Управление предприятием
Экономика. Ответы
1. Цели, задачи и предмет дисциплины
«Экономика предприятия»
«Экономика предприятия» является одной из основных прикладных дисциплин, обеспечивающих экономическую подготовку современных специалистов для различных отраслей и сфер деятельности. Экономика предприятия — сравнительно молодая научная дисциплина, формирование которой в качестве самостоятельной области знаний относят к началу XX века. Особое положение экономики предприятия в системе экономических наук определяется тем, что она, с одной стороны, базируется на изучении экономической теории (микро-, макроэкономика), с другой — является базой для специальных дисциплин (бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности, финансы предприятия, маркетинг, ценообразование, налогообложение, управление организацией и др.).
Целью дисциплины является изучение теории и практики хозяйственной деятельности предприятий, их взаимодействия с другими участниками экономического процесса. При этом понятие «предприятие» рассматривается с экономической точки зрения и применяется в значении «субъект хозяйствования». Предприятие — это не только имущественный комплекс, но и организованный определенным образом коллектив. Применительно к терминологии Гражданского кодекса Республики Беларусь это понятие наиболее близко к коммерческим организациям.
В соответствии с обозначенной целью предметом экономики предприятия является научное познание хозяйственной деятельности предприятия, понимаемой как принятие решений об использовании ограниченных ресурсов в соответствии с поставленными целями.
Основными задачами дисциплины выступают изучение:
· функций и целей предприятия как первичного звена
национальной экономики;
· современных методов хозяйствования предприятий;
· процессов функционирования предприятий;
· ресурсов и факторов производства, методов оценки эффективности их использования;
· формирования и оценки результатов деятельности предприятий;
· факторов развития предприятия.
Структура дисциплины построена по принципу выделения относительно самостоятельных, логически взаимосвязанных и последовательно развивающих друг друга разделов, подающих материал от общего представления о предприятии как элементе национальной экономики к углубленному исследованию специальных допросов (ресурсы предприятий, оценка эффективности их использования, формирование затрат и результатов предприятия, инвестиционная и инновационная деятельность предприятий, качество продукции и конкурентоспособность).
2. Экономическая эффективность (эффективность производства) — это соотношение экономического результата и затрат факторов производственного процесса.[1] Для количественного определения экономической эффективности используется показатель эффективности, также это — результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам. На практике определение экономической эффективности не является строгим и общепризнанным для понимания. Зачастую под эффективностью понимается экономический эффект (результат функционирования экономической системой). Так, показателем экономической эффективности на уровне предприятия рассматриваются: прибыль — абсолютный показатель, и рентабельность — относительный показатель.
В данном случае прибыль целесообразно называть показателем эффективности, а рентабельности — экономической эффективности. Также необходимо отметить, что экономическая эффективность является показателем эффективности среди таких категорий, как социальная эффективность, экологическая эффективность, производственная эффективность и т. д. Особенностью данных показателей является не столько соотношение результатов с затратами ресурсов, сколько непосредственно достижение самого результата: если он достигнут, то функционирование системы эффективно. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы и является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики и получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты. На микроэкономическом уровне — это отношение произведённого продукта (объём продаж компании) к затратам (труд, сырьё, капитал). На макроэкономическом уровне, экономическая эффективность равна отношению произведённого продукта (ВВП) к затратам (труд, капитал, земля) минус единица. Можно отдельно оценивать эффективность капитала, эффективность труда и эффективность земли (недр). Современная экономическая теория также рассматривает экономическую эффективность по Парето (Парето-эффективность). Суть данного подхода обычно описывается следующим образом: относительно замкнутая (закрытая) экономическая система является эффективной (экономически эффективной), если невозможно иное перераспределение ресурсов, при котором возможно увеличение производства продукции без ухудшения положения хотя бы одного участника данной системы.
3. Оценка эффективности бизнеса. Ключевыми показателями эффективности принято называть ограниченный набор основных параметров, которые используются руководством для отслеживания и диагностики результатов деятельности компании и последующего принятия на их основе управленческих решений. Ключевые показатели эффективности должны отражать всю наиболее важную информацию для управления бизнесом. КПЭ в численном выражении показывают, насколько результативна компания в самых важных для ее бизнеса направлениях. Естественно, для разных компаний и подразделений в разное время и в разных условиях эти факторы (а следовательно, и КПЭ) будут отличаться. Тем не менее анализ практики успешных компаний указывает на существование некоторых общих принципов создания систем КПЭ. Таких принципов, с нашей точки зрения, пять. Связь КПЭ с основными факторами, определяющими стоимость компании. КПЭ должны отслеживать параметры, определяющие изменения капитализации компании. Это могут быть как финансовые показатели (например, операционные доходы основных подразделений или остаток наличности на счетах), так и нефинансовая информация, характеризующая важные операционные параметры работы бизнеса (например, среднее время ответа на заявки клиентов, длительность полного производственного цикла продукции, долю новых продуктов в общих продажах). КПЭ могут также включать в себя как опережающие индикаторы, помогающие руководству предсказать результаты деятельности компании, так и показатели уже достигнутых результатов. В идеале, система КПЭ должна состоять из набора индикаторов разных типов, позволяющих отслеживать финансовые и операционные параметры деятельности компании на различных временных горизонтах. Капитализация компании определятся не только ее текущей деятельностью, но и, в не меньшей степени, ожиданиями инвесторов относительно роста оборотов и прибыльности бизнеса.
Именно поэтому система КПЭ компании должна включать в себя ряд краткосрочных и среднесрочных прогнозных индикаторов, отслеживающих потенциал развития бизнеса (например, качество взаимоотношений с клиентами). Существование набора взаимоувязанных КПЭ для различных уровней организации. Очевидно, что для измерения эффективности работы генерального директора и начальника цеха нужны разные показатели. Это справедливо и для всей компании в целом. Система показателей эффективности бизнеса компании должна представлять собой набор взаимоувязанных индикаторов, начиная с самых общих параметров ее деятельности на уровне высшего руководства и заканчивая очень конкретными операционными параметрами и решениями на уровне линейных подразделений.
В Google не найдено)
5. Предприятие (организация) как субъект хозяйствованияПредприятие — самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, иной хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном данным Кодексом и другими законами.Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности. Предприятие, если законом не установлено иное, действует на основании устава.Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц. Имущество предприятия составляют производственные и непроизводственные фонды, а также другие ценности, стоимость которых отображается в самостоятельном балансе предприятия.Источниками формирования имущества предприятия являются:
> денежные и материальные взносы учредителей;
> доходы, полученные от реализации продукции, услуг, других видов хозяйственной деятельности;
> доходы от ценных бумаг;
> кредиты банков и других кредиторов;
> капитальные вложения и дотации из бюджетов;
> имущество, приобретенное у других субъектов хозяйствования, организаций и граждан в установленном законодательством порядке;
> другие источники, не запрещенные законодательством Украины.
Владение и пользование природными ресурсами предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке за плату, а в случаях, предусмотренных законом, на льготных условиях. Предприятие выпускает, реализует и приобретает ценные бумаги в соответствии с законодательством. Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия. Изъятие государством у предприятия имущества, которое им используется, осуществляется лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Любое предприятие имеет исторически сложившееся конкретное название (завод, фабрика, шахта, электростанция и т. п.). Оно может включать несколько организационных образований (комбинат, объединение). В большинстве стран мира такие организационные образования принято называть фирмами (корпорациями).
Управление предприятием
Элементы управления:
1. Цель - желаемый результат функционирования системы. Требования: реальная, возможная при данных условиях функционирования предприятия, достижимая, реализуемая. У любой организации должны существовать: стратегическая цель (долговременная), текущие цели - на 1 год иоперативные - до месяца.
2. Принципы управления - правила осуществления управленческой. Носят объективный характер, вытекают из законов и закономерностей управленческой деятельности.
3. Функции управления - специализированные виды управленческой деятельности. Обычно различают общие и конкретные.
Общие:
• планирование,
• организация,
• координирование (регулирование),
• стимулирование (мотивация),
• учет (фиксация состояния управляемого объекта),
• анализ (выявление причин состояния управляемого объекта),
• контроль (выработка мер устранения отклонений от заданного режима).
Конкретные:
• управление предприятием (основной деятельностью, персоналом),
• управление вспомогательной деятельностью,
• управление финансами,
• управление МТС,
• сбыт,
• маркетинг и др.
4. Методы управления - способы осуществления управленческой деятельности. Направлены на реализацию функций управления, вытекают из принципов фирмы
5. Персонал управления - работники, реализующие функции управления (руководители, специалисты, технический персонал)
6. Организационная структурасистемы управления - совокупность взаимосвязей между персоналом управления и организацией, обеспечивающая ее функционирование. Состоит из персонала управления (исполнителей функций), функциональных обязанностей исполнителей, взаимосвязей между исполнителями по поводу реализации функциональных обязанностей.
7. Техника управления - совокупность технических средств.
8. Технология управления - последовательность выполнения функций управления с использованием методов и технических средств.
9. Информация - совокупность сведений используемых при осуществлении управленческой деятельности (законы, устав)