Материалы основных деталей насосов НК, НКВ
Деталь | Исполнение проточной части | ||
С | Х | Н | |
Марка материала | |||
Корпус насоса, крышка корпуса, направляющий аппарат, диафрагма. | 25-Л-11 | 20Х13Л | 10Х18Н10ТЛ |
Нажимная втулка сальников | 25-Л-11 | 20Х13Л или 25 Л-11 | 10Х18Н10Т |
Уплотнительные кольца и вкладыши щелевых уплотнений, разгрузочная втулка | 40Х HRC 22-32 | 30X13 HRC 30-35 | 10Х18Н10Т |
Вал | 40Х | 20Х13 или 30Х13 | 45Х14Н14В2М |
Уплотнительные кольца и втулки уплотнений | 40Х HRC 52-56 | 30X13 HRC 52-56 | 12Х18Н10Т наплавка стеллитом В3К |
Защитная втулка | 95Х18 HRC 52-56 | 19Х18 HRC 52-56 | 12Х18Н10Т наплавка стеллитом В3К |
Приложение 2
Приложение 3
Прокладочные материалы.
№ | Прокладки | Предельная температура 0С | Предел Рраб МПа, при уплотнительной поверхности фланцев | Среда | |||||
Материал, конструкция | Гост, нормаль | от | до | Гладкие | Выступ-впадина | Шип- паз | Под кольцевую овального сечения | ||
1. | Резина техническая кислотощелочестойкая (КЩ) | 7338-77 | -30 | +50 | 1,0 | Вода, воздух, нейтральные растворы солей, нейтр. газы | |||
2. | Резина техническая маслобензостойкая (МБ) | 7338-77 | -30 | +50 | 1,0 | Тяжелые н/п., керосин, масла, бутиловый спирт | |||
3. | Резина техническая Теплостойкая (Т) | 7338-77 | -- | +140 | 1,0 | Водяной пар, сухие нейтр. и инертные газы | |||
4. | Паронит общего назначения (ПОН) | 481-80 | -35 | +80 +250 +450 +200 +15 +150 | 1,0 2,5 2,5 2,5 2,5 1,6 | 6,4 6,4 6,4 | Вакуум 50 до 95% | Воздух Вода пар, сухие нейтр. и инертные газы Тяжелые нефтепродукты Легкие нефтепродукты Спирты | |
5. | Паронит маслобензостойкий (ПНБ) | 481-80 | -40 -182 | +200 +300 +60 +150 +490 | 2,5 2,0 1,6 2,5 0,25 2,5 | 5,0 6,4 | Вакуум Вакуум Вакуум | Легкие н/п Тяжелые н/п Сж и газ. углев Кис. и азот газ Кис. и азот жид Кокс. газ | |
Паронит, армированный сеткой (ПА) | 481-80 | +250 +450 +250 +400 +200 | 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 | 10,0 10,0 7,5 7,5 7,5 | Вакуум Вакуум | Вода Пар водяной Воздух, нигазы Тяжелые н/п Легкие н/п | |||
7. | Паронит электролизерный (ПЭ) | 481-80 | -15 | +180 +150 +200 | 2,5 1,6 | 2,5 0,6 | 2,5 0,6 | Водор. Кислород Щелочи 40% Аммиак жг Нитроз. Газы | |
8. | Пластикат поливинил- хлоридный | Ту мхп2024-49 | -15 | +40 | 1,0 | 4,0 | Жир. к-ты. Аммиак. Метил спирт | ||
9. | Картон прокладочный пропитанный марки А | 9347-74 | +40 | 1,0 | Вода | ||||
10. | Картон асбестовый | 2850-80 | -15 | +450 | 0,15 | Углвод.жг, мазут, масла, смолы | |||
11. | Фибра листовая техническая | 14613-69 | -15 | +80 | 1,0 | 1,6 | Вакуум | Нейтрал. газов. среды | |
12. | Фторопласт-4 | 10007-80 | -269 | +250 | 2,5 | К-ты, щел, растворители | |||
13. | Алюминий отожженный марки АМЦ | -196 | +250 | 1,6 | 4,0 | Вакуум | Углвод.жг, мазут, масла, смолы, неагрес. | ||
14. | Алюминий АЗ | 11069-74 | +425 | 1,6 | 4,0 | Вакуум | То же | ||
15. | Медь листовая мягкая марки М2 | 495-77 | -196 | +250 | 2,5 | 10,0 | Вакуум | Вода, пар, жг н/п | |
16. | Свинец марки С2 | 3778-77 | -15 | +50 +20 | 0,6 0,6 | Вакуум Вакуум | Морск. вода Серн. к-та Хлор чист.и ж | ||
17. | Гофрированные асбомедные | -70 | +315 | 2,5 | 6,4 | Фенол, ацетон, бензол, толуол | |||
18. | Гофрированные асбоалюминевые | -70 | +425 | 2,5 | 6,4 | Тяж. Легк. Н/п Сух .вод. пар | |||
19. | Спирально-навитые, каркас из стали 12Х18Н10Т, наполнитель из паронита марки ТП-1 | ОСТ 2602-399-72 | +450 | 2,5 | 10,0 | Пар, вода, неагрессивные Среды | |||
20. | Спирально-навитые, каркас из стали 12Х18Н10Т, 08Х18Н10Т наполнитель из паронита марки КП-2 | ОСТ 2602-399-72 | +250 | 1,6 | 1,6 | К-ты, щелочи, окислители и другие агрес- сивные среды. | |||
Спирально-навитые, каркас из стали 12Х18Н10Т, наполнитель из асбестовой бумаги марки АРБ-3 | ОСТ 2602-399-72 | +600 | 2,5 | 10,0 | Пар, сухие газы, тяжелые н/п. | ||||
Зубчатые из низколегированной стали. | По спец. чертежам | -40 | +470 | 10,0 | Углеводороды жид. и газоб. Вод пар. Газы и пары нейтрол | ||||
Зубчатые из стали 12Х18Н10Т | То же | -196 | +700 | 10,0 | То же | ||||
Зубчатые медные | То же | -196 | +250 | 10,0 | То же | ||||
Кольцевые овального сечения из стали 08КП | То же | -40 | +475 | 16,0 | Углеводороды жид. и газоб. Вод пар. Газы и пары нейтрол | ||||
Кольцевые овального сечения из стали 08Х18Н10Т | То же | -70 | +600 | 16,0 | То же |
Приложение 4
Основные материалы для сальниковой набивки.
Набивка марка | Характеристика набивки | Рабочая среда | Допустимая температура 0С | Допустимое давление МПа |
Плетеные хлопчатобумажные | ||||
ХБС | Хлопчатобумажная сухая | Воздух, смазочные масла, органические растворители, углеводороды, питьевая вода, спирты, пищевые продукты. Жидкий и газообразный аммиак | -40 | |
ХБП | Хлопчатобумажная, пропитанная антифрикционным составом, графитированная | Воздух, нефтяное топливо, смазочные масла, инертные газы, углеводороды, промышленная вода. | ||
ХБРП | Хлопчатобумажная, с резиновым сердечником, пропитанная антифрикционным составом | Воздух, инертные газы, минеральные масла, промышленная вода | ||
ХБТС | Хлопчатобумажная, тальковая, сухая | Промышленная вода, нейтральные растворы солей, слабокислые среды, водяной пар | 1,0 | |
ХБТП | Хлопчатобумажная, тальковая, пропитанная антифрикционным составом | Воздух, минеральные масла, углеводороды, нефтяное светлое топливо, промышленная вода, водяной пар | 1,0 | |
ЛС | Из лубяных волокон, сухая | Промышленная вода, нейтральные растворы солей, слабокислые среды, водяной пар Жидкий и газообразный аммиак | -40/+100 | 16,0 16,0 |
ЛП | Из лубяных волокон, пропитанная антифрикционным составом, графитированная | Воздух, инертные газы, минеральные масла, углеводороды, нефтяное темное топливо, промышленная вода, соленая вода, растворы щелочей | 16,0 | |
Плетеные пеньковые | ||||
ПС | сухая | Воздух, смазочные масла, углеводороды | ||
ПП | пропитанная | Воздух, топливо нефтяное темное, смазочные масла, углеводороды, растворы щелочей | ||
Плетеные асбестовые | ||||
АП | Асбестовая, пропитанная антифрикционным составом, графитированная | Воздух, нефтепродукты, слабокислотные растворы, газы и пары агрессивные | 4,5 | |
АПР | Асбестовая, с латунной проволокой, пропитанная антифрикционным составом, графитированная | Промышленная вода, нефтепродукты, слабокислотные масла. | 4,5 | |
АМБ | Асбестовая, пропитанная антифрикционным маслобензостойким составом | Кислые масла, нефтяное топливо, органические растворители | 3,0 | |
АПС | Асбестовая, прорезиненная, графитированная, сухая | Нефтепродукты, пар насыщенный и перегретый, вода перегретая, слабые органические кислоты, щелочи. | ||
АПП | Асбестовая, прорезиненная, пропитанная антифрикционным составом, графитированная | Нефтепродукты, пар насыщенный и перегретый, вода перегретая, слабые органические кислоты, щелочи, спирты | 32,5 | |
АПРПС | Асбестовая, с латунной проволокой, прорезиненная, графитированная, сухая | Нефтепродукты, пар насыщенный и перегретый, вода перегретая, слабые органические кислоты, щелочи, спирты | ||
АПРПП | Асбестовая, с латунной проволокой, прорезиненная, пропитанная антифрикционным составом, графитированная | Нефтепродукты, пар насыщенный и перегретый, вода перегретая, слабые органические кислоты, щелочи, спирты, обезжиренный сухой воздух | ||
АФТ | Асбестовая, пропитанная суспензией фторопласта с тальком | Органические продукты, кислые соли магния, раствор каустической соды | 8,0 | |
АГ | Асбестовая, проклеенная с графитом | Вода, питательная вода, аммиак, органические растворители | ||
АФВ | Асбестовая, пропитанная суспензией фторопласта и консистентной смазкой с добавлением графита | Щелочная среда любой концентрации | ||
АФ | Асбестовая, пропитанная суспензией фторопласта | Особо чистые вещества | 0,4 | |
ПАФ | Полипропиленовая, с асбестовым сердечником, пропитанная суспензией фторопласта с добавкой нитрата бора | Кремнефтористоводородная кислота | 0,15 | |
ФФ | Фторлоновая, пропитанная суспензией фторопласта | Серная и азотная к-та конц. до 45% Соляная кислота конц. до 35% | 3,0 | |
УС | Из углеродных нитей, сухая | Серная, соляная, азотная и фосфорная кислота Пар водяной; неф/продукты | 3,0 10,0 | |
УСФ | Из углеродных нитей, с сердечником из фторлоновой набивки | Серная, соляная, азотная и фосфорная кислота Нефтепродукты | 3,0 3,0 | |
Разные | ||||
Шнур асбестовый АС, пропитанный смазкой ЦИАТИМ-221 | Нейтральные газы | -50/+70 | 20,0 | |
Шнур асбестовый, пропитанный графито-парафиновой смазкой | То же | -200/+50 | 4,0 | |
Асбест с графитом | Вода, пар | |||
Резиновые кольца и манжеты | Вода, воздух, пар, масла, нефтепродукты, растворы кислот и щелочей | |||
Графит чешуйчатый в виде пасты или прессованных колец и полуколец | Вода, пар и другие среды | |||
Фторопласт-4 в виде стружки, колец или манжет | Коррозионные среды | -250/+200 | 5,0 | |
Фторопластовый уплотнительный материал ФУМ-В | То же | -60/+150 | 6,4 |
Приложение 5
Смазочные материалы [5]
Смазочные материалы классифицируются по агрегатному состоянию и по происхождению (исходному сырью).
По агрегатному состоянию смазочные материалы подразделяются на жидкие смазочные масла, пластичные и твёрдые смазки.
Жидкими смазочными маслами называют такие, которые при обычной температуре находятся в жидком состоянии.
Пластичные смазки в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии (солидолы, консталины и др.)
Твёрдые смазки не меняют агрегатного состояния под действием различных факторов (температура, давление и др.), к ним относятся графит, тальк и др. Обычно их применяют в смеси с жидкими маслами или пластичными смазками.
По исходному сырью смазочные материалы разделяют на минеральные органические и синтетические. Наибольшее применение нашли минеральные (нефтяные) смазочные материалы.
Жидкие смазочные масла.
Минеральные смазочные масла делятся на следующие основные группы:
n индустриальные – для смазки разнообразных механизмов;
n моторные – для смазки транспортных и специальных двигателей внутреннего сгорания;
n трансмиссионные – для смазки различных трансмиссионных передач;
n цилиндровые;
n турбинные;
n компрессорные;
n гидравлические.
Эксплуатационные свойства масел характеризуются следующими показателями:
1. вязкость;
2. антиокислительная стабильность;
3. противокорозионные свойства;
4. температура вспышки;
5. температура застывания;
6. содержание механических примесей;
7. содержание воды.
Индустриальные масла (ГОСТ 20799-88) объединены в группу из 10 марок различной вязкости без присадок:
И-5А, И-8А, И-12А, И-20А, И-25А, И-30А, И-40А, И-50А, И-70А,
И-100А, и масла с присадками: ИГП-18, ИГП-30, ИПГ-38, ИГП-49.
Моторные масла (ГОСТ 17479.1-85).Стандартная марка включает следующие знаки: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающую класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или две из шести букв алфавита, обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла (шесть
групп: А, Б,В, Г,Д, Е ).Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 – дизельным маслам.
Примеры обозначения:
М-8-В1 – моторное, класса вязкости 8 для среднефорсированных карбюраторных двигателей (В1)
М-6з/10-В – моторное, класса вязкости 6з/10, универсальное для среднефорсированных дизелей и карбюраторных двигателей (В)
М-4з/8-В2Г1 – моторное, класса вязкости 4з/8, для среднефорсированных дизелей (В2) и высокофорсированных карбюраторных двигателей (Г1)
По мировой классификации, разработанной американским Обществом автомобильных инженеров (SAE), цифры в маркировки указывают класс вязкости.
Для всесезонных масел после аббревиатуры SAE следует "зимний" показатель вязкости (при – 200С), затем - "летний" (разогретое до +100С). Чем ниже "зимний" показатель вязкости, тем ниже температура замерзания масла. Чем выше "летний" показатель, тем выше температура окружающей среды, при котором масло остаётся работоспособным.
SAE 0W-40, SAE 5W-30, SAE 10W-30, SAE 15W-30, SAE 20W-30.
SAE 0W-50, SAE 5W-40, SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-40.
-30 + 30
0C (температура воздуха)
Масла данной классификации по химическому составу подразделяются на синтетические, полусинтетические и минеральные.
Трансмиссионные масла (ГОСТ 17479.2-85) по условиям применения подразделяются на две группы: без присадок – для цилиндровых и конических передач, работающих при умеренных удельных нагрузках; с противозадирными присадками – для высоко напряжённых спирально-конических и гипоидных передач.
В зависимости от сезонных и климатических условий различают летние, зимние и северные масла. В последнее время применяют всесезонные масла с температурой застывания до – 250С.
Основные марки трансмиссионных масел:
ТАп-15В; ТСп-14гип; ТСп-15К; ТАД-17и.
Зарубежные марки трансмиссионных масел:
SAE 85W-140 (-15); SAE 80W-90 (-27); SAE 75W-90 (-40);
Цилиндровые масла (лёгкие и тяжёлые) (ГОСТ 6411-76)
предназначены для смазывания паровых машин, а также механизмов, работающих при больших нагрузках и малых скоростях.
Основные марки цилиндровых масел: 11, 24, 38, 52
Турбинные масла (ГОСТ 9972-74) предназначены для смазывания и охлаждения паровых и газовых турбин, быстроходных центробежных компрессоров и других подобных машин.
Турбинные масла различаются вязкостью и наличием присадок;
без присадок: Т22, Т36, Т46, Т57
с присадками: Тп-22с, Тп-30, Тп-46.
Компрессорные масла (ГОСТ 1861-73) в зависимости т области применения и предъявляемых требований подразделяют на классы:
1. для поршневых и ротационных компрессоров
без присадок К-19, КС-19;
с присадками КС-19п, К3-10, К3-20; К2-24
2. для турбокомпрессорных машин Кп-8С;
3. для холодильных компрессоров ХА (фригус), ХА-23, ХА-30, ХФ 12-16,
ХФ 22-24, ХФ 22С-16.
Масла для гидравлических систем должны иметь низкую температуру застывания (на 5-100 ниже температуры окружающего воздуха, при которой работает гидросистема), иметь температуру кипения на 20-300 выше максимальной рабочей температуры, обладать небольшой вязкостью, не вызывать коррозию металлов, не разрушать резиновых уплотнений, не содержать механических примесей.
В качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах с шестеренными насосами рекомендуются моторные масла М-10Б1,
М-10Б2 – летом и М-8Б1, М-8Б2 – зимой или индустриальные масла
И-20А, И-30А – летом и И-12А – зимой. Широкое применение нашло авиационное гидравлическое масло АМГ-10 и масло с антикоррозионной и противоизносной присадкой МГЕ-10А, а также веретенное масло АУ.
Пластичные смазки.
По своим свойствам пластичные (консистентные) смазки занимают промежуточное место между твердыми смазками и маслами. Они состоят из двух компонентов жидкой основы и загустителя–и, кроме того, содержат присадки улучшающие эксплуатационные характеристики. Нередко в состав смазок вводят различные наполнители: графит, дисульфид молибдена, порошкообразные металлы и их оксиды.
Основное преимущество смазок перед маслами – способность удерживаться в негерметичных узлах трения, работоспособность в более широких интервалах температур и скоростей, лучшая смазывающая способность, антикоррозионные свойства, работоспособность в контакте с водой и другими агрессивными средами.
К недостаткам смазок следует отнести плохую охлаждающую способность, более высокую склонность к окислению, сложность подачи к узлам трения.
Пластичные смазки подразделяют на: антифрикционные, консервативные и уплотнительные.
Антифрикционные смазки имеют наибольшее применение; их подразделяют на смазки общего назначения, для повышенных температур, многоцелевые, термостойкие и химически стойкие.
Солидол С (синтетический) применяют в подшипниках качения и скольжения, в шарнирах, в винтовых и цепных передачах, тихоходных шестеренчатых редукторах и других узлах трения. Пресс-солидол применяют при подаче смазки через пресс-масленки.
Солидол УС-2 отличается от синтетического тем, что его загущают кальциевыми мылами жирных кислот. Жировые солидолы имеют лучшие вязкостно-температурные характеристики и более предпочтительны, чем синтетические. Их применяют для всех типов узлов трения машин и механизмов, работающих в обычных условиях.
Графитовая смазка УСсА состоит из загущенного цилиндрового масла с добавкой 10% графита марки П; применяется для нагруженных тихоходных механизмов, открытых зубчатых передачах и т.д.
Универсальную тугоплавкую смазку УТ – консталин – используют главным образом в подшипниках качения, работающих при температурах до 1200С.
Литол-24 можно применять в узлах трения всех типов: подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и иных передачах, для смазывания трущихся поверхностей. Имеет хорошие консервационные свойства и достаточно надежно защищает металлические изделия от коррозии; может успешно заменять солидолы всех типов.
Смазка ЦИАТИМ-221 не замерзает при низких температурах, не растворима в воде, но плохо противостоит трению скольжения. Весьма стабильна химически и инертна по отношению к резине и полимерным материалам, поэтому достаточно широко применяется в парах трения резина – металл, в узлах трения, работающих в глубоком вакууме.
Смазка ВНИИНП-207 аналогична составу и свойствам ЦИАТИМ-221, но превосходит ее по сроку службы в подшипниках качения при 150-1800С.
Смазка ВНИИНП-219 отличается от ВНИИНП-207 тем, что в ее состав введен дисульфид молибдена. Используется в подшипниках качения, работающих при температурах до 2000С и повышенных нагрузка
Консервативные смазки в соответствии с их особенностями подразделяются на две группы: общего назначения и канатные.
Среди смазок общего назначения преобладают углеводородные, известные под различными названиями: вазелин, пушечное, нефтяное сало, ПВК и др.
Смазка ПВК сохраняет защитную способность и предотвращает коррозию металлов вплоть до минус 500С. Консервационная способность смазки ПВК связана с высокой водостойкостью. Смазкой ПВК защищают от коррозии металлические изделия любой формы и размеров. Она предотвращает ржавление изделий из черных и цветных маталлов в самых жестких условиях в течении нескольких лет.
Вазелин технический известен как вазелин технический УН. По составу и свойствам близок к смазке ПВК, но уступает ей по температуре плавления. Используется для консервации металлоизделий.
Канатные смазки служат для предотвращения коррозии и уменьшения трения между отдельными проволоками и прядями стальных канатов. Их делят на три группы:
Общего назначения – для стальных канатов всех типов.
Фрикционные – для канатов используемых в подземных механизмах с фрикционными шкивами.
Пропитки – для пеньковых сердечников канатов.
В настоящее время выпускают канатные смазки общего назначения Торсиол 35Б, Торсиол-55; фрикционные 39У, КФ-10; пропитки Е-1, Е-9, ЛЗ-Е-91.
Уплотнительные смазки чаще всего данные смазки используют в сальниковых уплотнениях насосов, арматуре трубопроводов – в кранах, задвижках, вентилях и др. Широкое применение они находят в резьбовых соединениях труб нефте-и газопроводов для облегчения монтажа и демонтажа высокотемпературных и тяжелонагруженных резьбовых соединений.
Смазка ЛЗ-162 растворима в нефтепродуктах, но не в воде. Предназначена для арматуры – прямоточных задвижек и пробковых кранов, где обеспечивает герметичность при давлениях до 12МПа.
Смазка ВНИИНП-291 предназначена для герметизации водопроводных коммуникаций. Нерастворима в воде и углеводородах, имеет высокий предел прочности, стабильна.
Смазка лимол обеспечивает противозадирные свойства. Применяется в качестве монтажной смазки для сборки узлов трения скольжения при средних и высоких нагрузках и температуре до 1200С.
Паста ВНИИНП-225 применяют для резьбовых соединениях, нагреваемых до высоких температур, в тяжелонагруженных тихоходных узлах трения, работающих при температурах от – 40 до +3000С.
Замазку вакуумную применяют для уплотнения разборных и неподвижных соединений вакуумных установок.
Твердые смазки – это материалы, которые обеспечивают смазку между двумя поверхностями в условиях сухого или граничного трения при экстремальных режимах. К ним относятся дисульфиды молибдена и вольфрама. Наиболее характерными представителями самосмазывающих материалов является графит, применяющийся для работы на воздухе.
Для условий вакуума в подшипниках скольжения применяют материал АМАН-2. В прецизионных и силовых узлах трения, работающих в широком диапазоне температур, применяют металлические покрытия ВНИИНП-209, ВНИИНП-212 и другие, выполняющие роль смазки.
Приложение 6
Материаловедение [5,8]
Железоуглеродистые сплавы.
Железоуглеродистыми сплавами называются сплавы железа с углеродом и некоторыми другими элементами (марганцем, фосфором, серой и др). В зависимости от содержания углерода железоуглеродистые сплавы подразделяются на две группы – чугун и сталь. Если в железоуглеродистом сплаве содержится до 2% углерода, то его называют сталью, если более 2%
углерода, называют чугуном.
Классификация чугунов.
Основным способом получения чугуна является доменный процесс, осуществляемый в специальных (доменных) печах.
В зависимости от химического состава и назначения доменные чугуны делятся на передельные, специальные (ферросплавы) и литейные.
В зависимости от того, в каком состоянии и форме находится углерод, чугуны разделяются на белые, серые, ковкие и высокопрочные.
Белый чугун применяют главным образом для отливки деталей с последующим отжигом на ковкий чугун.
Серый чугун применяют для изготовления различных изделий и деталей машин. Маркируется СЧ 18 – серый чугун, 18 – предел прочности при растяжении в кг/мм2.
Ковкий чугун. Название "ковкий" условное, практически чугуны не куются. Из ковкого чугуна изготовляются детали сложной формы: картера заднего моста, ступицы колес грузовых автомобилей, тормозные колодки и др. Буквы КЧ –35-10 означают ковкий чугун, 35 – предел прочности при растяжении в кг/мм2, 10 – относительное удлинение δ – 10%.
Высокопрочный чугун является важным конструкционным материалом, в котором сочетаются многие ценные свойства стали и чугуна. Высокопрочный чугун ВЧ – 60 - 2 маркируется буквами ВЧ , за которыми следует два числа. 60 - предел прочности при растяжении в кг/мм2,
2 - относительное удлинение δ – 2%.
Различают также антифрикционный (АЧС, АЧВ, АЧК), жаропрочный (ЖЧХ, ЖЧХ 30) чугуны.
Классификация стали.
Применяемые в машиностроении стали разделяют на марки по способу производства, по химическому составу и по назначению.
По химическому составу – основному классификационному признаку стали делятся на углеродистые и легированные.
По назначению стали разделяются на конструкционные, инструментальные и стали с особыми физическими свойствами. Конструкционные стали, в свою очередь, делят на строительные и машиностроительные.
По способу выплавки, от которого зависит качество металла, углеродистая сталь разделяется на сталь обыкновенного качества, качественную и высококачественную.
По способу производства сталь разделяют на конверторную (бессемеровскую и томасовскую), мартеновскую и электросталь. Различают также спокойную, полуспокойную и кипящую сталь.
Сталь углеродистая обыкновенного качества.
В зависимости от назначения и гарантируемых характеристик сталь углеродистая обыкновенного качества подразделяется на три группы:
сталь группы А поставляется по механическим свойствам и изготавливается следующих марок: Ст0, Ст1 – Ст6;
сталь группы Б поставляется по химическим свойствам и изготавливается следующих марок: БСт0, БСт1 – БСт6;
сталь группы В поставляется по механическим и химическим свойствам и изготавливается следующих марок: ВСт1 – ВСт5;
В зависимости от нормируемых показателей сталь каждой группы подразделяется на следующие категории:
сталь группы А – 1, 2, 3;
сталь группы Б – 1, 2;
сталь группы В – 1 –6.
Обозначение стали: Ст3пс, ВСт3сп, БСт3кп2.
Сталь углеродистая качественная конструкционная.
Поставляется по химическому составу и механическим свойствам.
Марки стали: 05кп, 08кп, 08пс, 08, 10кп, 10пс, 10, 15кп, 15пс, 15, 20пс, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 58, 60, 65, 70, 75, 80, 85, 60Г. В обозначении марок двузначные числа соответствуют среднему содержанию (массовой доле) углерода в сотых долях процента, буква Г означает повышенное содержание марганца (Mn).
Сталь легированная конструкционная в зависимости от химического состава и свойств делится на категории: качественная, высококачественная – А, особовысококачественная – Ш.
В зависимости от основных легирующих элементов сталь делится на группы:
– хромистая 30Х13, 2Х13.
– марганцовистая 15ГС, 16ГС.
– хромомарганцевая
– хромокремнистая
– хромомолибденовая 15Х5М и т. д.
В обозначении марок первые две цифры соответствуют среднему содержанию углерода в сотых долях процента, буквы указывают легирующий элемент, цифры стоящие после букв, указывают примерное содержание легирующего элемента в целых единицах, отсутствие означает, что в марке содержится до1,5% этого легирующего элемента.
По степени легированности:
низколегированные (не более 2-3% лег. элем.)
среднелегированные (от 3 до 10% лег. элем.)
высоколегированные ( свыше 10% лег. элем.)
Инструментальная сталь.
В обозначении марок числа соответствуют среднему содержанию (массовой доле) углерода в десятых долях процента.
1. углеродистая – У7, У8, У8Г, У9, У10, У11, У12.
2. легированная:
а. хромистая – Х12, Х12М, Х, 9Х, 8Х3, Х09;
б. хромокремнистая – 9ХС, 6ХС, 4ХС;
в. хромокремнемарганцевая – ХГС, ХГ3СВ.
3. быстрорежущая – Р9, Р18, Р9Ф5, Р9К10.
4. твердые сплавы:
– вольфрамовая группа, ВК2,ВК8, ВК25.
– вольфрамотитановая, Т15К6, Т15К10.
5. металлокерамика, ТВ-48 (термокорунд), ЦМ-322 (микролит), эльбор 10.
Алюминий и сплавы на его основе.
Выпускается технически чистый алюминий следующих марок АД0, АД, АД1.
Алюминиевые сплавы в соответствии с основными компонентами (основой) получили следующие названия:
– силумины (алюминий-кремний) АЛ2, АЛ3, АЛ13 и т.д.
– дуралюмины (алюминий-медь-марганец) Д1, Д6, Д16 и т.д.
– магналии (алюминий-марганец) AMr2, AMr3, AMr5 и т. д.
Медь и сплавы на её основе.
Медь выпускается в качестве проводникового материала, для этой цели используют электролитическую медь марок М00(99,99%), М1 (99,9%), М0(99,95%) и особо чистую медь М00(99,99%). Вследствие недостаточной прочности технически чистую медь применяют редко в качестве конструкционного материала. Широко применяются сплавы меди латуни и бронзы.
Латуни – сплав меди сцинком. По химическому составу нормировано восемь марок простых латуней: Л96, Л90 (томпак), Л85, Л80 (полутомпак), Л70, Л68, Л63, Л60 (латунь) и 23 марки сложных:
А – алюминиевые, ЛА67-2,5, ЛА77-2
А – алюминиево-железная, ЛАЖ 60-1-2
А – алюминиево-железо-марганцевая, ЛАЖМц 66-6-3-2
А – марганцево-железная, ЛМцЖ55-3-1 и т.д.
Бронзы – сплав меди с оловом (оловянные бронзы) и сплавы меди с алюминием, бериллием, кремнием, марганцем и другими компанентами, которые являются главными и в соответствии с которыми бронзы получают название.
Бронзы оловянные, обрабатываемые давлением (деформируемые) подразделяются на следующие группы:
– оловянно-фосфористые: БрОФ 8,0-0,3; БрОФ 7,0-0,2 и т. д.
– оловянно-цинковые: БрОЦ 4-3,
– оловянно-цинково-свинцовые: БрОЦС 4-4-2,5, БрОЦС 4-4-4 и т.д.
Титан и сплавы на его основе.
Титан характеризуется небольшой плотностью, высокой прочностью и коррозионной устойчивостью ко многим агрессивным средам (в частности, к морской воде).
Чистый титан выпускается двух марок ВТ1-00 и ВТ1-0. Титановые сплавы выпускают 14 марок: ОТ4-0, ОТ4-1, ОТ1, ВТ5, ВТ6, ВТ14 и т.д.
Литература:
1. Ведерников М.И. "Обслуживание центробежных насосов" изд. Химия 1975 г.
2. Зимницкий В.А "Лопастные насосы" изд. Машиностроение 1986 г.
3. Петров В.Е. " Машинист технологических насосов на нефтеперекачивающих
станциях" Изд. Недра 1986 г.
4. Рахмилевич З.З.; Радзин И.М.; Фарамазов С.А.
Справочник механиков химических и нефтехимических производств
изд. Химия 1985 г.
5. Насосы центробежные, нефтяные и водяные. Общее руководство по капитальному
ремонту. Ко-260658-I-75
6. Карелин В..Я., Минаев А. В. "Насосы и насосные станции" изд. Стройиздат 1976 г.
7. Макиенко Н.И. "Слесарное дело" изд. Высшая школа 1976 г.
8. Дуров В.С. Рахмилевич З.З. Черняк Я.С. "Эксплуатация и ремонт компрессоров и насосов" изд. Химия 1980 г.
9. Насосы центробежные нефтяные типа К и агрегаты насосные на их базе. Руководство по эксплуатации 001.10РЭ
10. Поляков В.С. Барбаш И.Д. Ряховский О.А."Справочник по муфтам" изд. Машиностроение 1979 г.
11. Торцовое уплотнение для центробежных нефтяных насосов. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Москва 1980 г.
12. Башта Т.М.; Руднев С.С.; «Гидравлика. Гидромашины и гидроприводы»
13. Миркин А.З.; Усиныш В.В.; «Справочник. Трубопроводные системы»
14. Рудин М.Г.; Смирнов Г.Ф.; «Проектирование нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов»
- В.Е. Петров « Машинист технологических насосов на нефтеперекачивающих
станциях». Издательство «Недра», 1986