Камеральная и выездная налоговые проверки

Контроль за правильностью начислений и уплаты налоговых платежей

Такой контроль осуществляют налоговые органы путем проведения налоговых проверок. При этом различают камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговой проверкой могут быть обхвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и документов, предоставленных налогоплательщиком. Проверку ведут должностные лица налогового органа в соответствии с их служебным положением без специального разрешения в течение трех месяцев со дня подачи налогоплательщиком налоговой декларации и документов. На выявленные недостающие доплаты по результатам проверки налоговый орган направляет требования об уплате суммы налога и пени (штраф за день, месяц и т.д.).

Выездная налоговая проверка проводится по решению руководителя налогового органа, причем в отношении одного налогоплательщика она может проводиться по одному или нескольким налогам.

Выездная проверка проводится в отношении одного налогоплательщика не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев.

В процессе проведения выездной налоговой проверки возможна процедура выемки документов. Это делается если есть веские основания полагать, что документы могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены. Представители налоговых органов, осуществляющие выездную проверку, имеют право доступа и осмотра производственных, складских, торговых и других помещений территорий имеющих отношения к объектам налогообложения.

Каждый налогоплательщик организация или ИП имеют право обжаловать акты ненормативного характера и действия налоговых органов в вышестоящем налоговом органе или в арбитражном суде.

Физические лица не являющиеся предпринимателями могут обжаловать действия налоговых органов в суде общей юрисдикции по месту жительства.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Ответственность за нарушение налогового законодательства – это один из видов юридической ответственности, который выражается в принуждении налогоплательщика к уплате налогов и оплате финансовых санкций (штрафы и пени). При этом обязанность доказать вину налогоплательщика возлагается на налоговые органы. В данном случае не имеет значения умышленного или по неосторожности налогоплательщик совершил противоправное деяние.

Система основных правонарушений и ответственность за их совершение определены Налоговым кодексом РФ.

Правонарушения, связанные с исчислением и уплатой налогов

1. Нарушения установленного срока уплаты налога

а) Пенни в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБРФ за каждый день просрочки платежа

2. Неуплата или неполная уплата суммы налога

а) В результате занижения налоговой базы или другого неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, а так же при бездействия

- 20 % от неоплаченной суммы налогов. Статья 122 п.1

- Те же самые деяния, но совершенные умышленно 40%

б) Тоже самое, что с лева при уплате налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу РФ

- 20 % от неоплаченной суммы налогов. Статья 122 п.2

- Те же самые деяния, но совершенные умышленно 40%

3. Неполное перечисление сумм налога подлеж. перечислению налоговым агентом

а) 20 % от суммы подлеж. перечислению. Статья 123

4. Нарушения срока предоставления налоговой декларации

а) непредставление в установленный срок

- 5 % от суммы налога подлежащего уплате по декларации за каждый полный или неполный месяц со дня установленного для ее предоставления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб. Статья 119 п.2

б) Непредставление в течение более 180 дней по истечении установленного срока

- 30 % от суммы налога подлежащего уплате на основе декларации и по 10 % суммы налога за каждый полный или не полный месяц начиная со 181 дня. Статья 119 п.2

Нарушения, связанные с непредставлением налоговым органам необходимой информации

1. Нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет

а) Нарушение уста. срока до 90 дней

- Штраф 5000 руб. ст.116 п.1

б) Нарушение устан. срока более чем на 90 дней

- Штраф 10000 руб. ст.116 п.2

2. Нарушение срока предоставления информации об открытии и закрытии счета в банке

а) До 90 дней

- Штраф 5000 руб. ст.117 п.1

б) Более 90 дней

- Штраф 10000 руб. ст.117 п.2

3. Непредставление в установленный срок документов или иных сведений, предусм. НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах

а) Штраф 5000 руб. ст.118

б) Штраф 50 руб. за каждый не предаставленный документ ст.126 п.1

в) Те же деяния, соверш. в течение года повторно. Штраф 5000 руб. ст.129-1 п.2

4. Несвоевременное сообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК должно сообщить налоговым органам

а) Штраф 1000 руб. ст.126 п.3

5. Непредставление налоговому органу сведений, необходим. для осущест. налогового контроля

а) Штраф 5000 руб. ст.126 п.2 (для юр. лиц)

б) Штраф 500 руб. ст.126 п.3 (для физ. лиц)

Наши рекомендации