Основные реквизиты компании
ИНИЦИАТОР
Адрес: юридический__________________________
фактический____________________________
Телефон____________________ Факс_____________________
Банковские реквизиты ______________________________
(в “домашнем банке”) _______________________________
_____
_____
Наличие счетов в других банках____
_________________
___________________Орган государственной регистрации_________
Рег.номер и дата регистрации (перерегистрации) _____
Налоговый орган________
___________________2) ЗАЕМЩИК
Адрес: юридический__________________________
фактический____________________________
Телефон____________________ Факс_____________________
Банковские реквизиты ______________________________
(в “домашнем банке”) _______________________________
_____
Наличие счетов в других банках____
_________________
Орган государственной регистрации__________________
Рег.номер и дата регистрации (перерегистрации) _ __________________
Налоговый орган __
_________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ТАБЛИЦ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Формы подготовки исходных данных предназначены для сбора и структуризации информации, необходимой для выполнения оценки коммерческой состоятельности инвестиционных проектов.
Предлагаемые табличные формы могут использоваться и при подготовке исходных данных для анализа инвестиционного проекта на действующем предприятии (когда масштабы проекта и существующего производства сопоставимы). Для этого рекомендуется скопировать и отдельно заполнить формы подготовки исходных данных для проекта и для действующего производства. При невозможности выделения и отдельного от текущей деятельности заполнения данных по проекту допускается представлять исходную информацию в следующем режиме:
- скопировать формы подготовки исходных данных
- описать деятельность предприятия, осуществляющего инвестиционный проект (в единых табличных формах описывается и предприятие и проект)
- описать деятельность предприятия без инвестиционного проекта (что будет если предприятие откажется от осуществления данного инвестиционного проекта).
К заполненным формам подготовки исходных данных могут прилагаться необходимые пояснения к каждой таблице.
Значения всех исходных данных[7] в денежном выражении представляются в пересчёте в твёрдую валюту по биржевому курсу на единую дату (если это возможно). При этом необходимо указать использованный для пересчёта курс. Под твёрдой валютой следует понимать доллары США или ЕВРО, в отдельных случаях возможно также использование другой валюты.
Исходные данные должны включать информацию о планируемых поступлениях и выплатах, их объёмах и времени осуществления платежей. Данные могут быть получены из различных источников, например, таких как: отчёт об исследовании рынка, технический проект и т. д.
Вся исходная информация по проекту банком перепроверяется, в случае обнаружения серьёзных несоответствий работа по проекту прекращается.
Представляемые данные по проекту могут быть представлены детально по каждой статье расходов либо доходов, и могут представляться в агрегированной форме с выделением наиболее существенных статей. Уровень подробности представляемых данных соответствует степени проработки проекта потенциальным заёмщиком.
В таблицах предложена аналитическая классификация текущих затрат, не соответствующая традиционной бухгалтерской форме учёта затрат. Это сделано для удобства подготовки и анализа исходной информации по проекту[8].
Рекомендуется заполнять таблицы в электронной форме (файл forms.xls формата Microsoft Excel 5.0). Допускается заполнять таблицы исходных данных от руки. В этом случае пустые табличные формы удобнее распечатывать из файла forms.doc формата Microsoft Word 6.0.
Табличные формы изначально расчерчены на срок реализации проекта, равный четырём годам. Это достаточно в большинстве случаев и для проектов, имеющих больший срок реализации, в предположении, что уровень производства в пятом и последующих годах стабилизируется и будет соответствовать четвёртому году (оговаривается дополнительно). Если это не так или при необходимости увеличить длительность количество интервалов планирования следует самостоятельно введением в таблицы дополнительных столбцов.
Далее приводятся рекомендации по заполнению отдельных таблиц. Таблицы, содержащие термины, допускающие, по мнению лица, заполняющего формы подготовки исходных данных, двойное толкование либо не отражающие суть проекта могут быть изменены и/или снабжены дополнительными комментариями.
Таблица 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Срок жизни проекта, в общем случае определяется как длительность периода вложения средств плюс длительность того промежутка времени, в течение которого вложения приносят ощутимый эффект. Этот период времени может быть в частности обусловлен физическим сроком эксплуатации оборудования, сроком полной амортизации и т. п. Если проект находится в стадии реализации (часть инвестиций уже осуществлена), то при указании срока жизни проекта длительность периода осуществлённых вложений не учитывается.
Длительность инвестиционной фазы проекта - период времени, в течение которого вкладываются средства[9] во внеоборотные активы (основные средства). Если проект находится в стадии реализации, то при указании длительности инвестиционной фазы учитывается только период завершения работ.
Общая стоимость проекта - сумма вложений в основные средства плюс финансирование прироста потребности в оборотном капитале. Вложения в основные средства включают в себя капитальное строительство и приобретение оборудования. Стоимость основных средств, указываемая в данной таблице должна соответствовать суммам, отражаемым в соответствующих разделах баланса (так, как эти статьи расходов будут отражены в балансе). Потребность в оборотном капитале определяется как оборотные активы минус денежные средства минус кредиторская задолженность. Прирост потребности в оборотном капитале, в общем случае, определяется как изменение этого показателя, рассчитанного по начальному балансу и прогнозному балансу на момент выхода предприятия на проектную мощность. Заёмщик должен оценить объём оборотных средств, необходимый для того, чтобы освоить выпуск новой продукции, увеличить существующие производственные мощности.
Сумма испрашиваемого кредита указывается без учёта капитализации процентов. В примечании к данной таблице может быть отмечен срок, в течение которого предлагается капитализировать проценты.
Длительность периода действия кредитного договора считается от даты первого использования до планируемой даты полного погашения кредита.
Таблица 2. НАЛОГОВОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Таблица предназначена для описания основных налогов, уплачиваемых предприятием, осуществляющим инвестиционный проект.
Как правило, ставка налогов указывается в процентном исчислении. Для некоторых налогов, например для транспортного налога, ставка может указываться в денежном исчислении (в твёрдой сумме). Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Таблица 3. НОМЕНКЛАТУРА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
Таблица предназначена для описания номенклатуры продукции, выпуск которой предполагается освоить в результате реализации данного инвестиционного проекта.
В случае, если перечень видов выпускаемой по проекту продукции чрезмерно велик предлагается агрегировать сходные виды продукции таким, образом, чтобы их общее число не превысило ~ 10-15 элементов. При этом суммарный объём производства элемента агрегированной по сходным статьям номенклатуры определяется по очевидной формуле: . А его цена по формуле “среднего взвешенного”:
Цс = , n - номер агрегируемого вида продукции, Оn - объём производства элемента n, Цn - его цена.
Например:
Полная номенклатура | Объём производ- ства, тонн. | Цена за тонну. | Агрегированная по сходным статьям номенклатура | Объём производ- ства, тонн. | Цена за тонну. |
Труба Æ 40 | Трубы | ||||
Труба Æ 80 | Швеллер | ||||
Труба Æ 100 | |||||
Швеллер |
Годовая проектная мощность производства задаётся в натуральных единицах измерения[10] на период выхода предприятия на 100% мощность.
Цена единицы продукции очищается от акциза и НДС либо таможенной пошлины. Последние могут указываться как в процентах к цене, так и в денежном выражении в расчёте на единицу продукции.
Таблица 4. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
Предоставляется план производства по интервалам планирования (кварталам) для каждого из указанных в таблице 3 вида продукции. Удобно задавать объём производства в процентах освоения проектной мощности производства. Допускается использовать также единицы измерения объёма произведённой продукции, указанные в таблице 3.
Сезонные изменения объёма производства задаются путём варьирования уровня освоения проектной мощности (объёма произведённой продукции, выраженного в натуральных единицах измерения) по интервалам планирования. В этом случае следует дополнить данную табличную форму необходимыми текстовыми комментариями.
По умолчанию предполагается, что объём производства в данном интервале планирования соответствует объёму продаж. Если в данном инвестиционном проекте это не так, то необходимо снабдить эту таблицу соответствующими пояснениями.
Таблица 5 ОБЪЁМ РАСХОДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРОИЗВОДСТВО ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ
Данные этой таблицы используются для расчёта прямых материальных затрат на производство единицы продукции. Под прямыми материальными затратами понимаются затраты, связанные с расходованием материальных ресурсов величина которых прямо пропорциональна объёму производства.
В строках указывается перечень составляющих прямых материальных затрат (виды сырья, использованные материалы, комплектующие, полуфабрикаты, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, топливо, энергия, и т. п.) с указанием единицы измерения. В столбцах вводится наименование вида продукции и единицы измерения (в соответствие с таблицей 3), на которую происходит расчёт компонентов прямых затрат.
В этой же таблице приводятся цены приобретения материальных ресурсов (без НДС) в расчётных денежных единицах за единицу измерения ресурса.
В таблицу вносятся данные о расходе материальных ресурсов в натуральных единицах измерения по каждому виду производимой продукции. Данные в строке “Итого стоимость материальных ресурсов на единицу производимой продукции (ден. ед./ ед. изм.)” рассчитываются на основании суммы произведений величин расхода компонентов материальных затрат на соответствующие цены.
Изначально таблица содержит шесть видов продукции. При необходимости её следует расширить по количеству видов производимой продукции.
Таблица 6. ЧИСЛЕННОСТЬ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
Все расходы, связанные с оплатой труда, вне зависимости от учётной практики предприятия[11], описываются в данной таблице. В эти расходы включаются:
· начисленная зарплата заработная плата
· выплаты стимулирующего характера
· премии за производственные результаты
· надбавки
· выплаты к окладам и тарифным ставкам за профессиональное мастерство компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда и т. п.
Единый социальный налог, а также налоги, начисляемые с фонда оплаты труда в данной таблице не учитываются.
Для удобства представления данных все расходы на оплату труда делятся на ряд категорий. Это деление условно и может быть изменено в соответствие со спецификой данного проекта. Допускается также сокращать перечень категорий персонала в случае, если, с учётом уровня проработки проекта, такого рода детализация расходов не имеет особого смысла.
Расходы на содержание той или иной категории персонала можно рассчитать исходя из средней заработной платы одного работника и численности работающих. Если по проекту не предполагается изменение уровня оплаты труда одного работника (средней численности), то допускается вводить данные один раз (в первом квартале либо в начале эксплуатационной фазы проекта) с пометкой о том, что далее эти величины останутся неизменны. В тех случаях, когда представить данные через указание расходов на оплату труда одного работника и численность сотрудников не представляется возможным, рекомендуется воспользоваться строкой расходы на содержание данной категории персонала всего[12].
Таблица 7. НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ
Помимо прямых материальных затрат и расходов на оплату труда в себестоимость включаются также накладные расходы. Накладные расходы, есть расходы, непосредственно не связанные с расходованием материальных ресурсов на выпуск продукции, которые предприятие должно понести для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование производства и сбыт.
В данную таблицу не следует включать следующие виды расходов:
· амортизационные отчисления
· налоги и сборы
· проценты, включаемые в себестоимость
· расходы на оплату труда
· лизинговые платежи
Накладные расходы могут быть условно постоянными (т.е. не зависящими от объёма производства) или условно переменными (т.е. зависящими от объёма производства). Возможна также зависимость накладных расходов от какой-либо другой задаваемой в проекте величины: выручки, стоимости потребляемых ресурсов, заработной платы, стоимости оборудования и т.п. Если такая зависимость имеет место, то данную статью накладных расходов следует описывать через норму (%) и базу исчисления величины расходов[13]. Условно-постоянные накладные расходы задаются суммой затрат (расчётных денежных единиц) в год.
Для удобства представления данных накладные расходы условно разбиты на ряд категорий: общехозяйственные, административные, сбытовые и прочие расходы. Внутри каждой категории следует выделить постоянную и переменную части накладных расходов. При необходимости в таблицу следует вставить дополнительные строки (в соответствии со степенью подробности представления исходных данных).
Общехозяйственные расходы, по уровню отнесения, можно разделить на цеховые (уровень цеха) и общезаводские расходы (уровень предприятия в целом).
Цеховые расходы включает в себя:
· затраты по эксплуатации оборудования
· текущий ремонт оборудования и транспортных средств
· затраты по обеспечению нормальных условий труда производственного персонала
Общезаводские расходы включает в себя:
· затраты на содержание и ремонт зданий и сооружений производственного назначения
· вспомогательные материалы и т.п.
· внутризаводские транспортные затраты, связанные с производственными процессами
· затраты на охрану окружающей среды
· затраты на переработку, утилизацию и удаление отходов
· затраты на аренду объектов основных производственных фондов (подтверждаются договорами аренды, которые должны быть приложены к исходным данным).
· затраты на охрану труда
· затраты на текущую подготовку и переподготовку кадров
· затраты на проведение испытаний, опытов, исследований
· затраты на содержание общезаводских лабораторий
· затраты на изобретательство и рационализацию
· оплата работ по сертификации продукции и т.п.
К административным накладным расходам относится:
· страхование собственности (имущества)
· аренда земли (договоры аренды должны быть приложены к исходным данным)
· затраты на содержание обеспечивающих служб и подразделений (без затрат на оплату труда)
· затраты на содержание административных зданий (отопление, освещение, канализация, водоснабжение, вентиляция, поддержание чистоты и т.д.)
· оплата лицензий на право деятельности. Разовые сборы описываются отдельно в примечаниях к данной таблице
· затраты на социально-бытовые нужды
· командировочные затраты
· представительские затраты и т.д.
К сбытовым расходам относится:
· транспортные затраты (без внутризаводских)
· тара и упаковочные материалы (имеется в виду технологическая тара, предназначенная для упаковки, подноски и хранения материалов и готовых изделий. Тара, отпускаемая покупателю вместе с готовой продукцией может быть включена в прямые материальные затраты.
· комиссионные сборы, включая отчисления сбытовым организациям
· гарантийный ремонт и обслуживание
· затраты на рекламу и маркетинг
Таблица 8. ПОТРЕБНОСТЬ В ОБОРОТНОМ КАПИТАЛЕ
Данная табличная форма предназначена для сбора информации, необходимой для оценки потребности в оборотном капитале, обеспечивающем нормальное функционирование данного инвестиционного проекта. Потребность в оборотном капитале формируется исходя из оценки потребности в нормируемых текущих активах, которые частично могут быть профинансированы за счёт нормируемых текущих пассивов.
Статьи, участвующие в расчёте потребности в оборотном капитале, называются нормируемыми потому, что их оценка, как правило, осуществляется на основании задания норм оборота (обычно в днях). При невозможности нормировать потребность в оборотном капитале через задание норм оборота допускается указывать необходимые значения в стоимостном выражении.
К статьям нормируемых текущих активов относятся:
* запасы сырья и материалов
В днях нормируется страховой запас (продолжительность работы предприятия в случае непредвиденной задержки в поставках материалов) и период поставки (средняя периодичность поставки комплектующих, сырья и материалов). Нормирование может детализироваться по видам потребляемого сырья, материалов и пр.
* незавершённое производство
Нормируется средняя продолжительность цикла производства. Нормирование может детализироваться по видам производимой продукции.
* готовая продукция
Нормируется страховой запас (на сколько дней предприятия на складе всегда есть запас готовой продукции для покрытия колебаний спроса) и период отгрузки (средняя периодичность отгрузки продукции покупателям со склада предприятия). Нормирование может детализироваться по видам выпускаемой продукции.
* счета к получению (дебиторская задолженность)
Нормируется средняя отсрочка платежа (в днях) за поставленную покупателям продукцию. При различных условиях оплаты продукции определяется по формуле “среднего взвешенного”:
Дс = , Дn - отсрочка платежа по части продукции n (если предоплата, то Дn=0), Вn - выручка, приходящаяся на эту часть.
* резерв денежных средств
Предназначен для покрытия потребности в текущих платежах (оплата труда и накладные расходы). Нормируется продолжительность периода работы предприятия (в днях), в течение которого, при отсутствие поступлений, необходимо иметь средства на эти цели.
* прочие текущие активы
Сюда относятся статьи текущих активов, не нашедшие отражения выше. Описываются произвольным образом, сопровождаются подробными комментариями к данной таблице.
К статьям нормируемых текущих пассивов относятся:
* счета к оплате (кредиторская задолженность)
Нормируется средняя отсрочка платежа (в днях) за полученные от поставщиков сырьё, материалы, комплектующие и т.п. При различных условиях расчётов с поставщиками определяется по формуле “среднего взвешенного”:
Кс = , Кn - отсрочка платежа по части поставляемых материалов n (если предоплата, то Кn=0), Зn - затраты, приходящиеся на эту часть.
* задолженность по оплате труда
Нормируется периодичность выплаты заработной платы в месяц (один или два раза).
* прочие текущие пассивы
Сюда относятся статьи текущих пассивов, не нашедшие отражения выше. Описываются произвольным образом, сопровождаются подробными комментариями к данной таблице.
Таблица 9. КАПИТАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ
Таблица предназначена для описания капитальных затрат, которые необходимо осуществить для того, чтобы выйти на расчётную мощность производства[14]. Если проект находится в стадии реализации, то есть часть инвестиционных затрат уже понесена, то в данной таблице указывается лишь оставшаяся часть капитальных затрат. Осуществлённые капитальные вложения описываются в приложении к предоставляемому балансу предприятия[15].
В этой же таблице указывается норма амортизационных отчислений (в соответствие с действующими нормативами) по каждой из статей капитальных затрат.
Номер интервала ввода в действие соответствует порядковому номеру того интервала планирования, в котором начинается использование оборудования[16], здания, сооружения и т. п. (ставится на баланс в разделе основные средства либо нематериальные активы и начинает амортизироваться).
Для удобства представления данных капитальные затраты условно разбиты на ряд категорий: строительно-монтажные работы (СМР), приобретение оборудования, прочие капитальные затраты.
В составе строительно-монтажные работ указываются работы, выполняемые подрядным способом либо по контрактам с подрядчиками (контракты или проекты контрактов прилагаются).
Контракты на приобретение оборудования (проекты контрактов) также должны быть приложены к данным таблицам.
К прочим капитальным вложениям относится:
* проектно-изыскательские работы
* приобретение земельных участков и объектов природопользования
* приобретение зданий, сооружений, объектов транспортного хозяйства
* приобретение нематериальных активов
Общая стоимость наименований статей капитальных затрат указывается так, как это будет в дальнейшем отражено в балансе. Осуществляемые капитальные вложения, приобретаемые основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, хозяйственные материалы учитываются без НДС. Отнесение НДС на расходы по основным средствам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам производится при их вводе в эксплуатацию. НДС по хозяйственным материалам относится на расходы по мере отнесения на расходы стоимости хозяйственных материалов.
График осуществления строительных работ, оплаты оборудования[17] и пр. задаётся по интервалам планирования (объём расходов в течение данного интервала планирования). Допускается задавать этот график в процентах от общей стоимости оборудования (от общего объёма строительных работ).
Изначально таблица расчерчена на 8 интервалов планирования. При необходимости её следует расширить.
Таблица 10. ЛИЗИНГ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Данная табличная форма используется в тех случаях, когда проект осуществляется с участием лизинговой компании. Возможно заполнение таблицы в двух режимах:
* договор лизинга уже заключён, проект предоставляет лизингополучатель.
В этом случае допускается заполнять только итоговую строку данной таблицы.
* договор лизинга находится в стадии проработки (согласования) или проект представляет лизингодатель. В этом случае необходимо расписать структуру лизингового платежа.
Таблица содержит одно наименование вида оборудования. Если в проекте предполагается наличие договоров лизинга с различными условиями по нескольким видам оборудования, то данная табличная форма копируется нужное число раз. Изначально таблица расчерчена на 16 интервалов планирования. При необходимости её следует расширить.
Следует указать о каком виде лизинга идёт речь[18] оперативном (оборудование, по окончанию договора лизинга, возвращается лизингодателю) или финансовом (оборудование остаётся у лизингополучателя).
Данную табличную форму можно заполнять в той валюте, в которой заключается договор лизинга (валюта, если это не USD, указывается дополнительно).
Как правило лизинговый платёж состоит из погашения стоимости оборудования, сдаваемого в лизинг и лизингового платежа. Иногда в общую сумму лизингового платежа включают также и прочие платежи - комиссии, услуги третьих лиц, налоги и т. п.
Стоимость оборудования указывается без НДС, но с учётом всех таможенных платежей. Стоимость работ по монтажу оборудования может относится, в зависимости от договора с лизинговой компанией, как к этой, так и к предыдущей таблице. По интервалам расписывается планируемый график погашения стоимости оборудования (в процентах от стоимости или в денежных единицах). При этом, если лизингополучатель уплачивает аванс в счёт лизингового платежа, то указывается общая сумма аванса (без НДС) и выплата аванса по интервалам планирования[19]. Если, в течение срока действия договора лизинга, погашается не вся стоимость оборудования, то необходимо указать величину остаточной стоимости оборудования[20]. Тогда погашение стоимости оборудования по интервалам планирования приводится за вычетом величины аванса и остаточной стоимости .
Срок лизинга - период от начала начисления лизинговых платежей до момента погашения полной стоимости оборудования (выкупа или возврата при оперативном лизинге оборудования по остаточной стоимости). Иными словами это период, в течение которого начисляются проценты лизингодателю. Как правило, начало этого периода приходится на интервал ввода в действие оборудования. Иное оговаривается дополнительно в примечаниях к данной таблице.
Стоимость услуг лизинговой компании измеряется лизинговым процентом. Указывается величина лизингового платежа (годовая номинальная ставка). Период начисления платежа может быть указан в примечаниях к данной таблице.
Таблица 11. ПЛАНИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
В данной таблице указываются привлекаемые по проекту денежные средства для покрытия инвестиционных затрат (капитальных затрат и прироста потребности в оборотном капитале).
Значения данной табличной формы можно заполнять в той валюте, в которой осуществляется привлечение ресурсов, заключаются кредитные договоры (валюта, если это не USD, указывается дополнительно).
Источники финансирования проекта можно разделить на две категории:
* собственные средства держателя проекта (увеличение собственного капитала)
* заёмные средства (привлечение кредитов)
Под собственными понимаются средства, вкладываемые учредителями, акционерами в уставной капитал организации, осуществляющей данный инвестиционный проект. Если предполагается финансировать проект из прибыли, получаемой от других, не связанных с данным инвестиционным проектом источников, то необходимо скопировать и отдельно заполнить формы подготовки исходных данных для действующего производства[21].
Под заёмными понимаются средства, привлекаемые на возвратной основе. Кредиты банков разделяются по цели использования на кредиты, взятые на пополнение оборотных средств и на инвестиционные цели.
По интервалам планирования вносится график увеличения задолженности (без учёта капитализации процентов) по каждому кредиту, с учётом цели использования.
Стоимость услуг кредитного учреждения измеряется процентом по кредиту. Указывается величина (годовая номинальная ставка) и период начисления процентов.
* Коэффициент покрытия ссудной задолженности определяется как отношение общей суммы денежных средств, которую можно направить на погашение задолженности (чистая прибыль + амортизация) к сумме погашения основного дога и процентов. Рассчитывается по периодам (по кварталам). Указывается нормативное значение коэффициента, принятое при расчете периода возврата заёмных средств.
** Минимальный объём производства, при котором чистая текущая стоимость проекта становится равной нулю.
[1] Строка 140 формы №2
[2] Текущие активы к текущим пассивам
[3] Собственный капитал ко всем пассивам
[4] Годовая прибыль (по последнему годовому балансу) к валюте баланса
[5] Размер задолженности на дату заполнения, если таковая имеется
[6] Строка 140 формы №2 (очищенная от нарастающего итога).
* Указывается если это в принципе возможно.
[7] Если это не оговаривается дополнительно.
[8] Принцип агрегирования затрат - по источнику возникновения. Например, в разделе “заработная плата” собирается оплата труда всего персонала, задействованного в проекте, соответственно в накладных расходах заработной платы нет. Аналогично из накладных расходов исключаются амортизация, налоги, проценты и лизинговые платежи, определяемые в специализированных таблицах.
[9] Имеется в виду “физическое” вложение средств, то есть непосредственно строительство, приобретение, монтаж и пуск оборудования (от оплаты аванса до даты сдачи в эксплуатацию). Иными словами за окончание инвестиционной фазы проекта принимается дата пуска последнего установленного оборудования.
[10] В отдельных случаях допускается задавать объём производства в денежном выражении.
[11] Не следует, как это иногда бывает принято, включать часть расходов по оплате труда в накладные расходы, а также, например, в расходы на обслуживание технологического оборудования. Это может лишь осложнить анализ проекта.
[12] В любом случае требуется указать численность персонала.
[13] База исчисления статьи накладных расходов должна соответствовать её экономическому смыслу. Например, расходы на содержание склада пропорциональны величине запасов, сбытовые расходы зависят от объёма реализации и т. п.
[14] Описываются все необходимые расходы, вне зависимости от источников финансирования.
[15] Если он не актуален, то также и в дополнении к нему (описании изменений, которые произошли в балансе с даты отчёта по дату заполнения данных табличных форм).
[16] Относится к началу интервала.
[17] Не следует путать рассрочку платежа за поставку оборудования с товарным кредитом. В случае рассрочки платежа сумма, на которую увеличивается вследствие предоставления отсрочки стоимость оборудования, никак не выделяется из общей стоимости поставляемого оборудования. Оборудование ставится на баланс в момент поставки. Разница, между контрактной стоимостью оборудования (с учётом платы за отсрочку) и оплаченной поставщику частью описывается как аванс поставщика и списывается по мере погашения долга перед ним.
При товарном кредите возникает задолженность перед поставщиком по уплате основного долга (в сумме равной разнице между контрактной стоимостью оборудования (без учёта стоимости кредита) и оплаченной поставщику части) и по оплате процентов. Проценты, уплачиваемые в период использования оборудования, не влияют на его балансовую стоимость. Платятся из прибыли. Условия товарного кредита описываются в таблице 11.
[18] Отметить соответствующий квадрат следующим образом:
[19] До ввода оборудования в действие.
[20] Лизингополучатель, по истечению срока действия договора, либо выкупает оборудование по остаточной стоимости либо возвращает его лизингодателю.
[21] Где, по той же схеме, что и для инвестиционного проекта, описывается производство, генерирующее поток денежных средств для финансирования данного проекта. К таблицам прилагаются балансы и отчёты о финансовых результатах поквартально за два последних года.