Основная цель любой маркетинговой деятельности- связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга
Таким образом, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей по -средством обмена. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя , тем большего успеха добьётся производитель.
Производитель должен отыскать потенциальных потребителей, выяснить их потребности, а затем создать товары, как можно полнее удовлетворяющие эти потребности.
Главный принцип маркетинга – надо произвести такой товар экономично, и такой объём, который обязательно будет реализован, т.е. ориентир должен быть на установленный платёжеспособный спрос, т.е. на потребителя.
Схематично конкуренция сбыта, и маркетинг выглядят следующим образом:
Концепция сбыта
Товары---- сбыт и стимулирование продажи-----получение прибыли за
счёт увеличения объё-
ма продаж.
Концепция маркетинга
Потребители---- интегрированный маркетинг—получение прибыли
путём удовлетворения
потребностей покупателей
Исходя из сказанного, следует сформулировать основные принципы маркетинга:
- выбор целей и стратегий, направленных на эффективное сочетание производства новейшей продукции с уже выпускаемой, модернизированной и снимаемой с производства;
- увязка целей с ресурсами и возможностями предприятия;
- достижение оптимального сочетания в управлении централизованных и децентрализованных начал, постоянный поиск путей повышения эффективности производства и использование резервов производства.
2. Функции маркетинга.
На реализацию принципов маркетинга ориентированы его функции:
1. Изучение спроса на конкретный товар на определённом рынке или его сегменте (с учётом количества, качества, уровня цен и т.д.).
2. Определение оптимального ассортимента выпускаемой продукции на основе экономического расчета: издержек производства, эффективности капитальных вложений, возможности обеспечения ресурсами и получения прибыли.
3. Установление верхнего предела цены товара и рентабельности.
4. Разработка инвестиционной политики.
На предприятиях обычно маркетинговая служба несёт ответственность за следующие направления деятельности:
- разработка программ маркетинга по продукту;
- исследование рынка;
- разработка новых видов продукции и товарных знаков;
- определение цен на продукцию;
- осуществление рекламы и техобслуживания потребителей;
- организация сбыта;
- транспортировка товара.
3. Реклама.
Реклама – это комплекс средств и приемов, направленных на достижение конечной цели – реализацию товаров и услуг и создание спросов на них. Она предполагает установление контакта между продавцом и потенциальным покупателем в целях побуждения последнего приобрести эту продукцию. Реклама продукции имеет четкую цель. К целям рекламы относится создание и расширение рынка сбыта продукции, создание имиджа предприятия, повышение уровня собственной организации производства (внутрифирменная реклама).
Реклама должна содержать аргумент в пользу продукции, убеждать в необходимости её приобретения и использования.
Наиболее распространённые способы рекламы: прямая почтовая реклама, лично вручаемые информационные письма, листовки на переговорах и презентациях; выступление на семинарах, личные посещения руководителей специалистов предприятий; реклама в прессе, по радио, телевидению. Реклама решает не только торговую задачу. Она строит фундамент движения и доверия не только к фирме, но и к стране, которую представляет.
Никакая реклама не поможет продать продукцию вторично, если в первый раз она обманула ожидания покупателя.
Для того, чтобы реклама имела успех, она должна быть правдивой, соответствовать действительности и выделять только те качества и достоинства, которыми обладает рекламируемый товар.
Тема 4.2. Качество и конкурентоспособность продукции
1. Значение повышения качества продукции. Показатели качества продукции.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Выживаемость любой фирмы зависит от конкурентоспособности продукции, услуг. В свою очередь конкурентоспособность продукции связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции.
Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы НТП, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
От выпуска высококачественной продукции выиграет и национальная экономика, т.к. увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платёжного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.
Качество – это совокупность свойств продукции , обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с ее назначением.
Качество- это совокупность свойств определяющих пригодность продукции своему назначению.
Качество продукции, может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени, в зависимости от назначения и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Оценка качества основана на сравнении с эталоном.
Количественная характеристика свойств продукции, составляющих её качество, называется показателем качества продукции. Основными являются:
- показатели назначения (эксплуатационная характеристика: производительность) полезный эффект от эксплуатации;
- показатели надёжности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и функций. Это безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость ( в пищевой промышленности особенно);
- показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско – технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий;
- показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем выше уровень унифицированности тем лучше, как для производителя, так и для потребителя, это говорит о взаимозаменяемости деталей и узлов;
- эргономические показатели отражают удобства эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических физиологических, и психологических свойств человека( расположение руля , освещенность, температура, шум, вибрация , излучения , влажность, и т.п.;
- эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия( дизайн, цвет, запах, стиль, и т.д.);
- показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки без нарушения его свойств;
- патентно- правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции;
- экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении( вредные примеси ,излучение);
- показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации, хранения изделий . Покупатель, приобретая изделия, всегда сопоставляет компенсирует ли цена изделия набор свойств , которыми оно обладает.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качеств и затрат что можно представить:
Копт=Q/C,
где Q- качество изделия ( квалиметрия – это наука по изучению);
С- затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.
2. Управление качеством продукции
Управление качеством - действия осуществляемые при создании , эксплуатации или потреблении продукции в целях установления , обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.
К числу факторов , влияющих на качество относятся:
- станки, машины, другое производственное оборудование;
- профессиональное мастерство, знание, навыки, психофизиологическое здоровье работников.
К условиям обеспечения качества относятся :
- характер производственного процесса , его интенсивность, ритмичность, продолжительность;
- климатическое состояние окружающей среды и производственных мощностей;
- интерьер и производственный дизайн;
- характер материальных и моральных стимулов;
- морально – психологический климат в производственном коллективе;
- формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
- состояние социально – материальной среды работающих.
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством (стандарты ИСО серии 900 ,в которых отражён международный опыт).
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества включает 11этапов. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя и потребителя.
3. Стандартизация продукции.
Важным элементом в системе управления качеством изделий является стандартизация – нормативная деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.
В государственные стандарта РФ включены следующие положения:
- обязательные требования к качеству продукции работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья , имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- обязательные методы контроля, требования к качеству продукции, работ услуг;
- основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации;
- положения, обеспечивающие техническое единства при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохраняемость и рациональное использование всех видов ресурсов.
В РФ нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:
1. Государственные стандарты РФ ( ГОСТ).
2. Отраслевые стандарты (ОСТ).
3. Технические условия (ТУ).
4. Стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП).
5. Стандарты научно – технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и д.р. общественных организаций(СТО).
В зависимости от объекта стандартизации, его спецификации и содержания, разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на виды:
- стандарты основополагающие;
- стандарты на продукцию и услуги;
- стандарты на процессы;
- стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.
4. Сертификацияпродукции.
Сертификация – это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям стандартов или технических условий.
Сертификация – один из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.
Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду (продукты питания, автомобили и т.п.)
Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе её изготовителя.
Самосертификация допускается для надёжного партнёра.
Сертификация третьей стороны, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе стороне.
Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:
- выдаётся документ – сертификат соответствия;
- продукция маркируется знаком соответствия;
- продукция заносится в список изделий, разрешённых к продаже, который имеется в сертификационных центрах.
5. Конкурентоспособность предприятия и его продукции.
Конкурентоспособность предприятия – это его преимущества по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за её пределами. Это понятие относительное, это зависит от выбора базовых объектов для сравнения (фирмы – лидера). Такая фирма – лидер должна обладать параметрами:
- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции;
- соизмеримостью сегментов рынка;
- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.
Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка. Иначе сравнение будет некорректным.
Далее конкурентоспособность характеризуется показателем рентабельности производства.
Для объективной оценки конкурентоспособности необходимо слежение рынка, но очень часто это невозможно из-за отсутствия доступа к информации( особенно на мировом рынке). А это приводит к самоуспокоению производителя.
Чтобы фирма была конкурентоспособной необходимы новые подходы в инвестиционной политике при проведении реконструкции и внедрении новой технологии.
Факторы влияющие на конкурентоспособность продукции можно разделить на:
- технико – экономические (качество, затраты на эксплуатацию, цена);
- коммерческие (коньюнктура рынка, реклама, предоставляемый сервис, имидж фирмы);
- нормативно- правовые факторы.
Одной из основных задач предприятия - это не только добиться выпуска конкурентоспособной продукции , но и сохранить её как можно дольше.
Формула конкурентоспособности:
Конк = качество+ цена + обслуживание.
Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижение их удельной цены(отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту). В условиях конкуренции, чтобы избежать банкротства, фирмы сами стремятся повышать качество продукции.
Движущей силой конкуренции является стимул к нововведению , поиску и реализации инноваций.
,
Тема 4.3. Инновационная и инвестиционная политика предприятия
1. Понятие инноваций .
Под инновацией (англ. – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде готовых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Между понятиями « новшество», «нововведение», «инновация» есть различия.
Новшество –это новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление.
Нововведение –процесс использования новшества.
Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом.
Непременными свойствами инноваций является их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
В современной экономике инновация становится основным фактором экономического роста.
Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования, технологии и организации производства. На практике этот процесс именуется подготовкой производства.
2. Сущность и содержание подготовки производства.
Подготовка производства - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих создание новых и совершенствование выпускаемых видов продукции, внедрение передовой технологии, эффективных методов организации труда, производства и управления.
Подготовка производства включает следующие стадии:
- проведение исследований, связанных с подготовкой нового производства. Исследования производятся либо в специальных НИИ, либо на самом предприятии, либо в венчурных фирмах. Исследования обычно заканчиваются составлением ТУ для проектирования продукции;
- проектирование новой и совершенствование выпускаемой продукции – это конструкторская подготовка производства, которая определяет характер продукции, её конструкции, физико–химические свойства, внешний вид, ТЭП и д.р. показатели;
- технологическая подготовка производства включает отработку конструкции нового изделия, разработку технологических процессов изготовления, проектирование и определение потребности в оборудовании;
- организационно – экономическая подготовка производства включает:
- комплекс мер по организации и планированию производства новых изделий и обеспечению процесса их производства всем необходимым;
- создание нормативной базы для планирования конструкторской и технологической подготовки;
- разработку смет затрат на подготовку производства.
Таким образом, подготовка производства - это комплекс работ, предшествующие внедрению нового производства, проведению реконструкции на предприятии. Для проведения всех работ, начиная от момента зарождения идеи о необходимости изучения новой продукции до момента её получения необходимы денежные средства (инвестиции).
3. Капитальные вложения
Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, акции и д.р. ценные бумаги, технологии, машины, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного и социального эффекта.
Иными словами это капитальные вложения (затраты), направленные на создание новых, расширение и реконструкцию действующих объектов хозяйствования, т.е. на капитальное строительство, а также средства, направленные на увеличение собственного капитала (покупка акций, вклады на счета банков, вложения в паи).
В данной теме рассмотрим пути решения проблем, связанных с инвестированием в создании и модернизации основных фондов.
Инвестирование - капитальные вложения могут быть направлены:
- на строительство новых объектов;
- на расширение действующего предприятия;
- на реконструкцию устарелых предприятий;
- на техническое перевооружение.
По составу капитальные вложения – это производственные расходы на :
- проектно – изыскательские работы и подготовку персонала;
- строительно – монтажные работы;
- закупку оборудования, машин, инструментов.
Активной частью является стоимость приобретённого оборудования.
Капитальное строительство может проводится как хозяйственным (т.е. силами самого предприятия) так и подрядным способом, при котором заключается договор – подряд со специализированными строительно- монтажными организациями.
Капитальное строительство может финансироваться за счёт:
- собственных финансовых ресурсов (фонд накопления);
- заёмных финансовых средств( банковский кредит);
- привлечённых финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и другие взносы);
- денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;
- инвестиционных ассигнований из гос. бюджета и внебюджетных фондов;
- иностранных инвестиций.
Государство в соответствии с законодательством, действующим на территории РФ, гарантирует защиту инвестиций, в том числе и иностранных, независимо от форм собственности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы.
Предприятие самостоятельно определяет объёмы , направления, размер и эффективность инвестиций. По своему усмотрению оно самостоятельно привлекает на конкурсной системе физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.
Прежде чем вкладывать средства в капитальное строительство, предприятие проводит оценку эффективности инвестиций.
Для оценки эффективности определяют:
- показатели предполагаемой доходности от вложения средств в проект, а также показатели коммерческой эффективности, учитывающие финансовые последствия от реализации проекта для его непосредственных участников;
- показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта;
- показатели социальных и экологических последствий.
При определении экономической эффективности инвестиций определяют срок окупаемости или коэффициент эффективности и сравнивают получаемые величины с нормативами и заводскими показателями.
А) Если предлагается один вариант, то эффективность определяют по формулам:
Т= К/(Ц-S) Q или E=( Ц-S)Q\K,
где К – сумма инвестиций в процесс, руб.;
Ц– цена за единицу продукции, руб.;
S – себестоимость единицы продукции, руб.;
Q – годовой выпуск продукции ,т., шт.;
Т – срок окупаемости , время за которое окупаются кап. вложения за счет прибыли от проекта;
Е – коэффициент эффективности ( к-т дисконта), который показывает сколько прибыли приносит каждый рубль инвестиций.
Если Т ≤ Т н (6,7 года),
Е ≥ Е н ( 0,15)≥Е зав,
то внедрение проектируемого производства считается экономически целесообразным.
Б) Если предлагается реконструкция, что
Т ом= К2 –К1\(S1 –S2)Q2 = ∆К\ ∆S·Q2,
E=(S1-S2)Q2\K2-K1= ∆S•Q2\∆K.
Если Т доп≤ Тн, а Е≥Ен(0.15) ≥Е зав, то реконструкция эффективна.
В) Если сравниваются несколько вариантов, то эффективность инвестиций определяют по сумме приведённых затрат
Зi = Si + Eн •ki min,
где Si – себестоимость единицы продукции сравниваемых вариантов, руб.;
кi – удельные капитальные затраты , руб.;
Eн – нормативный коэффициент эффективности кап. вложений, 0.15
кi = K\Q
Тот из вариантов считается наиболее эффективным, по которому Зi будет минимальной.