Проведения деловых игр
Высшая школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, готовые к взаимодействию.
Широкое распространение попыток применения деловых игр имеет свои позитивные и негативные стороны и соответственно своих сторонников и противников. Появились две противоположные тенденции ее осмысления. Позитивная подтверждает возможности деловых игр как инструмента формирования личности специалиста и активизации учебного процесса. Негативная связана с недостаточно глубоким пониманием сущности деловой игры, прежде всего как педагогического явления, главное в котором не внешняя форма, а сложные психолого-педагогические факторы, действующие через нее и благодаря ей. Следует также отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе отсутствует общепринятая концепция деловой игры. Это приводит к некоторому разбросу представлений о ее сущности, структуре, к разночтению в терминах и самом названии, а следовательно, и к пестроте разнообразного педагогического инструментария, что неизбежно создает определенные трудности его использования, тем самым заранее обрекая некоторых разработчиков на неуспех[1].
Игровое имитационное моделирование различных проблем и конкретных ситуаций - идея нашего времени. Эта идея с легкой руки американцев в 1956 году получила название "деловые игры" (business games). Как говорит само название, объектом моделирования были главным образом различные ситуации бизнеса. Именно такое практическое приложение идей в мире капитала вполне понятно, если учесть, что выигрыш в бизнесе -это обогащение, а проигрыш -банкротство. А поскольку никто из бизнесменов не хочет быть банкротом, естественно на этой почве возникает и развивается новое направление - игровое имитационное моделирование.
Самое главное в процессе обучения и игровом моделировании - это общение.
Под общением понимается передача и сообщение информации познавательного и аффективно-оценочного характера, обмен знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух или более людей. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, разрешать конфликтную ситуацию.
Деловая игра способствует созданию атмосферы, свободной от страха перед высказыванием.
Интенсивный метод обучения объединяет учебную ситуацию с реальной коммуникацией и базируется на высокой мотивации общения. Коммуникативное задание формируется преподавателем и обращено ко всей группе. Оно помогает также обучаемым определить цель предстоящего действия.
Методические принципы, которыми должен руководствоваться преподаватель при проведении деловой игры:
- сознательно-коммуникативный принцип;
- принцип деятельности;
- принцип вычленения конкретных ориентиров;
- принцип эффективности.
Студенты должны постепенно входить в мир реальной юриспруденции и начинать ее освоение с привычной для них стороны взыскатель и должник.
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является его регламентированность. Обязательно соблюдение плана деловой игры. Во время общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией и ее осмысление.
Весьма важная проблема деловых игр – проблема мотивов, так как мотивы (побуждения) игроков в каждой деловой игре зависят не только от сложившейся ситуации, но и от личностных характеристик игроков. Не все сразу готовы стать участниками игры. По разным причинам одни студенты испытывают страх, считая игру разновидностью экзамена, другие – по студенческой привычке боятся, что игра отнимет у них много времени и сил; будущие лидеры готовы попробовать свои силы в игре, однако зачастую переоценивают свои практические знания. Интересно, что в процессе игровой деятельности происходит изменение мотивации, как правило, она резко повышается у всех участников игры, когда они начинают погружаться в проблему и убеждаются, что в процессе обучения получили достаточные знания для решения поставленной задачи. Между участниками игры начинается творческое соперничество. Имея единые исходные данные, они начинают решать не только свои задачи, но и задачи других групп, поэтому во время самой игры могут аргументировано оппонировать другим участникам.
Таким образом, деловая игра становится истинно творческим состязанием, в котором позиции участников игры обоснованы, подтверждены выводами и результатами изучения проблемных вопросов.
Подготовка и проведение деловых игр – процесс достаточно сложный и требует значительных затрат времени организаторов игры на разработку сценария игры, особенно – исходных данных, общение с участниками игры в процессе игровой деятельности на подготовительном этапе, обсуждение гипотез, выдвигаемых участниками и т.д. Отдельный этап в процессе подготовки к игре – подготовка выступлений и создание презентаций, с которыми выступают лидеры каждой группы участников. Поскольку подавляющее большинство студентов почти не имеют опыта публичных выступлений, приходится дополнительно выделять время и обучать их необходимым навыкам.