Не сюда. просто. вдруг пригодится
План по себестоимости продукции является составной частью бизнес-плана. Цели планирования себестоимости продукции следующие:
· определение оптимального уровня затрат на производство и сбыт продукции;
· составление программы рационального использования ресурсов;
· оценка финансовых результатов в плановом периоде.
Типичные исходные данные для планирования себестоимости продукции: объем продукции в натуральном и стоимостном выражении; норма расхода ресурсов; цены, тарифы, ставки налогов; норма амортизационных отчислений; нормы отчислений на страхование; план технического развития и совершенствования организации производства.
Основные разделы плана по себестоимости продукции:
1) смета затрат на производство продукции;
2) себестоимость всей товарной и реализованной продукции;
3) плановая калькуляция отдельных изделий;
4) расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.
Смета затрат на производство составляется по экономическим элементам и отражает общую структуру затрат, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Не включается в сводную смету затрат стоимость продукции собственного производства, потребляемой внутри предприятия, и расходы предприятия, относящиеся к другим видам деятельности.
Смета затрат на производство может составляться различными способами, основными из которых являются метод расчета отдельных элементов, входящих в смету по предприятию в целом, и метод суммирования смет отдельных цехов и служб предприятия.
В первом случае смета составляется на основе расчетов по элементам, непосредственно содержащимся в соответствующих разделах плана. Например, указываемые в смете затраты по основной и дополнительной заработной плате будут соответствовать общему фонду заработной платы в плане по труду, а расход основных и вспомогательных материалов – итоговой стоимости этих материалов в плане материально-технического снабжения; величина амортизационных отчислений – той величине, которая приведена в финансовом плане.
Хозяйственная практика показывает, что более правильным является метод составления сметы производства на основе цеховых данных, с последующим исключением из полученной суммы внутризаводского оборота. Такой подход создает предпосылки для эффективного анализа деятельности предприятия.
Для определения себестоимости валовой продукции надо из общей суммы затрат исключить стоимость работ: по капитальному строительству, которые выполняются для своего предприятия; проектно-конструкторских – выполняемых для других предприятия.
Для расчета себестоимости товарной продукции из себестоимости валовой продукции или вычитается прирост, или прибавляется уменьшение остатка незавершенного производства полуфабрикатов, инструментов и приспособлений собственной выработки, включенных в валовую продукцию.
Себестоимость реализованной продукции рассчитывается путем прибавления к себестоимости товарной продукции разницы между входными и выходными остатками нереализованной продукции по их себестоимости.
Плановая калькуляция (месячная, квартальная, годовая) составляется на освоенную продукцию, предусмотренную производственной программой.
Расчет снижения себестоимости товарной продукции может осуществляться двумя методами: нормативным и на основе технико-экономических факторов.
При нормативном методе применяются нормы и нормативы использования ресурсов.
Метод планирования по технико-экономическим факторам позволяет учесть их влияние на уровень затрат. Наиболее значимы следующие факторы:
1. Изменение технического уровня производства, в том числе технологического. При этом оцениваются:
· механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение передовой технологии и современного ресурсосберегающего оборудования;
· модернизация и улучшение эксплуатации применяемого оборудования;
· изменение конструкции и технических характеристик изделий, повышение качества продукции;
· внедрение новых видов и замена потребляемого сырья, материалов, топлива, энергии;
1. Улучшение организации производства и труда:
· улучшение организации труда;
· совершенствование управлением производством;
· улучшение материально-технического обеспечения;
· сокращение потерь от брака;
· другие факторы, связанные с совершенствованием организации производства.
2. Изменение объема и структуры производимой продукции, когда анализируются:
· изменение структуры производимой продукции;
· относительное сокращение условно-постоянных расходов (кроме амортизации), обусловленное ростом объема производимой продукции;
· улучшение использования основных фондов и оборотных средств.
3. Специфические факторы, в том числе изменение природных условий и способов добычи полезных ископаемых и различных видов сырья.
Изменение затрат определяют по каждому фактору, независимо от того, как он влияет на снижение себестоимости (положительно или отрицательно).
Заключение.
Данная курсовая работа показывает важность и необходимость применения анализа себестоимости продукции на предприятии.
Себестоимость продукции – один из основных показателей, характеризующих уровень организационно-технического развития предприятий, качество, результаты деятельности, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. Анализ себестоимости по статьям затрат дает возможность установить динамику отдельных статей и их влияние на себестоимость продукции. Результат анализа позволяет видеть, под влиянием каких статей расходов сформировался тот или иной уровень себестоимости, в каких направлениях необходимо вести работу по снижению себестоимости. Наиболее тщательно должны анализироваться непроизводственные расходы и потери. Только повседневный контроль таких расходов и потерь, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда.
Выявленные факторы и резервы снижения себестоимости продукции реализуются определенными путями:
1. Улучшение качества используемых материалов;
2. Совершенствование организации производства, труда и управления;
3. Переход на более дешевые виды сырья, материалов, топлива и энергии.
Соблюдение режима экономии повышает экономическую эффективность производства, увеличивает прибыль и расширяет возможности материального стимулирования работников предприятия.
1 Под ред. А.С. Пелиха «Организация предпринимательской деятельности», Р.-Дон.: 2002г.