Практическая значимость теории эластичности
Теория эластичности имеет важное значение для опеределения экономической политики фирм и правительства, особенно в области ценообразования (напоминаем о связи между выручкой и эластичностью). Порой механизм установления равновесных рыночных цен требует определенного государственного регулирования.
Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. В последнее время широкое распространение получила практика товарных налогов (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенная пошлина). Считается, что непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются, как правило, производители (или продавцы) товара. В действительности сумма налога, распределяемая между потребителями и производителями, зависит от эластичности спроса и предложения. Степень эластичности позволяет определить, какую часть налога выплачивают потребители, а какую производители.
В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем - PeКCP1 (рис. 5.30, а), а в случае неэластичного – потребителем - Pe1E1KPe (рис. 5.30, б). Это объясняется тем, что если спрос эластичен, то в случае роста цены потребители переключают свой спрос на товары–субституты, в случае же неэластичного спроса это сделать будет гораздо труднее.
Р S1 Р
D S1
S Pe1 E1 S
Pe1 Е1
Е
Pe К Pe К Е
P1 С D P1 С
Qe1 Q e Q e1 Q e
а. Спрос эластичен б. Спрос неэластичен
Рис. 5.30. Эластичность спроса и распределение налога с продаж
Эластичность предложения предполагает, что производители при изменении цены готовы быстро перераспределить ресурсы, т.е. увеличить или уменьшить объем предлагаемой продукции. Если предложение эластично, то большая часть налога падает на потребителя - Pe1E1КPe (рис. 5.31, а), поскольку, если переложить налоговое бремя на плечи производителя, то они сократят объем предложения эитого товара. Если предложение неэластично, то бремя налога падает на производителя, поскольку в этом случае сократить объем предложения будет труднее.
Предположим, что налог в бюджет вносит производитель (продавец), правительство ввело налог в размере N ден. ед. на каждую товарную единицу (рис. 5.32). Введение налога приводит к параллельному
Предположим, что налог в бюджет вносит производитель (продавец), правительство ввело налог в размере N ден. ед. на каждую товарную единицу (рис. 5.32). Введение налога приводит к параллельному сдвигу кривой S влево и вверх на величину налога в положение S1.
Если до введения налога производители каждую единицу товара реализовывали по цене Ре, то теперь за каждую единицу товара, проданную по цене Ре, они получили цену Р1=Ре1 – N, так как налог они обязаны перечислить в бюджет. Величина общих поступлений в бюджет равна площади Ре1Е1СР1, но только часть этих поступлений ложится на плечи производителя (РеКСР1). Оставшуюся часть (РеКЕ1Ре1) возьмут на свои плечи покупатели, вынужденные переплачивать за каждую единицу приобретаемого товара (Ре1–Ре) ден. ед.
Суммарная величина налоговых поступлений определяется как произведение налоговой ставки на объем продаж:
ΣN = N ∙ Qe1.
Часть налогового бремени ложится на плечи потребителей:
ΣNпотреб. = Qe1 ∙(Ре1 – Ре).
Другая часть ложится на плечи производителей:
ΣNпроизв. = Qe1 ∙ (Ре – Р1)
ΣNпотреб. + ΣNпроизв. = ΣN.
Теперь предположим, что товарный налог вносит в государственный бюджет покупатель (рис. 5.33), например, при уплате госпошлины (N) на покупку недвижимости. В этом случае кривая D сдвинется параллельно вниз и влево до уровня D1 на величину N. Исходный объем Qe потребители могут приобрести по цене Р2, но производитель по этой цене готов предложить только Q2 товара, следовательно, возникает дефицит (Qe – Q2), следствием которого станет рост цен до уровня Ре1. Производитель на каждой единице товара при цене Ре1, потеряет (Qе – Qе1). Налоговое бремя на производителя будет соответствовать площади РеKЕ1Ре1. Потребители в результате потоварного налога платят за каждую единицу товара цену Р1 (Р1=Ре1+N), взваливая на себя налоговое бремя, соответствующее площади РеKCР1.
|
Таким образом, практически не имеет значение, кто вносит в бюджет налог. Фактически их платят и потребители, и производители. Результатом потоварного налога является повышение цен и сокращение равновесного объема продаж, а также повышение равновесной цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, реально получаемой производителем. Все это приводит к значительному сокращению объемов производства товаров, необходимых потребителям.
В случае же введения дотации (субсидии G) кривая S смещается в положении S1 (рис. 5.34). За каждый проданный товар производитель получает доплату (субсидию), поэтому фактически полученная им цена равна Р1= Pe1+ G, а ценовая надбавка товара равна (Р1- Pe1). В этом случае выигрыш производителя равен площади Р1СЕРе. Потребители же за товар заплатят на (P1 – Pe1) меньше и их выигрыш состаит площадь РеЕЕ1КРе1.
|
Pe1 K E1
Qe Qe1 Q
Кроме вышеизложенного, практическое значение имеет концепция эластичности в обосновании объема производства сельхозпродукции. Спрос на сельхозпродукцию неэластичен, поэтому расширение произвоства приведет к резкому падению цен и снижению доходов фермеров. Следовательно, расширение производства сельхозпродукции в условиях рынка невозможно без субсидирования со стороны государства. Государство устанавливает нижний порог цен, поэтому фермеры увеличивают выпуск продукции без риска снижения общего дохода.
Таким образом, теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства, включая налоговую политику.