Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга

Таким образом, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей по -средством обмена. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя , тем большего успеха добьётся производитель.

Производитель должен отыскать потенциальных потребителей, выяснить их потребности, а затем создать товары, как можно полнее удовлетворяющие эти потребности.

Главный принцип маркетинга – надо произвести такой товар экономично, и такой объём, который обязательно будет реализован, т.е. ориентир должен быть на установленный платёжеспособный спрос, т.е. на потребителя.

Схематично конкуренция сбыта, и маркетинг выглядят следующим образом:

Концепция сбыта

Товары---- сбыт и стимулирование продажи-----получение прибыли за

счёт увеличения объё-

ма продаж.

Концепция маркетинга

Потребители---- интегрированный маркетинг—получение прибыли

путём удовлетворения

потребностей покупателей

Исходя из сказанного, следует сформулировать основные принципы маркетинга:

- выбор целей и стратегий, направленных на эффективное сочетание производства новейшей продукции с уже выпускаемой, модернизированной и снимаемой с производства;

- увязка целей с ресурсами и возможностями предприятия;

- достижение оптимального сочетания в управлении централизованных и децентрализованных начал, постоянный поиск путей повышения эффективности производства и использование резервов производства.

2. Функции маркетинга.

На реализацию принципов маркетинга ориентированы его функции:

1. Изучение спроса на конкретный товар на определённом рынке или его сегменте (с учётом количества, качества, уровня цен и т.д.).

2. Определение оптимального ассортимента выпускаемой продукции на основе экономического расчета: издержек производства, эффективности капитальных вложений, возможности обеспечения ресурсами и получения прибыли.

3. Установление верхнего предела цены товара и рентабельности.

4. Разработка инвестиционной политики.

На предприятиях обычно маркетинговая служба несёт ответственность за следующие направления деятельности:

- разработка программ маркетинга по продукту;

- исследование рынка;

- разработка новых видов продукции и товарных знаков;

- определение цен на продукцию;

- осуществление рекламы и техобслуживания потребителей;

- организация сбыта;

- транспортировка товара.

3. Реклама.

Реклама – это комплекс средств и приемов, направленных на достижение конечной цели – реализацию товаров и услуг и создание спросов на них. Она предполагает установление контакта между продавцом и потенциальным покупателем в целях побуждения последнего приобрести эту продукцию. Реклама продукции имеет четкую цель. К целям рекламы относится создание и расширение рынка сбыта продукции, создание имиджа предприятия, повышение уровня собственной организации производства (внутрифирменная реклама).

Реклама должна содержать аргумент в пользу продукции, убеждать в необходимости её приобретения и использования.

Наиболее распространённые способы рекламы: прямая почтовая реклама, лично вручаемые информационные письма, листовки на переговорах и презентациях; выступление на семинарах, личные посещения руководителей специалистов предприятий; реклама в прессе, по радио, телевидению. Реклама решает не только торговую задачу. Она строит фундамент движения и доверия не только к фирме, но и к стране, которую представляет.

Никакая реклама не поможет продать продукцию вторично, если в первый раз она обманула ожидания покупателя.

Для того, чтобы реклама имела успех, она должна быть правдивой, соответствовать действительности и выделять только те качества и достоинства, которыми обладает рекламируемый товар.

Тема 4.2. Качество и конкурентоспособность продукции

1. Значение повышения качества продукции. Показатели качества продукции.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Выживаемость любой фирмы зависит от конкурентоспособности продукции, услуг. В свою очередь конкурентоспособность продукции связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции.

Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы НТП, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

От выпуска высококачественной продукции выиграет и национальная экономика, т.к. увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платёжного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

Качество – это совокупность свойств продукции , обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с ее назначением.

Качество- это совокупность свойств определяющих пригодность продукции своему назначению.

Качество продукции, может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени, в зависимости от назначения и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Оценка качества основана на сравнении с эталоном.

Количественная характеристика свойств продукции, составляющих её качество, называется показателем качества продукции. Основными являются:

- показатели назначения (эксплуатационная характеристика: производительность) полезный эффект от эксплуатации;

- показатели надёжности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и функций. Это безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость ( в пищевой промышленности особенно);

- показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско – технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий;

- показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем выше уровень унифицированности тем лучше, как для производителя, так и для потребителя, это говорит о взаимозаменяемости деталей и узлов;

- эргономические показатели отражают удобства эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических физиологических, и психологических свойств человека( расположение руля , освещенность, температура, шум, вибрация , излучения , влажность, и т.п.;

- эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия( дизайн, цвет, запах, стиль, и т.д.);

- показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки без нарушения его свойств;

- патентно- правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции;

- экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении( вредные примеси ,излучение);

- показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации, хранения изделий . Покупатель, приобретая изделия, всегда сопоставляет компенсирует ли цена изделия набор свойств , которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качеств и затрат что можно представить:

Копт=Q/C,

где Q- качество изделия ( квалиметрия – это наука по изучению);

С- затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

2. Управление качеством продукции

Управление качеством - действия осуществляемые при создании , эксплуатации или потреблении продукции в целях установления , обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.

К числу факторов , влияющих на качество относятся:

- станки, машины, другое производственное оборудование;

- профессиональное мастерство, знание, навыки, психофизиологическое здоровье работников.

К условиям обеспечения качества относятся :

- характер производственного процесса , его интенсивность, ритмичность, продолжительность;

- климатическое состояние окружающей среды и производственных мощностей;

- интерьер и производственный дизайн;

- характер материальных и моральных стимулов;

- морально – психологический климат в производственном коллективе;

- формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

- состояние социально – материальной среды работающих.

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством (стандарты ИСО серии 900 ,в которых отражён международный опыт).

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества включает 11этапов. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя и потребителя.

3. Стандартизация продукции.

Важным элементом в системе управления качеством изделий является стандартизация – нормативная деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

В государственные стандарта РФ включены следующие положения:

- обязательные требования к качеству продукции работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья , имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- обязательные методы контроля, требования к качеству продукции, работ услуг;

- основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации;

- положения, обеспечивающие техническое единства при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохраняемость и рациональное использование всех видов ресурсов.

В РФ нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

1. Государственные стандарты РФ ( ГОСТ).

2. Отраслевые стандарты (ОСТ).

3. Технические условия (ТУ).

4. Стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП).

5. Стандарты научно – технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и д.р. общественных организаций(СТО).

В зависимости от объекта стандартизации, его спецификации и содержания, разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на виды:

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию и услуги;

- стандарты на процессы;

- стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

4. Сертификацияпродукции.

Сертификация – это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям стандартов или технических условий.

Сертификация – один из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.

Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду (продукты питания, автомобили и т.п.)

Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе её изготовителя.

Самосертификация допускается для надёжного партнёра.

Сертификация третьей стороны, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе стороне.

Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:

- выдаётся документ – сертификат соответствия;

- продукция маркируется знаком соответствия;

- продукция заносится в список изделий, разрешённых к продаже, который имеется в сертификационных центрах.

5. Конкурентоспособность предприятия и его продукции.

Конкурентоспособность предприятия – это его преимущества по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за её пределами. Это понятие относительное, это зависит от выбора базовых объектов для сравнения (фирмы – лидера). Такая фирма – лидер должна обладать параметрами:

- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции;

- соизмеримостью сегментов рынка;

- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка. Иначе сравнение будет некорректным.

Далее конкурентоспособность характеризуется показателем рентабельности производства.

Для объективной оценки конкурентоспособности необходимо слежение рынка, но очень часто это невозможно из-за отсутствия доступа к информации( особенно на мировом рынке). А это приводит к самоуспокоению производителя.

Чтобы фирма была конкурентоспособной необходимы новые подходы в инвестиционной политике при проведении реконструкции и внедрении новой технологии.

Факторы влияющие на конкурентоспособность продукции можно разделить на:

- технико – экономические (качество, затраты на эксплуатацию, цена);

- коммерческие (коньюнктура рынка, реклама, предоставляемый сервис, имидж фирмы);

- нормативно- правовые факторы.

Одной из основных задач предприятия - это не только добиться выпуска конкурентоспособной продукции , но и сохранить её как можно дольше.

Формула конкурентоспособности:

Конк = качество+ цена + обслуживание.

Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижение их удельной цены(отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту). В условиях конкуренции, чтобы избежать банкротства, фирмы сами стремятся повышать качество продукции.

Движущей силой конкуренции является стимул к нововведению , поиску и реализации инноваций.

,

Тема 4.3. Инновационная и инвестиционная политика предприятия

1. Понятие инноваций .

Под инновацией (англ. – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде готовых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Между понятиями « новшество», «нововведение», «инновация» есть различия.

Новшество –это новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление.

Нововведение –процесс использования новшества.

Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом.

Непременными свойствами инноваций является их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

В современной экономике инновация становится основным фактором экономического роста.

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования, технологии и организации производства. На практике этот процесс именуется подготовкой производства.

2. Сущность и содержание подготовки производства.

Подготовка производства - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих создание новых и совершенствование выпускаемых видов продукции, внедрение передовой технологии, эффективных методов организации труда, производства и управления.

Подготовка производства включает следующие стадии:

- проведение исследований, связанных с подготовкой нового производства. Исследования производятся либо в специальных НИИ, либо на самом предприятии, либо в венчурных фирмах. Исследования обычно заканчиваются составлением ТУ для проектирования продукции;

- проектирование новой и совершенствование выпускаемой продукции – это конструкторская подготовка производства, которая определяет характер продукции, её конструкции, физико–химические свойства, внешний вид, ТЭП и д.р. показатели;

- технологическая подготовка производства включает отработку конструкции нового изделия, разработку технологических процессов изготовления, проектирование и определение потребности в оборудовании;

- организационно – экономическая подготовка производства включает:

- комплекс мер по организации и планированию производства новых изделий и обеспечению процесса их производства всем необходимым;

- создание нормативной базы для планирования конструкторской и технологической подготовки;

- разработку смет затрат на подготовку производства.

Таким образом, подготовка производства - это комплекс работ, предшествующие внедрению нового производства, проведению реконструкции на предприятии. Для проведения всех работ, начиная от момента зарождения идеи о необходимости изучения новой продукции до момента её получения необходимы денежные средства (инвестиции).

3. Капитальные вложения

Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, акции и д.р. ценные бумаги, технологии, машины, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного и социального эффекта.

Иными словами это капитальные вложения (затраты), направленные на создание новых, расширение и реконструкцию действующих объектов хозяйствования, т.е. на капитальное строительство, а также средства, направленные на увеличение собственного капитала (покупка акций, вклады на счета банков, вложения в паи).

В данной теме рассмотрим пути решения проблем, связанных с инвестированием в создании и модернизации основных фондов.

Инвестирование - капитальные вложения могут быть направлены:

- на строительство новых объектов;

- на расширение действующего предприятия;

- на реконструкцию устарелых предприятий;

- на техническое перевооружение.

По составу капитальные вложения – это производственные расходы на :

- проектно – изыскательские работы и подготовку персонала;

- строительно – монтажные работы;

- закупку оборудования, машин, инструментов.

Активной частью является стоимость приобретённого оборудования.

Капитальное строительство может проводится как хозяйственным (т.е. силами самого предприятия) так и подрядным способом, при котором заключается договор – подряд со специализированными строительно- монтажными организациями.

Капитальное строительство может финансироваться за счёт:

- собственных финансовых ресурсов (фонд накопления);

- заёмных финансовых средств( банковский кредит);

- привлечённых финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и другие взносы);

- денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;

- инвестиционных ассигнований из гос. бюджета и внебюджетных фондов;

- иностранных инвестиций.

Государство в соответствии с законодательством, действующим на территории РФ, гарантирует защиту инвестиций, в том числе и иностранных, независимо от форм собственности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы.

Предприятие самостоятельно определяет объёмы , направления, размер и эффективность инвестиций. По своему усмотрению оно самостоятельно привлекает на конкурсной системе физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

Прежде чем вкладывать средства в капитальное строительство, предприятие проводит оценку эффективности инвестиций.

Для оценки эффективности определяют:

- показатели предполагаемой доходности от вложения средств в проект, а также показатели коммерческой эффективности, учитывающие финансовые последствия от реализации проекта для его непосредственных участников;

- показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта;

- показатели социальных и экологических последствий.

При определении экономической эффективности инвестиций определяют срок окупаемости или коэффициент эффективности и сравнивают получаемые величины с нормативами и заводскими показателями.

А) Если предлагается один вариант, то эффективность определяют по формулам:

Т= К/(Ц-S) Q или E=( Ц-S)Q\K,

где К – сумма инвестиций в процесс, руб.;

Ц– цена за единицу продукции, руб.;

S – себестоимость единицы продукции, руб.;

Q – годовой выпуск продукции ,т., шт.;

Т – срок окупаемости , время за которое окупаются кап. вложения за счет прибыли от проекта;

Е – коэффициент эффективности ( к-т дисконта), который показывает сколько прибыли приносит каждый рубль инвестиций.

Если Т ≤ Т н (6,7 года),

Е ≥ Е н ( 0,15)≥Е зав,

то внедрение проектируемого производства считается экономически целесообразным.

Б) Если предлагается реконструкция, что

Т ом= К2 –К1\(S1 –S2)Q2 = К\ ∆S·Q2,

E=(S1-S2)Q2\K2-K1= S•Q2\K.

Если Т доп≤ Тн, а Е≥Ен(0.15) ≥Е зав, то реконструкция эффективна.

В) Если сравниваются несколько вариантов, то эффективность инвестиций определяют по сумме приведённых затрат

Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга - student2.ru Зi = Si + Eн •ki min,

где Si – себестоимость единицы продукции сравниваемых вариантов, руб.;

кi – удельные капитальные затраты , руб.;

Eн – нормативный коэффициент эффективности кап. вложений, 0.15

кi = K\Q

Тот из вариантов считается наиболее эффективным, по которому Зi будет минимальной.

Наши рекомендации