Организационно-методические рекомендации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра уголовного процессуального права и криминалистики имени Н. Радутной
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов очной и очно-заочной форм обучения
Москва 2011
Автор:
В.И. Кононенко, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовно-процессуального права и криминалистики имени Н.Радутной, Загорский Г.И., доктор юридических наук,, профессор, профессор кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики имени Н.Радутной
Рецензент:
Е.А. Карпов, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РФ, декан юридического факультета Международного независимого эколого-политологического университета
Программасоставлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция» и учебным планом Российской академии правосудия.
Одобрена кафедрой уголовного процессуального права и криминалистики имени Н.Радутной. Протокол № __ от __ _________ ______ года.
Утверждена учебно-методическим советом Российской академии правосудия (протокол № ___от __ _________ _____ г.).
ÓРоссийская академия правосудия, 2011
Ó Кононенко В.И., 2011
Ó Загорский Г.И. ,2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 6
Тематический план. 11
ПРОГРАММА.. 16
Раздел I. 16
ОБЩАЯ ЧАСТЬ. 16
Тема 1. Понятие и назначение уголовного процесса. 16
Тема 2. Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальный закон. 16
Тема 3. Уголовно-процессуальное право и механизм его реализации. 16
Тема 4. Принципы уголовного судопроизводства. 17
Тема 5. Уголовно-процессуальные функции. Участники уголовного судопроизводства. 17
Тема 7. Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве. 18
Тема 8. Меры уголовно-процессуального принуждения. 19
Тема 9. Ходатайства и жалобы.. 20
Тема 10. Процессуальные сроки. Процессуальные издержки. 20
Тема 11. Реабилитация. Основания возникновения и признание права на реабилитацию 20
Раздел II. 20
ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.. 20
Тема 12. Возбуждение уголовного дела. 20
Тема 13. Предварительное расследование как стадия производства по уголовному делу 21
Тема 14. Следственные действия. 21
Тема 15. Привлечение в качестве обвиняемого Предъявление обвинения. 22
Тема 16. Судебная защита конституционных прав и свобод граждан на стадии предварительного расследования. 23
Тема 17. Приостановление и возобновление предварительного следствия. 23
Тема 18. Прекращение уголовного дела Окончание предварительного расследования. 23
Тема 19. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору. 23
Тема 20. Дознание. 23
Раздел III. 24
ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ.. 24
Тема 21. Общий порядок подготовки к судебному заседанию.. 24
Тема 22. Предварительное слушание. 24
Тема 23. Общие условия судебного разбирательства. 24
Тема 24. Судебное разбирательство. 25
Тема 25. Особый порядок судебного разбирательства. 26
Тема 26. Особенности производства у мирового судьи. 26
Тема 27. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. 26
Раздел IV.. 27
ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ВТОРОЙ ИНСТАНЦИИ.. 27
Тема 28. Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу. 27
Тема 29. Особенности производства в судах апелляционной и кассационной инстанций 27
Тема 30. Исполнение приговора. 28
Раздел V.. 28
ПЕРЕСМОТР ПРИГОВОРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ.. 28
Тема 31. Производство в надзорной инстанции. 28
Тема 32. Возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств 28
Раздел VI. 29
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ 29
Тема 33. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 29
Тема 34. Производство о применении принудительных мер медицинского характера. 29
Раздел VII. 30
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ.. 30
Тема 35. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц 30
Раздел VIII. 30
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 30
Тема 36. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. 30
ЛИТЕРАТУРА.. 31
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ... 31
ОФИЦИАЛЬНЫЕ АКТЫ ВЫСШИХ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ, СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА 31
ОСНОВНАЯ.. 32
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.. 33
Тематический план семинарских занятий. 35
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 38
ОБЩАЯ ЧАСТЬ. 38
Тема 1. Понятие и назначение уголовного процесса. 38
Тема 2. Уголовно-процессуальное право Уголовно-процессуальный закон. 38
Тема 4. Принципы уголовного судопроизводства. 38
Тема 5. Уголовно-процессуальные функции Участники уголовного судопроизводства 38
Тема 6. Гражданский иск в уголовном процессе. 39
Тема 7. Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве. 39
Тема 8. Меры уголовно-процессуального принуждения. 39
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. 40
Тема 12. Возбуждение уголовного дела. 40
Тема 13. Предварительное расследование. 40
Тема 14. Следственные действия. 40
Тема 15. Привлечение в качестве обвиняемого Предъявление обвинения. 40
Тема 17-19. Формы окончания предварительного следствия. 40
СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.. 41
Тема 21. Общий порядок подготовки к судебному разбирательству. 41
Тема 22. Предварительное слушание. 41
СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ... 41
Тема 24. Судебное разбирательство. 41
Темы 25- 26. Особый порядок судебного разбирательства Особенности производства у мирового судьи. 42
Тема 27. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. 42
Тема 28. Апелляционное и кассационное производство. 42
Тема 30. Исполнение приговора. 42
Тема 31. Производство в суде надзорной инстанции. 42
Темы 32-35. Особый порядок уголовного судопроизводства. 43
Тема 36. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. 43
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ. 44
Вопросы к зачету. 46
Вопросы к экзамену. 49
ВВЕДЕНИЕ
Уголовный процесс - одна из учебных дисциплин уголовно-правового цикла, изучение которой является необходимым условием профессиональной подготовки юристов.
Настоящая программа разработана на базе изданной в 2005 году РАП с учетом ныне действующих типовых профессиональных образовательных программ, изменений в уголовно-процессуальном законодательстве и квалификационных требований к выпускникам вузов по специальности «Юриспруденция».
В ходе преподавания и самостоятельного изучения уголовного процесса на основе сочетания аудиторных занятий и самостоятельных форм обучения студентами достигаются следующие цели:
- образовательная - усвоение теоретических положений, принципов уголовно-процессуального права, особенностей правового регулирования деятельности суда, правоохранительных органов и граждан в сфере уголовного судопроизводства; применение в уголовной процедуре международных норм и стандартов;
- практическая - умение уяснить смысл и содержание норм уголовно-процессуального права; умение применять их к конкретным уголовно-процессуальным отношениям и действиям; составлять процессуальные документы, сопутствующие уголовно-процессуальной деятельности; приобрести практические навыки выполнения процессуальных действий и принимать процессуальные решения на различных стадиях уголовного судопроизводства;
- воспитательная - формирование правового мировоззрения будущих судей, работников правоохранительных органов в соответствии с конституционными принципами судопроизводства, основами правовой теории и практики, нравственными и этическими началами уголовного процесса.
В результате изучения курса студенты должны знать:
- понятие, систему и задачи уголовно-процессуального права;
- назначение уголовно-процессуального законодательства и общие тенденции его развития; конституционные и иные принципы уголовного процесса;
- сущность состязательного начала в уголовном судопроизводстве;
- систему и структуру норм уголовно-процессуального законодательства и особенности их толкования и применения в практической деятельности;
- международные акты, регулирующие вопросы защиты прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам;
- общую характеристику типов (форм) производства по уголовным делам (история и современное состояние);
- понятие и сущность уголовно-процессуальной деятельности, ее отличия от оперативно-розыскной и иных видов деятельности правоохранительных органов, не урегулированных уголовно-процессуальным законом;
- особенности осуществления процессуальных действий в условиях состязательности функций обвинения, защиты и разрешения дела;
- особенности построения уголовного процесса: роль и значение каждой его стадии для достижения задач уголовного судопроизводства, особенности полномочий участников процесса на каждой стадии уголовного судопроизводства;
- научные основы теории доказательств, сущность и цели доказывания по уголовным делам в условиях состязательности; понятие доказательства, виды доказательств и их свойства; критерии допустимости доказательств, предмет и пределы доказывания; полномочия участников процесса в доказывании и их особенности в традиционном судопроизводстве и суде присяжных;
- нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие условия и порядок защиты прав и свобод личности на различных этапах судопроизводства;
- порядок обжалования решений и действий органов предварительного следствия и суда, процедуру рассмотрения и разрешения жалоб в вышестоящих судах;
- специфику особого порядка уголовного судопроизводства по отдельным категориям уголовных дел;
- вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Студенты должны быть ознакомлены с:
- законодательными актами и иными документами и рекомендациями, направленными на обеспечение уголовного судопроизводства;
- постановлениями Конституционного Суда РФ и постановлениями Пленума Верховного Суда РФ;
- общепризнанными принципами и нормами международного права;
- практикой процессуальной деятельности судов всех уровней и органов, осуществляющих предварительное расследование.
Студенты должны уметь:
- проводить следственные и судебные действия;
- составлять процессуальные документы по уголовному делу;
- участвовать в дискуссиях и прениях сторон по проблемам судебного разбирательства;
- разрешать процессуальные задачи-ситуации;
- формулировать промежуточные и итоговые решения по уголовному делу;
- составлять итоговые процессуальные акты по уголовному делу.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Преподавание учебного курса «Уголовный процесс» предусматривает изучение перечня нормативных и литературных источников, посвященных вопросам уголовного судопроизводства, в том числе: УПК РФ с учетом всех изменений в действующем законодательстве; положений Конституции РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, посвященных особенностям применения норм УПК РФ; ряда международных актов (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 5, 6), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 14) и др.).
При чтении лекцийнеобходимо раскрыть сущность правовых институтов, относящихся к деятельности участников процесса на разных его стадиях в условиях состязательности и равноправия сторон, а также особенности применения принципа презумпции невиновности и иных принципов уголовного судопроизводства. При чтении лекций особое внимание уделяется основным методологическим и наиболее сложным вопросам уголовно-процессуального права и законодательства.
Целью семинарских занятийявляется не только контроль знаний студентов, но и привитие навыков устных публичных выступлений, обоснования своей позиции, формирование умений участвовать в полемике, выдвигать аргументы и отстаивать свою точку зрения. Все темы курса нуждаются в дополнительном, самостоятельном изучении и в особенности те, по которым не предусмотрено проведение семинарских занятий. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в ходе индивидуальных собеседований, выступлений студентов на конференциях и семинарах и руководства подготовкой письменных работ.
На семинары выносятся вопросы, требующие углубленного изучения понятий, процедур, особенностей толкования действующего законодательства. Подготовка студентов к семинарским занятиям включает (в том числе в виде докладов) ознакомление: с соответствующими разделами учебников, нормативными источниками, рекомендуемой правовой литературой и архивными уголовными делами.
В целях формирования у студентов навыков применения на практике конституционных принципов уголовного судопроизводства при изучении вопросов доказывания, функциональных особенностей деятельности участников процесса, особенностей производства в традиционном судебном разбирательстве и суде присяжных необходимо использовать ролевые игры(имитация заседаний предварительного слушания и судебного разбирательства, разрешение участниками процесса конфликтных задач-ситуаций, связанных с доказыванием и принятием решений на разных этапах судопроизводства).
Одной из форм изучения уголовного процесса наряду с лекциями, семинарами (в том числе и в виде ролевых игр) является самостоятельная работа - написание курсовых, контрольных работ, участие в научных конференциях, изучение нормативных и научных источников. Кроме того, студенты должны участвовать в консультациях и индивидуальных собеседованиях.
Написание курсовой и контрольной работ является дополнительной формой самостоятельной работы студента, в которой подводятся итоги его научно-исследовательской деятельности, дается анализ источников (изученных нормативных актов и литературы), отражается позиция автора по спорным вопросам темы. Примерная тематика работ прилагается к программе, но по согласованию с преподавателем может быть избрана и иная тема. Подготовка курсовой, контрольной работ ведется под непосредственным руководством преподавателя: согласовывается план работы, определяются источники (правовые акты и литература), обсуждаются позиции студента по спорным вопросам, содержащимся в этих источниках.
Объем работы не должен превышать 20-25 страниц машинописного текста (интервал полуторный, шрифт 14 кегля). Работа делится на три части: введение, основная часть и заключение. Введение (4-5 страниц) содержит обоснование темы и краткий анализ литературы, посвященной теме. Объем основной части составляет 15-20 страниц. В работе должны быть сноски и указания на цитируемые положения, статистических данных. Заключение (2-3 страницы) должно содержать выводы автора по изученной проблеме и конкретные предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения. Работа завершается списком использованной литературы - перечнем законодательных актов и научных источников (монографий, учебников, статей из периодических изданий).