Анализ динамики производства
Необходимо сопоставить фактические и базисные показатели, характеризующие объем производства продукции:
Товарная продукция делится на: реализованную (проданную и оплаченную) и остатки (на продано или на реализовано).
БП | ОП | |
Валовая продукция | 390,4 | |
то же в % | 108,7 | |
Товарная продукция | 341,1 | 374,8 |
то же в % | 109,9 | |
Реализованная продукция | 330,3 | |
то же в % |
При анализе, первое, на что нужно обратить внимание – на характер изменения величин и сопоставить темпы изменения анализируемых показателей. Несовпадение ТП и РП свидетельствует об относительном или абсолютном увеличении остатков ТП, либо на складе, либо в виде товаров отгруженных, либо в виде дебетовой задолженности. Все эти 3 вида осложняют деятельность предприятия, так как приводят к омертвлению его капитала, а следовательно и к снижению эффективности его работы.
Анализ структуры производства продукции.
Необходимо сопоставить фактические и базисные показатели объемов производства отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении. Необходимо обратить внимание на: 1. Соотношение изменений объемов производства в целом по предприятию в натуральном и стоимостном выражении.
2. На удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме производства
3. На изменение этих удельных весов.
БП | ОП | ||||||||
тыс. т | % | млн. р. | % | тыс. т | % | млн. р. | % | ||
АИ 93 | 2,7 | 3,6 | |||||||
АИ 80 | 8,3 | 445,3 | 12,9 | 8,4 | 441,6 | 12,8 | |||
Всего бензин | 688,3 | 19,9 | 752,6 | 21,8 | |||||
ДТ-З | 216,6 | 6,3 | 253,8 | 7,4 | |||||
ДТ-Л | 623,2 | 18,1 | 567,3 | 16,4 | |||||
Всего ДТ | 839,8 | 24,4 | 821,1 | 23,8 | |||||
Итого | 3447,8 |
Оптимизация ассортимента продукции
Метод АВС – один из основных методов оптимизации ассортимента продукции. Алгоритм:
1. Проранжировать продукты по величине выбранного критерия (выручка, прибыль, маржа).
Маржинальный доход – прибыть минус переменные затраты.
2. Определить накопленную (нарастающим итогом) величину критериального показателя.
3. Определить удельный вес каждого продукта по накопленной величине критериального показателя в общей его величине.
4. Выделить 3 группы продуктов:
а. до 80% накопленной величины
б. 80-95%
в. 95% и выше
5. Определить накопленное количество продукции
6. Определить удельный вес каждого продукта по накопленному количеству в общей величине производства.
7. Сопоставить удельные веса.
Группа | Кол-во | Выручка |
А | 36,5 | 74,7 |
В | 14,3 | |
С | 48,8 | 8,3 |
Выбор критерия оптимизации ассортимента продукции