Оценка эффективности использования основных фондов

Структура основных фондов АТП

Основные фонды Доля в структуре, % Стоимость, тыс. руб. Срок службы, лет Норма амортизации, % Амортизация, тыс. руб.
Здания 3,3 207,3
Сооружения 108,3
Передаточные устройства 0,5 10,8
Рабочие машины и оборудования 6,6 71,5
Транспортные средства 14,3
Прочие 0,5
Итого        

Стоимость подвижного состава=Ас*Ц1а/м

Сп.с.=650000*30=19500000

Снач.г.=26108

Скон.г.=26108+5200+2600=33908

Споступ.=20%ст-ти транспорта(10 мая)

Споступ.=20%от 26000=5200

Свыбыв.=10%ст-ти транспорта (10 ноября)

Свыбыв.=10% от 26000=2600

Ссредн.год.=Снач.г.+(Споступ.*кол-во раб. месяц/12)-(12кол-во раб. Месяцев)/12

Ссредн.год=26108+3033-216=28925

Оценка эффективности использования основных фондов

При оценке эффективности использования основных фондов пользуют­ся следующими показателями:

• Коэффициент обновления: К0бн=СПост/Снач.года=5200/26108=0,2

• Коэффициент выбывания: КвыбВыб/СНач.года-2600/26108=0,099

• Коэффициент износа: Кизн=Ам/Соф==:6196/26108=0,24

• Коэффициент годности: Кгод= 1 -Кизн= 1 -0,24=0,76

• Коэффициент общего оборота основных фондов:

Кобщ.оборота о.ф. =Соф/Ам 26108/6196 =4,21

3. Расчет оборотных фондов и оценка эффективности их использования.

В имущественный комплекс АТП кроме основных фондов входят обо­ротные фонды.

Оборотные фонды-часть средств производства, которые единожды уча­ствуют в производственном процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на производимую продукцию.

К оборотным фондам относятся: сырьё, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия, не законченная производством продук­ции, топливо, тара и другие предметы труда.

3.1. Расчет потребности в оборотных средствах

В соответствии с общепринятой классификацией оборотные фонды АТП включая в себя производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов.

Производственные запасы (основная часть оборотных фондов) включа­ют в себя:

Топливо для автомобилей:

N100км = 34л

Р пробег- N100км*Lобщ/100=34*2808456/100 = 954875 л

Ртр.раб.=N100км*Ргод/100=1,3*14042280/100 = 182549 л

Рзимн = (Рпробег+Ртр.раб.)*0,09=(954875+182549)*0,09=102368 л

Рвн.гараж=(Рпробегтр.раб)*0,005=(954875+182549)*0,005=5687 л

Робщпробегтр.раб.+Рзимн.+Рвн.гараж.=954875+102368+5687=1245479 л

Стопливаобщ=1245479*25=3113975 руб.

Планируемый расход смазочных и обтирочных материалов:

N100л мот. масла=2,8; N100лтранс.масл=0,4; N100лконсистент.=0,35

Рмот. масл.=N100лмот. масл.общ./100=2,8*31136975/100=871835,3 л

Смот. масл.мот.масл.*Ц=871835,3*50=43591765 руб.

Ртранс. Масл.=N100л транс. маслобщ./100 =0,4*1245479=498191,6 л

Странс.масл.=Ртранс. Масл*Ц1л=498191,6*30=14945748 руб.

Рконсистент=N100л консистобщ./100=0,35*1245479=435917,65л.

Сконсиситент.=Рконсистент.*Ц=498191,6*30=14945748 руб.

Рконсист.=N100л консист.*Робщ./100=0,35*1245479= 435917,65 л.

Сконсист.=Рконсистент.*Ц=435917,65*20=8718353 руб.

Ркерос.=Робщ.*0,05=1245479*0,05=62273,95 л.

Скерос.=Робщ.*Ц=62273,95*13=809561,35 руб.

Собтир.мат.=10кг*Ас*15=10*40*15=6000 руб.

Планируемый расход на запасные части и ремонтные материалы:

N1000км з.ч.=9,1; N1000км рем.мат.=9,5

Сз.ч.=N1000км. з.ч.*Lобщ.*40/1000=(9,1*2808456*40)/1000=1022277 тыс. руб.

Срем.мат.=N100кмрем.мат.*Lобщ.*40/1000=9,5*2808456*40/1000=1067213 руб.

Ср.ф.=Срем. мат.+Сз.ч.=1022277+1067213=2089490 тыс. руб.

Планируемый расход на запасные части и ремонтные материалы:

Свос.шин.=1%*Lобщ.*Nшин1шт./100*1000=1%*2808456*10*7/100*1000=1965,9 тыс. руб.

3.2. Расчет норматива собственных оборотных средств

Расчет норматива собственных оборотных средств показан в таблице 4

Таблица № 4

Наименование статьи Годовые затраты, тыс.руб. Норма запаса, дни. Норматив собственных оборотных средств, тыс. руб.
Топливо для автомобилей 31136,975
Запасные части 1022,277
Ремонтные материалы 1067,213 131,5
Автомобильные шины 1965,9
Смазачно-обтирочные материалы
Ремонтно-строительные материалы
Канцелярские принадлежности  
Спецодежда
Малоценный и быстро изнашиваемый инвентарь (100*Ас)
Расход будущих периодов
Итого 35204,365   7361,3
         

Норматив собственных оборотных средств вычисляется по следую­щей формуле:

Ноб.ср.=Сгодзап./365

Ноб.ср. = 31136,975*6/365 - 511,8

3.3. Расчет показателей использования оборотных средств

Nобр.= ΣСгод/ ΣНобор.ср.=31136/511,8=60,8

Продолжительность одного оборота вычисляется по следующей формуле:

toб=360/noб=360/60,8=5,92

степень загрузки оборотных средств вычисляется по следующей формуле:

Зобр.ср.= ΣНобор.ср./ ΣСгод=511,8/31136=0,01

4. Расчет численности работников. Заработная плата работников предприятия.

Исходной величиной для всех последующих расчетов является годовой фонд рабочего времени предприятия (ФРВ),

Плановый фонд рабочего времени на рассматриваемом предприятии со­ставляет 1760 часов.

4.1. Расчет численности водителей и ремонтных рабочих

• Рассчитываем число рабочих сдельщиков:

• ПЗ (подготовительно-заключительные работы) = 0,38*АДР =

0,38*10220=3883 час

ФРВГОД=1760 час

Nвод= АЧр+ ПЗ / ФРВГОД = 91980+3883/1760=54 чел

Nto-2= Lобщ./Lto-2= 2808456/12000 = 234

Nто-1= Lобщ/Lто-1-Nто-2= 2808456/3000 - 234 = 702

Neo = Lo6щ/Lcc - Nto-2 - NTO-1 = 2808456/274,8 - 234 - 702 = 9284

• Рассчитываем общую трудоемкость:

tEo=0,6; tто-1=4,2; tTo-2=19,6; tтр1000км=6,7;

Tтo-2= Nтo-2 * tтo-2= 19,6 * 234 = 4586,4

Tto-1 =Nтo-1 *tТо-1=4,2 * 702 = 1688,4

TEO = Neo * tEO= 9284 * 0,6 = 5570,4

TTP = tтр1000км* Lo6щ/1000= 6,7 * 2808456/1000 = 18816

• Рассчитываем количество ремонтных рабочих:

NppT0-2= Тто-2/ ФРВГОД = 4586,4 / 1760 = 2,6 ≈ Зчел NPPто-1= Тто-1/ ФРВГ0Д = 1688,4 / 1760 = 0,95 ≈ 1чел NppЕО= ТЕ0/ ФРВГОД = 5570,4 / 1760 = 3,16 ≈ Зчел NPPTP= ТТР/ ФРВГОД = 18816 / 1760 = 10,69 ≈ 11чел

4.2. Расчет численности всех работающих на АТП

В таблице 5 показано штатное расписание на АТП Категория P-руководители, СП-специалисты, ТИ-технические испол­нители, ОР-основные рабочие, ВР-вспомогательные рабочие, ФОРмес - ме­сячный фонд оплаты труда.

Таблица № 5

Должность Количе­ство че­ловек Категория Тариф­ ный разряд Тариф­ный ко­эффи­циент Долж­ ностной оклад, руб ФОР мес руб
Директор Р 10,07
Замдиректора Р 9,07
Гл.бухгалтер Р 8,17
Бухгалтер рас­четной группы СП 5,1
Бухгалтер мате­риальной группы СП 5,1
Кассир ти 3,53
Старший эконо­мист СП 5,76
Табельщик ти 3,53
Старший диспет­чер СП 3,99
Диспетчер   ти 3,99
Главный механик СП 5,76  
Старший мастер ремонтного уча­стка СП 6,51
Инженер по ТБ СП 5,1
Инженер по ДБ СП
Врач (Отставки) СП 5,1
Секретарь ти 3,53
Зав.складом ВР 4,51
Кладовщик ВР 3,53
Дворник ВР
Сторож ВР 1,69 7317 '
Уборщица ВР 433.0 4330$
Водители V 46 ОР 3,12 '
Ремонтные рабочие
ЕО V з ОР 1,69
ТО-2 У 1 ОР 2,6

ТО-1 I -v/з Г OP I 4 1,91 8270 I 24810

TP I , /11 ~ OP I 6 2,44 I 10565 I 116215

4.3. Расчет заработной платы работников АТП

Заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависи­мости от квалификации работника, сложности количества, качества и усло­вий выполняемой работы, а также выплаты помощи социального и стимули­рующего характера. Заработная плата - денежное вознаграждение, выплачи­ваемое работодателем за выполненный работником труд.

Для расчета заработной платы работников АТП необходимо учитывать тарифный разряд и тарифный коэффициент соответствующего работника.

Для их определения пользуются тарифной сеткой (таблица 6).

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалифика­ционных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.

По тарифной сетке с помощью тарифных коэффициентов, зная МРОТ, можно вычислить должностной оклад.

Таблица 6

 
  Оценка эффективности использования основных фондов - student2.ru
Оценка эффективности использования основных фондов - student2.ru

Для на Ставкачасвод=Должн.оклад/ФРВмес=14509/164 = 82,3 руб чала нужно найти часовую тарифную ставку для водителей и для ремонт­ных рабочих.

Ставкачасвод=Должн,оклад/ФРВмес=13 509/164 = 82,3 руб Ставкачасто1=Должн.оклад/ФРВмес =8270/164 = 50,42 руб Ставкачасто2=Должн.оклад/ФРВМес =11258/164 = 68,5 руб СтавкачасЕО=Должн.оклад/ФРВмес=7317/164 = 44,6 руб Ставкачастр=Должн.оклад/ФРВмес-Ю565/164 = 64,4 руб Исходя из этого, можно рассчитать заработную плату: ЗПВ0Д=(АЧрчасВ0ДклШЗ*СчасВ0Д)*Кпр0Тр= (91980*82,3+1,2*1,1*1,2= =(91980*82,3*1,13+3883*82,3)*1,3*1,1*1,2=15227130 руб ЗПррто1=Тто.1*Счасто1прох*Кр=1688,4*50,42*1,2*1,1*1,2=134844 руб ЗПррТ0'2=Тт0.2*СчасТ0'2Пр*К*Кр=4586,4*68,5 * 1,2* 1,1 * 1,2=497642 руб ЗПРРЕ0=Тно*СчасЕОПр*К0т*Кр=5570,4*44,6* 1,2* 1,1 * 1,2=393528 руб Фонд оплаты труда расчитывается по следующей формуле: ФОТгод=ФОТмес* 12*КГ1р*Кр ФОТгодслуж=406674* 12* 1,3* 1,2=7612937 ФОТГОДВСПОМ раб=41569*12*1.3*1,2=778171 ФОТгодремраб=1225056 ФОТГО/ОД=6312527

Среднемесячная заработная плата рассчитывается по следующей формуле ЗПсреднее1ФОТ год/12 *Np=

Годовой фонд оплаты труда по категориям рабочих показан в таблице 7.

Таблица 7.
Категория ра­ботников ФОТ- голРУб Структу­ра, % Среднемесяч­ная зарплата, руб Числен­ность, чел Структура численно­сти, %
Водители 39,6 ( 22871 ' > \ х .— '■>
Ремонтные рабочие и
Служащие 47,8
Вспомогатель­ные рабочие 4,9 л
Итого -------------- н— 265478 / -------------- (С-----

/Д.

5. Расчет затрат и себестоимости АТП

Расчет затрат АТП

Для расчета затрат АТП необходимо составить схему расходов. Одной из

статей затрат являются накладные расходы. Таблица 8.
Статья затрат Сумма, тыс.рублей
Электроэнергия
Ремонтно-строительные материалы 5,5
Производственные бланки и канцелярские принадлежности
Спецодежда
Командировочные расходы
Реклама
Представительские расходы
Коммунальные услуги
Расход по охране труда и техники безопасности
Итого 200,5

Ёще одна из статей затрат-налоги. Налоги включают:

• налог на имущество;

• налог на имущество;

• налог с владельцев транспортных средств. Нимущ=((СОф-Ат)+НОб.ср)*0,02=((26108-4169)+511 )* 0,02=449 тыс. руб Нвл тР cp-Nn.c * Hi л.сс=240*45 *40=432 тыс. руб

Элементы затрат по Налоговому Кодексу

Таблица 9
Элементы затрат Сумма расходов, тыс туб Структура, %
Зарплата
ЕСН
Материальные затраты 34,5
Амортизация основных фондов И
Прочие 200,5 0,5
Итого 39265,5

Смета затрат за год АТП представлена в таблице 10.

Таблица 10

Статья затрат Сумма, тыс. руб Структура, %
Заработная плата всех работников
ЕСН (34% от ЗП) 8,7
Автомобильное топливо 50,5
Смазочные и обтирочные материалы 0,5
Ремонтный фонд 3,4
Автомобильные шины 3,2
Амортизация подвижного состава
Налоги 1,4
Накладные расходы 200,5 0,3
Итого 61634,5

Расчет себестоимости АТП

Себестоимость - комплексный экономический показатель, в котором от­ражаются совокупные усилия АТП по управлению затратами на производст­во транспортных услуг.

Себестоимость принято использовать как один из основных оценочных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Себестоимость1Т*км=Затраты/Ргод=61634,5/14042,28=4,39 руб/т*км Себестоимость *км=Затраты/<3Г0Д=61634,5/702,114=87,8 руб/т Себестоимость 1т*км=Затраты/Ь0бщ=61634,5/2808,456=21,95 руб/км Себестоимость 1Т*км=Затраты/АЧр=61634,5/91,98=670 руб/час

Доходы. Прибыль. Рентабильность.

Тариф 1Час=Себестоимость1час*К=670* 1,3=871,11 руб Доходыперев=Тариф1час* АЧР=871,11*91,98=80124,7 тыс.руб Доходыпред=Доходыперев-НДС=80124-10416=69707 тысю руб

Конечный результат деятельности АТП - это полученная им прибыль (убыток) в общем виде определяется разницей между доходами и расходами. Прибыль6аланс08ая = Доходыпред - Расходы = 69707-61634,5=8072,5 тыс. руб Прибыльпред = Прибыльбалансовая - 20%Прибыль6алансовая =

= 8072,5 - 1614,5=6458 тыс.руб

Прибыль, выраженная в процентах, называется рентабельностью пред­приятия.

Кобш= Прибыльбалансовая/Расходы* 100% = 8072,5/61634,5 * 100%= 13% Предприятия = Прибыльпред/Расходы* 100% = 6458/61634,5 * 100%= 10,5% Показатель отдачи.

ФО = Доходыпред/£С= 69707/26108 = 2,66 руб ФЕ = £Соф/Доходыпред= 26108/69707 = 0,37 руб ФВ = 1Софраб= 69707/86 = 810 руб

Анализируя полученные данные можно сказать, что для предприятия с таким объемом грузоперевозок все показатели являются положительными.

Вывод

В данной курсовой работе был произведен расчет деятельности АТП за год с целью определения рентабельности автомобиля марки КамАЗ (само­свал) и предприятия в целом. Все расчеты можно условно поделить на 3 час­ти:

• расчет производственной программы АТП. Здесь характеризуется ра­бота предприятия в целом с точки зрения технических эксплуатацион­ных показателей (автомобиле дни в хозяйстве, автомобиле-дни в рабо­те, автомобиле-часы работы, грузоподъёмность, общий пробег и т.д.);

• расчет затрат. В данной части были рассчитаны все затраты, связанные с работой АТП, такие как затраты на восстановление основных фондов, затраты на оборотные фонды, затраты на оплату труда и т.д.;

• расчет рентабельности. Здесь определяются доходы предприятия, при­быль чистая и балансовая, производительность труда в стоимостном выражении, такие показатели как фондоотдача, фондоемкость, фондо- вооруженость, рентабельность.

По расчетом в курсовой работе можно сделать вывод, что данная марка автомобиля довольно рентабельна, т.к. планируемая рентабельность пред­приятия составила 10,5%, что является неплохим показателям работы пред­приятия (эффективности использования основных фондов), потому как рен­табельность нармально работающего АТП обычно колеблется в пределах от 6 до 24%. В целом планируемое предприятия будет работать достаточно эф­фективно и получать чистую прибыль в год в размере 6458 тыс.руб.

Общая рентабельность предприятия составила 13%. Этот показатель тоже в ходит в показатели нормально работающего АТП (т.е. в пределах 12 до 30%.

Список используемой литературы:

1. Будрин А.Г., Будрина Е.В. Экономика автомобильного транспор­та: Учеб. Пособие для студентов высш.учеб. заведений.-

М:Академия, 2008. - 320с.

2. Конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия»

Наши рекомендации