Эластичность спроса и предложения

Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса (рисунок 5.6). Основным моментом, на который нужно обратить внимание, является здесь общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Общая выручка, или валовый доход, продавца всегда равна цене, умноженной на количество проданного товара, или произведению Р х Q.

На рисунке 5.6а представлен случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рисунке 5.6б – снижение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. На рисунке 5.6в. – выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цен цена.

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности спрос в зависимости от цены представляет собой отношение изменения объема спроса к вызвавшему его изменению цены:

  %Qd (Q2-Q1) (Р2 – Р1) Ed= ---------- = ------------- : -------------- %P (Q2+Q1) (Р2 + Р1)  
   
     

Например, повышение цен на яблоки на 10% вызвало уменьшение величины спроса на 5%. Коэффициент эластичности равен: (-5%)/10% = -0,5. Но нас будет интересовать абсолютное значение, которое равно 0,5.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса, так что общая выручка остается неизменной (рисунок 5.6а), мы говорим о единичной эластичности спроса (Еd = 1). Когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса (рис. 5.6б), спрос неэластичен (Еd < 1). Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса (рисунок 5.6в), мы говорим об эластичном спросе (Еd > 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной; однако в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не принимая во внимание знак «минус».

На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов: наличие товаров-субститутов (т.е. взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, ожидания потребителя и т.д.

Таблица 5.1 – Взаимосвязь характера спроса и реакции покупателей на изменения цены

Значение Еd Характер спроса Поведение покупателей
при снижении цены при возрастании цены
Еd =∞ Абсолютно эластичный Повышают объем закупок на неограниченную величину Снижают объем закупок на неограниченную величину
Еd >1 Эластичный Значительно повышают объём закупок (спрос растёт более высоким темпом, чем снижается цена) Значительно снижают объём закупок (спрос снижается более высоким темпом, чем растёт цена)
Еd =1 Единичной эластичности Спрос растёт в том же темпе, что и падает цена Спрос снижается в том же темпе, что и растёт цена
Еd<1 Неэластичный Темп роста спроса меньше темпа снижения цены Темп снижения спроса меньше темпа роста цены
Еd =0 Абсолютно неэластичный Совершенно не изменяется объем закупок

Таблица 5.2 – Общие доходы продавца при изменениях цен

Значение коэффициента эластичности по модулю Характер спроса Изменение общих доходов продавцов
при уменьшении цены при увеличении цены
Больше 1 Эластичный Возрастают Уменьшаются
Равно 1 Единичная эластичность Не изменяются Не изменяются
Меньше 1 Неэластичный Уменьшаются Возрастают

Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены.

%Qs (Q2-Q1) (Р2 – Р1) Es = ---------- = ------------- : -------------- %P (Q2+Q1) (Р2 + Р1)  

На рисунке 5.7 показаны три линии предложения с разной эластичностью. Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.

Говоря об эластичности спроса и предложения, т.е. о том, насколько при изменении цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во времени и, следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Особенно большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.

Предположим, спрос на какой-либо товар вырос. Поскольку предложение этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь повышением цены (рисунок 5.7а). Кривая предложения S1 представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса в положение Q2 увеличивает цену равновесия до Р2.(Es = 0)

В условиях краткосрочного равновесия (рисунок 5.9б) число предприятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предложение несколько увеличивается, и кривая S2 становится слегка наклонной, поскольку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предложения немного возрастает до Q3, а цена равновесия Р3 становится ниже(Es < 1).

Наконец, когда рассматриваем длительное равновесие (рис. 5.9в), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4, а цена равновесия еще более снизилась (Es > 1).

Таким образом, эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени, что способствует установлению нормальных цен. То, насколько быстро предложение может приспособиться к изменившимся ценам в конечном итоге зависит от степени мобильности экономических ресурсов.

Наши рекомендации