Энергетические системы

Лекция 4

ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ.

Основные причины бытового и производственного травматизма.

В каждом несчастном случае существует две действующие стороны: объективная и субъективная.

К первой относится промышленное оборудование, бытовые приборы, транспортные средства или природный фактор, из-за которых произошла травма.

К субъективной стороне относится сам человек, его действия, привычки к определенным приемам работы, отношение к собственной безопасности.

Причинами производственного травматизма являются плохое ознакомление с правилами безопасности, отсутствие знаний об опасных факторах рабочих мест, преднамеренное нарушение правил безопасности, не соответствие большинства промышленного оборудования Украины современным стандартам безопасности, экономические причины.

Причины бытового травматизма: отсутствие профессиональной подготовки для выполнения определенных видов работ, неисправность приборов и инструментов, человеческий фактор и др.

Транспортные системы.

Транспортные системы составляют определенную опасность для населения и ОС.

4.2.1. Наиболее опасным является автомобильный транспорт. Это обусловлено количеством транспортных средств, отсутствием ограждений автодорог, пересечением последними населенных пунктов. Безопасность движения зависит прежде всего от людей, и значительно реже от т/с.

Для предотвращения несчастных случаев на автодорогах необходимо соблюдать правила дорожного движения как водителям, так и пешеходам. Главные причины нарушения правил водителями: недостаточный опыт управления т/с, переоценка своих возможностей, неудовлетворительное состояние здоровья, управление т/с в нетрезвом виде.

Кроме опасности ДТП, угрозу для окружающей среды и здоровью людей представляют выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания (СО, NxOy, Pb и др.). Опасным является не только работа двигателя в закрытом помещении, но и длительное пребывание в салоне стоящего автомобиля с работающим двигателем.

Железнодорожный транспорт.

Причины несчастных случаев на железной дороге: хождение людей по колее, попытка пересечь ж/д полотно перед приближающимся поездом, большая длина тормозного пути поезда, попытка перелезть под вагонами стоящего поезда, нахождение людей возле двигающегося состава и др.

Пассажирам поездов запрещается перевозить легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и ядовитые вещества.

В случае возникновения пожара пассажир долженвоспользоваться огнетушителями, находящимися возле купе проводника (углекислотный) и возле входа в туалет со стороны нерабочего тамбура (химический пенный) либо оповестить проводника. В случае невозможности погашения огня пассажирам необходимо перейти в соседний вагон. Изолированным пожаром людям по возможности дождаться остановки поезда, выбить стекло и выпрыгнуть из окна.

Водный транспорт.

Наиболее распространенными причинами морских катастроф является столкновение судов, пожары и взрывы, посадка на рифы и мель, разрушение корпусов суден штормовыми волнами, перегрузка судов, несоответствие мореходных качеств и технических параметров судна району плавания, пиратство.

Пассажир судна должен знать о предусмотренных конструкцией корабля способах обеспечения безопасности людей (водонепроницаемые перегородки, система автоматического пожаротушения, сеть аварийного оповещения, спасательные шлюпки, плоты и принадлежности). Пассажиру многопалубного судна нужно ознакомиться с наиболее коротким выходом на верхнюю палубу.

Не следует сразу покидать большое судно на спасательной лодке или прыгать за борт (у большого корабля больше шансов, чем у шлюпки). Прыжок за борт оправдан, если судно валится на бок и быстро тонет. После прыжка необходимо как можно дальше отплыть от корабля (водоворот; смерть от переохлаждения через 30 минут, акулы). Опасность также составляет столкновение судов с маломерным флотом. Ночью плавание маломерных судов запрещается (или с белым ходовым огнем с круговой видимостью).

Воздушный транспорт.

Из-за высокого уровня шума, создаваемого самолетами, а также от того, что наиболее опасным является взлет и посадка самолета, аэропорт располагается на большом расстоянии от населенных пунктов.

Наименьший риск при пользовании воздушными авиалиниями обеспечивается на регулярных рейсах турбореактивных самолетов, больший - на винтовых и поршневых, а также на нерегулярных и коммерческих рейсах.

Причины авиакатастроф: ошибки пилотов и авиадиспетчеров вследствие большой нервно-психической нагрузки (60%), технические неполадки самолета, неблагоприятные погодные условия, терроризм и др.

Особенностью воздушного транспорта является то, что пассажир самолета при возникновении аварийной ситуации для своей безопасности практически ничего не может сделать.

При аварийной посадке пассажир должен пристегнуть ремень и упереться руками и коленями в спинку кресла, находящегося перед ним. Оказавшись в роли заложника, пассажир должен исполнять требования террористов. При освобождении самолета пассажир должен сесть на пол и спрятаться за спинкой кресла.

При пользовании пассажирским лифтом следует выполнять следующие предосторожности: перед входом в лифт убедиться в наличии кабины; не пользоваться огнем; не перегружать лифт; не садиться в лифт с подозрительными людьми.

Энергетические системы.

Проходя сквозь ткани человеческого тела, электрический ток вызывает:

¨ ожоги (из-за значительного выделения тепла, горения дуги);

¨ механические повреждения (вследствие резких судорожных сокращений мышц);

¨ болезненные изменения в составе тканевой жидкости и крови;

¨ электрический удар, который парализует нервную систему организма;

¨ повреждения сетчатки глаз вследствие воздействия ультрафиолетового излучения дуги (электроофтальмия).

В зависимости от величины электротока (при частоте 50-6- Гц) различают:

¨ 0,5-1,5 мА - порог ощущения - наименьшее ощутимое значение тока;

¨ 10-15 мА - порог неотпускающего тока - сильные судороги и боли, невозможность самостоятельного отрыва от электродов;

¨ 50-100 мА - смертельный ток - паралич дыхания, беспорядочные сокращения и остановка сердца, потеря сознания.

Малый постоянный ток менее опасен, чем переменный, но при напряжении более 600 В постоянный ток опасней.

Наиболее опасныпри поражении электротоком остановка дыхания, фибриляция и остановка сердца. Фибриляция сердца заключается в беспорядочном сокращении и расслаблении мышечных волокон сердца.

При электрическом ударе поражающим фактором является сила тока, который прошел через дыхательные мышцы и сердце и продолжительностьего действия.

При расчетахсопротивление человека принимается 1000 Ом. Фактическое сопротивление зависит от физического состояния организма и кожи (300-100000 Ом).

Земля является хорошим проводником электротока. Это обстоятельство используется для защиты людей при повреждении изоляции оборудования путем его заземления. При этом человек, коснувшийся корпуса поврежденного электрооборудования попадает не под рабочее напряжение сети, а значительно меньшее.

Растекающийся ток с заземлителя в почве порождает еще один опасный фактор - напряжение шага. Напряжение шага - это разность потенциалов между ступнями человека, находящегося вблизи заземлителя.

Человек, оказавшийся в поле действия растекающегося электротока, должен мелкими шагами удалиться от источника тока.

В соответствии с “Правилами устройства электроустановок” их классификация осуществляется по нескольким признакам:

¨ по рабочему напряжению электроустановки делят на установки высокого (>1000 В) и низкого (до 1000 В) напряжения;

¨ по степени доступности электротехнические помещенияподразделяются на:

а) замкнутые (не требуют постоянного пребывания персонала) - под замком;

б) электротехнические помещения (находится только обслуживающий персонал);

в) производственные помещения (цеха, мастерские);

г) бытовые помещения (жилье, детсады, коммунальные службы).

По степени опасности поражения электротоком помещения подразделяются в зависимости от наличия признаков повышенной и особой опасности на три категории:

I - помещения без повышенной опасности (отсутствуют признаки повышенной опасности);

II - помещения с повышенной опасностью (присутствует один из признаков повышенной опасности);

III - особо опасные помещения (присутствует 2 и более признаков повышенной опасности или хотя бы 1 признак особой опасности).

Признаки повышенной опасности:

¨ наличие влаги (относительная влажность воздуха более 75 %);

¨ наличие электропроводной пыли;

¨ наличие токопроводящего пола;

¨ повышенная температура воздуха (более 35 °С);

¨ возможность одновременного контакта с токоведущими частями или корпусами электрооборудования и заземленными металлоконструкциями).

Признаки особой опасности:

¨ относительная влажность около 100 %;

¨ наличие химически агрессивной среды.

В зависимости от степени опасности помещений в электрооборудовании применяются следующие технические меры безопасности:

¨ применение малого напряжения (абсолютно безопасное напряжение 2В ~ и 8В - тока);

¨ защитное заземление;

¨ зануление (соединение через проводник корпусов электрооборудования с нулевой точкой источника напряжения и с землей: короткое замыкание - срабатывание средств защиты);

¨ защитное отключение (комплекс мер по отключению электросети при аварийном режиме работы);

¨ повышенная изоляция (применение токонепроводящих материалов).

При использовании электроэнергии в быту необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

1) защита квартирной сети и бытовых электроприборов должна быть исправна;

2) изоляция должна быть без повреждений;

3) производить очистку осветительных приборов при выкрученных предохранителях или отключенном автоматическом выключателе сухой тряпкой, не касаясь электропроводящих предметов;

4) ремонт электрооборудования производить после его отключения от сети (предупредить окружающих, вывесить табличку);

5) во время пользования электроприборами исключать их контакт с заземленными конструкциями;

6) соблюдать инструкции по эксплуатации электроприборов;

7) исключить возможность доступа детей к электроприборам и розеткам и др.

Наши рекомендации