Структура и условия вступления в ВТО
Все решения в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц.
В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам:
1. Совет по торговле товарами, который руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль над соблюдением принципов ВТО и выполнение соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
2. Совет по торговле услугами осуществляет контроль над выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
3. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля над выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО обеспечивает техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывает техническое содействие развивающимся странам, проводит анализ мировой торговли и разъясняет положения ВТО общественности и средствам массовой информации.
Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства страна, желающих стать членами ВТО.
Прием в члены ВТО состоит из трех этапов. На первом этапе страна предоставляет в ВТО меморандум о своей торговой политике, в свою очередь ВТО создает рабочую группу по изучению меморандума на предмет определения соответствия форм и методов регулирования внешней торговли в стране, желающей стать членом, ее правилам. На втором - ВТО проводит двусторонние переговоры со страной по вопросам доступа не ее рынок товаров и услуг других стран.
Если переговоры привели к принятию страной условий, определенных в многосторонних соглашениях ВТО, рабочая группа составляет доклад для Министерской конференции, к которому прикладывается протокол о присоединении страны к ВТО. На третьем этапе Министерская конференция общим голосованием принимает решение о принятии страны в ВТО.
Интеграция в мировую торговую систему является целью большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Однако следует отметить, что отношения ведущих торговых держав-членов ВТО к вновь присоединявшимся странам ожесточаются. Некоторые торговые державы, например, считают, что эти страны должны принять больший объем обязательств, чем ранее принимали страны – основатели ВТО.
Многосторонние соглашения в рамках ВТО содержат более жесткие и подробные нормы и правила, регулирующие торговлю товарам, чем было в ГАТТ-1977., а также распространяются на условия и объекты интеллектуальной собственности. Так в отношении всех присоединяющихся в ВТО стран выдвигаются следующие требования:
- минимизация уровня бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства и полный отказ от субсидирования экспорта сельхозпродукции;
- не распространять на присоединяющиеся страны некоторые базовые положения соглашения ВТО по сельскому хозяйству, применяемые другими членами этой организации для защиты внутреннего рынка, например, «специальные защитные меры»;
- принятие обязательств по выполнению соглашений в рамках ВТО в полном объеме с момента присоединения, не считаясь с предусмотренными нормами ВТО о возможности переходного периода для развивающихся стран;
- присоединяться к соглашениям ВТО по правительственным закупкам и по торговле гражданской авиационной техникой, являющимся добровольными. Эти соглашения подписаны небольшим числом наиболее развитых стран-членов ВТО, и в них пока не заинтересовано большинство развивающихся стран;
- принятие обязательств в области, не охваченных нормами ВТО, например, таких как: инвестиционный режим, связывание экспортных тарифов и др.
Завышенные требования в ходе присоединения к ВТО были вынуждены принять такие государства, как: Эквадор, Панами, Монголия, Болгария, Киргизия и др.
Такая политика по отношению к вновь присоединяющимся странам приводит к расслоению международной торговой системы на первостепенных членов – стран основателей ВТО и второстепенных, которые уже не имеют возможности пользоваться преимуществами членства в ВТО, которыми обладают страны-основатели.
Естественно Россия попадает в разряд «второстепенных» стран со всеми вытекающими последствиями. Требования, предъявляемые к РФ на переговорах с представителями ВТО, сводятся, в основном:
- к доступу иностранных компаний на рынок услуг и конкурсам на проведение государственных закупок;
- снижению или полной отмене пошлин на сельскохозяйственное и медицинское оборудование, компьютеры и другие товары;
-отказу государства от финансовой поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и соблюдению норм ВТО при дотировании аграрного комплекса и другие.
Присоединение России к ВТО окажет значительное отрицательное влияние, как на внешнюю торговлю, так и на внутриэкономическое положение страны. Тем не менее, в настоящее время уже не стоит вопрос о вступлении России в ВТО.
Проблема заключается в том, чтобы в течение последнего этапа вступления нашей страны в эту организацию добиться таких условий членства, которые исключали бы ущемление прав России в сфере международной торговли и обеспечивали реальный доступ отечественных товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите рынка внутреннего.
Основные категории и понятия
ЮНКТАД, МТЦ, ГАТТ, ВТО, ТРИПС, режим наибольшего благоприятствования.
Контрольные вопросы
1. Какие формы международного регулирования мировой торговли Вы знаете?
2. Перечислите основные направления деятельности ЮНКТАД
3. Раскройте принципы деятельности ВТО.
4. Какова структура управления ВТО?