Цель и задачи закупочной логистики
Cущность логистического подхода к управлению материальными потоками.
Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций.
Перечислим плюсы применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии.
1. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство.
2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками.
3. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается тем, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы.
4. Оптимизируются запасы
5. Сокращается численность вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.
6. Улучшается качество выпускаемой продукции.
7. Снижаются потери материалов. Любая логистическая oпeрация – это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций – это сокращение потерь.
8. Улучшается использование производственных и складских площадей.
Основные понятия и определения логистики (логистическая система, логистическая сеть, звено логистической сети, цепь поставок)
Логистика – это наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками с целью их оптимизации и снижения издержек.
Логистическая система –адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции.
Логистические системы делят на макро- и микрологистические. Макрологистическая - крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
Микрологистические системы к ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы.
Логистическая сеть — это полное множество звеньев логистической системы, между которыми установлены взаимосвязи по основным и/или сопутствующим потокам в рамках администрируемой или проектируемой логистической системы
Звено логистической сети — это некоторый экономически обособленный объект логистической сети, выполняющий определенную функцию, не подлежащий дальнейшему возвращению к нему в рамках рассматриваемой логистической системы
Цепь поставок — множество звеньев логистической системы, линейным образом упорядоченные по материальному и сопутствующим ему потокам с целью определения и проектирования необходимого перечня логистических операций, функций и издержек.
Цель и задачи закупочной логистики
Цель закупочной логистики –решать вопросы, связанные с обеспечением предприятий сырьем и материалами.
Задачи:
1. тесное взаимодействие с подразделениями, использующими эти материалы, изучение их запросов
2. поиск подходящих поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений
3. закупка необходимых материалов приемлемого качества, нужного количества и гарантии их доставки в нужное время и место
4. обеспечение приемлемых цен и условий доставки
5. проведение подходящей политики запасов и инвестиций в них
6. быстрое перемещение материалов через цепи поставок, мониторинг текущих условий, в том числе изменений цен, возникновение дефицита, появление новых продуктов и т.д.
4. Задача ,, сделать или купить "
Не существует предприятий, которые могли бы самостоятельно производить все используемые в своей деятельности ресурсы. Поэтому актуальной является задача принятия решения (ПР) о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самим. Принятия решения по проблеме "сделать или купить» базируется на учете внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам ПР относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе. Чем более развиты логистические связи, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь.
К внутренним факторам ПР относятся условия на самом предприятии.
К плюсам самостоятельного производства относятся: снижение зависимости предприятия от поставщиков; возможность непосредственного управления качеством комплектующих на стадии их производства и др.
К плюсам внешних закупок относятся: более высокое качество и низкая себестоимость комплектующих вследствие специализации производителя; концентрация усилий на основном виде деятельности; гибкость в изменении видов выпускаемой продукции.
Помимо анализа перечисленных факторов, для принятия такого решения необходимо определить и сопоставить затраты на закупку и на собственное производство. В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика, но при этом включают: затраты на оформление заказа; транспортировку; страхование; упаковку; складирование; обработку (переработку, сортировку и т.п.); оплату персонала, связанного с закупками и т.п.
Затраты на собственное производство состоят из затрат на производство (стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения, амортизации, накладных расходов) и возможных капитальных затрат на организацию требуемого производства (покупка, доставка, монтаж оборудования, обучение).