Вид на шахту имени С. М. Кирова.
В июне 1945 г. Совет Народных Комиссаров Союза ССР принял решение «О восстановлении и развитии сланцевой промышленности Эстонской ССР и Ленинградской области и обеспечении газом г. Ленинграда». В этом документе была намечена четкая программа восстановления, реконструкции и нового строительства шахт, заводов и самого города, а также развития транспортных связей Сланцев со страной. Предусматривалось также сооружение газопровода Сланцы — Ленинград, по которому пойдет дешевый бытовой и промышленный газ.
Это постановление коренным образом изменило хозяйственное значение Сланцев, их место в экономике всего Северо-Запада нашей страны.
Как уже было сказано выше, до Великой Отечественной войны сланцы использовались на местной центральной электростанции — ЦЭС, ряде ленинградских электростанций, на некоторых кирпичных заводах. В небольших количествах сланец добавляли к каменному углю на паровозах в поездах пригородного сообщения. Использование же горючих сланцев в качестве сырья для получения химической продукции носило в то время лишь опытный характер.
Отныне главное назначение сланцев становится другим: их больше почти никуда не вывозят, а используют на месте в качестве сырья для получения различных химических продуктов.
Что же представляют собой горючие сланцы с этой точки зрения?
* * *
Многочисленные исследования показали, что горючие сланцы — это ценнейшее комплексное сырье, из которого можно получить самую различную промышленную продукцию. Сланцы используются в качестве местного топлива в котельных установках, из них получают газ для энергетических и бытовых целей, искусственное жидкое топливо. Сырое сланцевое масло, вырабатываемое при химизации, служит исходным сырьем для получения бензина, топлива для двигателей внутреннего сгорания, шпалопропиточных масел, битума, а так же для выработки искусственных лечебных препаратов: ихтиола, сульфидина, тиокреолина и других.
Пек, получаемый при сжигании сланцев, идет для изготовления кислотоупорных пластических масс, сланцевого лака; зола и шлак используются для получения цемента, для производства силикатного и сланцезольного кирпича, термоблоков, строительных и штукатурных растворов и т.д.
Из 100 тонн крупного сланца теплотворной способностью в 3000-3200 килограмм/калорий можно получить 18 тыс. кубометров бытового газа, 1700 килограммов газового бензина, 88 килограммов серы, 28 тонн цемента и 26 тонн зольного кирпича. Сверх того, при комплексной переработке сланцев получают значительное количество флотского и топочного мазута, смазочного и шпалопропиточного масла и другие материалы.
Таким образом, сама жизнь настоятельно ставит задачу — резко увеличить добычу сланцев. За шесть лет, с 1950 по 1956 г., выдача сланцев на-гора выросла в шесть раз, а по сравнению с довоенным 1940 годом — в десять раз.
Вот еще несколько цифр, наглядно иллюстрирующих темпы роста добычи «горючего камня».
Если в 1940 г. здесь было получено 404 тыс. тонн сланцев, то в 1958 г. добыча составила 2 млн. 760 тыс., а на 1965 г. запланировано выдать 3 млн. 800 тыс. тонн. К 1963 г. за все время существования шахт здесь было добыто более 30 млн. тонн сланцев.
* * *
Как же выглядят сегодня шахты, в которых добывают «горючий камень»?
С 1950 по 1957 г. были проведены большие работы по реконструкции шахт. Из полукустарных предприятий, где главенствовал ручной труд, они стали крупными промышленными сооружениями, оснащенными первоклассной горной техникой. Если первые шахтеры имели в своем распоряжении только забурники, кирки да лопаты, то нынче шахтеры работают при помощи электрических сверл. Вооруженная такими электросверлами бригада проходит в месяц 160 погонных метров горной выработки. Но и эта цифра не стала предельной: бригада проходчиков Ивана Марина на шахте № 2 дает по 220 погонных метров и больше, бригада проходчиков Александра Андреева с шахты № 1 перевыполняет норму в четыре раза. Но и это не предел. Бригада И.К. Мазурова, отлично овладевшая техникой, проходит уже по 517 погонных метров. Это — на старейшей шахте имени С.М. Кирова. А на шахте № 3 бригада, возглавляемая П.Я. Анисимовым, довела проходку до 600 погонных метров.
Сейчас на рудниках имеются отличные врубовые машины «Урал-10», погрузочные машины, скребковые транспортеры-конвейеры. С такого транспортера добытый сланец поступает на ленточный транспортер, а затем через сборочный штрек — на откаточный штрек и в вагонетки. Электровоз доставляет состав из груженых вагонеток к стволу. Мощные машины поднимают вагонетки наверх. Здесь они автоматически опрокидываются и снова опускаются в шахту. И так — непрерывным потоком.
Очень многое сделано в последние годы для улучшения условий труда шахтеров. Усилена вентиляция — воздух в шахтах стал чище, свежее; в штреках установлены лампы дневного света. После работы шахтеры принимают душ. Улучшено медицинское обслуживание.
Терриконы.
Коллектив комбината «Сланцы» прилагает много усилий, чтобы улучшить качество продукции, снизить ее себестоимость. За годы эксплуатации шахты имени С.М. Кирова в ее недрах образовались обширные выработки, общая длина которых достигает восьми километров. Значительные, хотя и меньших размеров, выработки были на других шахтах. При этом во всех шахтах штреки и забои располагались навстречу друг другу. Это позволило выдвинуть проект объединения трех шахт в одну. Такое объединение откроет еще большие возможности механизации ряда производственных процессов и позволит выдавать на-гора весь получаемый на объединенной шахте горючий сланец в одном месте — поблизости от газосланцевого завода. Одновременно здесь намечено построить новый обогатительный двор или обогатительную фабрику, что даст возможность повысить качество сланцев. А это в свою очередь позволит комбинату не завозить больше из Эстонии высокосортных сланцев, которых сейчас газосланцевому заводу еще не хватает.
За текущую семилетку добыча сланца должна увеличиться на 1 млн. тонн и к концу 1965 г. составить 3 млн. 800 тыс. тонн против 2 млн. 760 тыс. тонн, полученных в 1958 г. Этот рост запроектирован за счет резкого повышения производительности труда шахтеров комбината. Основой этого роста будет внедрение новой техники и технологии, рационализация работ.
Одновременно предусматривается себестоимость добытой тонны сланцев снизить с 39-44,5 рубля в 1958 г. до 20 рублей в 1965 г. — за счет усовершенствования процесса добычи сланцев в лавах.
На шахте № 3 сейчас внедряют ценное новшество — пневматическое обогащение «горючего камня», позволяющее механизировать трудоемкую операцию по выделению сланца из горной массы.
Установка по пневматическому обогащению добытого сланца работает, упрощенно говоря, по такому же принципу, по которому в деревнях действуют веялки, на которых веют зерно; мощный вентилятор, составляющий основную часть установки, подает сильную струю воздуха «а поток горной массы; так как по своему удельному весу сланец легче породы, то порода оседает тут же, а сланец отлетает несколько вперед.
Что это даст сланцевой промышленности, можно судить хотя бы по следующей цифре: внедрение установок по пневматическому обогащению сланца во всех четырех шахтах комбината даст возможность высвободить для использования на других производственных участках до 600 работников, которые ныне заняты тем, что вручную выбирают породу и сортируют сланец.
Вся эта работа, определяющая завтрашний день всей сланцевой промышленности и открывающая перед нею широчайшие перспективы, проводится в соответствии с решениями XXII съезда партии.
ЗДРАВСТВУЙТЕ, НОВЫЕ ЗАВОДЫ!