Устройство и принцип работы приводных поршневых насосов

Агрегаты электронасосные дозировочные одноплунжерные типа НД предназначены для объемного напорного дозирования нейтральных и агрессивных жидкостей, эмульсий и суспензий с кинематической вязкостью от 0,00035 до 8 Ст (0,0035 – 8 см2/с), с температурой от –15 до +2000С, концентрацией твердой неабразивной фазы до 10% по массе, величиной зерна не более 1% от диаметра условного прохода присоединительных патрубков в технологических процессах химической, нефтяной, теплоэнергетической, пищевой и других отраслей промышленности.

Агрегат состоит из редуктора 1, гидроцилиндра 2и электродвигателя 3(рис.1)

В гидроцилиндре (Рис.2) расположены плунжер 1, всасывающий 2и нагнетательный 3шариковые клапаны и уплотнительное устройство 4.

РИС. 10

Уплотнительное устройство состоит из комплекта фторопластовых, резинотканевых или резиновых манжет шевронного типа и имеет специальное кольцо (фонарь), предназначенное для подвода промывочной жидкости, устройства гидравлического затвора или осуществления смазки плунжера.

Всасывающий и нагнетательный трубопроводы присоединяются сваркой к ниппелям (патрубкам) агрегата, которые крепятся к корпусу клапана с помощью накидной гайки или фланца.

Трубопроводы к штуцерам 6, 7 присоединяются путем развальцовки трубы.

Гидроцилиндр работает следующим образом.

При движении плунжера 1 назад жидкость вследствие разрежения через всасывающий клапан 2 поступает в рабочую полость гидроцилиндра, при этом под действием собственного веса и противодавления в напорном трубопроводе нагнетательный клапан 3 закрыт.

При движении плунжера 1 вперед всасывающий клапан 2 под действием собственного веса закрывается, а через нагнетательный клапан 3давлением, образовавшимся в рабочей полости гидроцилиндра, жидкость выталкивается в напорный трубопровод.

Червячный редуктор

Червячный редуктор служит для уменьшения числа оборотов приводного вала и преобразования вращательного движения вала электродвигателя в возвратно – поступательное движение ползуна посредством кривошипно – шатунного механизма.

Червяк 1, выполненный за одно целое с валом, расположен вертикально в роликовых подшипниках 2. Верхний конец вала червяка соединен муфтой 3 с валом электродвигателя, который монтируется на фланце корпуса 4.

Червячное колесо 5 закреплено на валу 6, имеющем эксцентриковую шейку, на которую надет эксцентрик 7. Изменяя положение эксцентрика относительно эксцентриковой шейки вала, можно менять эксцентриситет от максимума до нуля.

Шатун 8, надетый на эксцентрик, служит для преобразования вращательного движения червячного колеса в возвратно- поступательное движения ползуна 9, с которым при помощи резьбы соединен плунжер. Меняя эксцентриситет, получаем различную длину хода плунжера.

Регулировка длины хода плунжера производится следующим образом: ослабив гайку 3 (Рис.4), необходимо при помощи стержня повернуть регулировочное кольцо 1 относительно вала4, удерживая вал от вращения за хвостовик при помощи ключа. Установив риску регулировочного кольца 1 напротив соответствующего деления шкалы 2, необходимо затянуть гайку 3.

Подготовка агрегата к пуску.

n проверить чистоту агрегата, всех трубопроводов, резервуаров. Убрать с агрегата все посторонние предметы;

n заполнить маслом редуктор. Смазка движущихся частей агрегата производится маслом И-50АГОСТ20799-75. Смазка деталей редуктора, за исключением верхнего подшипника червяка, осуществляется путем разбрызгивания червячным колесом масла, заливаемого в корпус редуктора. Заливка масла производится через люк корпуса редуктора. После заливки уровень масла в редукторе работающего агрегата должен закрывать ¾ глазка указателя.

Смазка верхнего подшипника червяка производится смазкой УТ-1ГОСТ 1957-73. Замена масла, заливаемого в корпус редуктора, а также смазка верхнего подшипника производится первый раз через 200 часов работы агрегата, а в дальнейшем – через 1500 часов работы.

n произвести холостую обкатку агрегата в течении нескольких минут. Убедившись в правильности монтажа агрегата, правильном взаимодействии механизмов агрегата, выключить электродвигатель;

n проверить герметичность всасывающего и нагнетательного трубопроводов и запорных вентилей;

n открыть запорные вентили на трубопроводах. Установить максимальную длину хода плунжера с тем, чтобы при первом пуске, при пуске после длительного перерыва в работе или после выполнения работ по ремонту обеспечить всасывание.

n включить агрегат путем пуска электродвигателя

n При пробном пуске агрегата рекомендуется сначала слегка ослабить уплотнение и дать жидкости короткое время протекать и только потом, для образования на поверхности уплотнения жидкостной пленки, медленно и равномерно подтянуть уплотнение до прекращения течи. Чрезмерная затяжка уплотнения резко сокращает срок его службы и может вызвать сильный нагрев плунжера и корпуса гидроцилиндра.

n После включения агрегата необходимо выпустить воздух из нагнетательной магистрали при помощи трехходового крана и проверить, начал ли агрегат подавать перекачиваемую жидкость.

n Остановка агрегата производится выключением электродвигателя. После остановке агрегата закройте вентили на нагнетательном и всасывающем трубопроводах.

Условное обозначение агрегата:

НД – обозначение типа агрегата с регулированием подачи вручную при остановленном агрегате;

2,5 -- категория точности дозирования;

2500 / 10– параметры номинального режима агрегата, записанные в виде дроби, в числители которой подача л/час, а в знаменателе – предельное давление в кгс/см2;

индекс, характеризующий материал основных деталей проточной части

К– сталь 12Х18Н9Т по ГОСТ 5632-72;

Д – сталь 20Х13 по ГОСТ 6532-72;

1 –индекс, означающий отсутствие рубашки обогрева или охлаждения;

4 –индекс, характеризующий наличие подвода охлаждающей, промывочной или затворной жидкости к уплотнительному узлу проточной части;

А -- с электродвигателем в общепромышленном исполнении;

В -- с электродвигателем во взрывозащищенном исполнении;

Пример обозначения: НД2,5 2500/10К14А ОСТ 26-06-2003-77.

VII. Роторные насосы.

Роторные насосы работают главным образом по принципу вытеснения, причем один или несколько вращающихся поршней или винтов образуют друг с другом в рабочем цилиндре насоса рабочие полости, причем размеры полости всасывания наибольшие, а напорной полости – наименьшие; поэтому жидкость из полости всасывания и выталкивается в напорную полость. Однако некоторые роторные насосы имеют постоянные рабочие полости (объем вытеснения) как на входе, так и на выходе. Роторные насосы применяют для подачи нефтепродуктов, безабразивных вязких жидкостей, для создания вакуума в аппаратах. Принципиальные различия и некоторые преимущества роторных насосов над поршневыми заключаются:

а) во вращающихся поршнях;

б) в отсутствии клапанов в цилиндрах;

в) в уравновешивании масс или моментов. По конструктивному исполнению рабочих органов все роторные насосы делят на пять основных типов (Рис. 6), а именно: шестеренные (Рис.7);винтовые (Рис.8); коловратные (Рис.9); пластинчатые (Рис.10); роликовые (Рис.11).

Наши рекомендации