков. Масса колонки пожарной равна 18 кг, а габаритные размеры находятся в пределах 430х190х1090 мм, пеносмесители различного
типа имеют массу 4,6–6 кг при длине 420–520 мм, стволы различного назначения при длине до 450 мм имеют массу до 2 кг и т.д. Общая масса
возимого и снимаемого с ПА пожарно-технического вооружения находится в пределах 500–700 кг.

Размещение ПО должно удовлетворять ряду требований: способствовать уменьшению времени боевого развертывания ПА, не снижать его оперативной подвижности, его крепление и размещение должны быть травмобезопасными.

Для реализации изложенных требований размещение ПО в отсеках ПА должно подчиняться принципу эргономики, согласно которому
«…оборудование, органы управления и приборы должны располагаться в соответствии с логикой деятельности человека».

При размещении ПО в отсеках АЦ следует учитывать возможности:

группировки его элементов по их функциональному назначению;

применения (насколько оно важно для выполнения определенной группы операций);

оптимального размещения по конфигурации ПО, его массе, геометрическим размерам;

последовательного использования, согласно которому оно применяется при организации работы;

частоты использования (в соответствии с этим элементы, наиболее часто используемые, должны находиться в самых удобных местах);

рациональной доступности оборудования для пожарных различного роста.

Эти принципы (или возможности) трудно согласовать между собой. Поэтому при разработке схемы размещения ПО на АЦ должен быть разумный компромисс.

Для обеспечения оптимальной оперативной подвижности и безопасного движения ПА необходимо массу пожарной надстройки (25 % от общей массы ПА), включающей и ПО, размещать так, чтобы выполнялись два условия. Прежде всего, необходимо, чтобы нагрузка на управляемую ось составляла не менее 25 % от полной массы ПА. Кроме того, нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с отклонением ±1 %.

Учитывая влияние ПО на технические возможности ПА, запрещается самовольное, необоснованное переукомплектование ПО пожарных автомобилей и изменение его размещения в них.

Наши рекомендации