Зона свободной торговли
Это начальный, наиболее низкий уровень интеграции. В современном понимании ЗСТ - это преференциальная зона, в рамках которой предусмотрена отмена таможенных тарифов во взаимной торговле стран-участниц при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.
Как правило, процесс отмены таможенных тарифов в торговле промышленными товарами регулируется в течение ряда лет, конкретными соглашениями. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация торговли в рамках ЗСТ носит ограниченный характер, то есть в этой сфере страны-участницы ЗСТ могут проводить достаточно автономную политику зашиты собственных производителей сельскохозяйственной продукции.
ЗСТ предполагает отмену торговых ограничений между странами-участниками интеграционного объединения, но в некоторых случаях тарифный барьер отменяется не полностью, а на значительную величину.
Межгосударственное соглашение создания ЗСТ предполагает поэтапное снижение уровня тарифной и не тарифной защиты вплоть до полной их отмены и предусматривает обязательства членов интеграционного объединения не вводить новые внешнеторговые барьеры тарифного и нетарифного хар-ра, придерживаться принципа моратория на ухудшение условий торговли, при этом в соглашении о создании ЗСТ могут предусматриваться случаи, в кот.возможно увеличение на опр.срок уровня тарифной защиты.(нет защиты с/х, стратегически важные ресурсы).
В правовом аспекте международных соглашений ЗСТ имеет привилегированный статус по отношению к внутреннему законодательству стран-участниц.
В некотором случае создаётся межгосударственный секретариат для координации функционирования ЗСТ. Т.о.сферой сотрудничества в рамках ЗСТ является внешняя торговля, причем взаимодействие стран-участниц происходит без создания постоянно действующих наднациональных органов управления. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами соответствующих ведомств стран-участниц.
21. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов
Иммиграция-въезд трудоспособного населения в данную страну из-за её пределов.
Регулирующие мероприятия стран иммиграции определяют количество иммигрантов, допускаемых в страну, в том числе трудящихся иммигрантов; устанавливают профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру трудовой иммиграции и продолжительность пребывания в стране.
Непосредственное осуществление иммиграционной политики возложено на специальные организации – национальные службы иммиграции, созданные при министерствах труда и внутренних дел. В США – первой стране массовой иммиграции – с 1982г. существует служба иммиграции, входящая в состав юридического департамента. В масштабе ОЭСР создана служба постоянного наблюдения международной миграции – СОПЕМИ. Она координирует деятельность национальных иммиграционных управлений стран, входящих в ОЭСР.
Иммиграционные службы контролируют и оформляют в соответствии с изданными законами въезд в страну иммигрантов, выдают разрешение на проживание и работу. Направление на работу в определенные отрасли и районы страны согласовывается с заявками предпринимателей, в которых указывается требуемое количество рабочей силы и ее качественная характеристика. Регулирование продолжительности пребывания в стране иностранцев, приехавших в поисках работы, варьируется в разных странах, но в целом в иммиграционной политике выделяются три основных направления:
-так называемая ротационная иммиграция рабочей силы, для которой характерно заранее ограниченное пребывание иммигрантов (от 1 до 3,5 лет) без права приезда их семей;
-разрешение проживания без определенного срока и с правом приезда семей;
-так называемая "ассимилированная иммиграция". Она предусматривает постоянное проживание иммигрантов с правом получения гражданства в стране после определенного законом срока непрерывного проживания (порядка 5–10 лет).
Ассимилированная иммиграция широко распространена в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, первые два вида регулирований характерны для стран Западной Европы.
25. Классификация таможенных пошлин по происхождению
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
^ Таможенная пошлина– обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Кл-ция по происхождению:
- автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
- конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороп!.' :го соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;
- преференциальные– пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
^ 24. Классификация таможенных пошлин по объекту обложения
Таможенные пошлины по объекту обложения:
•импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
•экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
•транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
22. Инструменты анализа международной торговли
Взаимозависимость, основанная на применении относительных цен,выражается через понятие условий торговли.
Условия торговли- отношение эксп-х и имп-х цен опр.товара,страны в целом,группы стран.
Условия торговли отражают соотношение взаимного спроса и взаимного предложения на экспорт и импорт каждой страны. Они рассчитываются на базе соотношения индекса экс-х и имп-х цен каждой страны и являются важнейшим ориентиром для их внешнеэкономической политики в цклом и внешнеторговой политики в частности.
Условия торговли могут принимать такие формы: -товарные или чистые бартерные условия торговли- соотношение эксп-х и имп-х цен опр.товара или индекса эксп-х и имп-х цен в целом.-доходные условия торговли- индекс, показывающий потенциал страны имп-ть товары за счёт выручки,получаемой от экспорта в целом.- факторные условия торговли- индекс, связывающий импортные цены с производительностью 1 или нескольких факторов пр-ва и показывающий какое кол-во импорта может быть получено за ед.роста пр-сти в экспортных секторах.
Эластич.эк.- изменение пред-ния товаров на экспорт, вытекающее из изменения условий торговли.
^ Эл-сть импорта- изменение спроса на импорт, вытекающее из изменения условий торговли.
Эласт-сть спроса на импорт и эласт-сть предлож.товара на экспорт –это две стороны одной медали и тесно связаны др.с др. Высокая элас-сть обычно свидетельствует о существовании в той или иной области развитого рыночного механизма, позволяющего произ-лям быстро реагировать на изменения цен. Низкая элас-сть обычно ведёт к серьезным экономич.проблемам.
^ Эффекты дохода и замещения.Для любой страны,участвующей в торговле,любое изменение эксп-х или имп-х цен означает изменение реального дохода.При росте цены на товар реальный доход страны увеличивается,если этот товар эксп-тся, и уменьшается, если он имп-тся. Воздействие междун.торговли на доходы пропорционально масштабам изменения цен и объёмам торговли6чем больше скачки и чем больше объемы торговли, тем сильнее её воздействие на доходы.
^ Типы экономич.роста.
Экспорторасширяющий рост- расширение пр-ва товара,кот.страна эксп-ет,ведущее к ухудшению условий торговли страны в пользу её торговых партнёров.
Импортозамещающий рост- расширение пр-ва того товара,кот.страна имп-ет,ведущее к улучшению условий торговли страны по отношению к её торговым партнёрам.
Нейтральный рост торговли- увеличение физического объёма междун.торговли без изменения условий торговли между странами.
Разрабатывая внешнеэкономическую политику и поощряя рост факторов пр-ва,правительства имеют выбор между экстрорасширяющей и импортозамещающей политикой.Этот выбор имеет смысл только в случае,если страна достаточно велика,чтобы изменение относительных цен внутри неё оказывало воздействие на ценв междунар.торговли.
Влияние перераспределения доходов на условиях торговли:если страна-донор имеет более высокую предельную склонность к расходам на свой экспортный товар,чем страна-получатель,то передача доходов ухудшает условия торговли страны-донора; если же страна-донор имеет более низкую предельную склонность к расходам на свой экспортный товар,чем страна-получатель,то передачадоходов улучшает условия торговли страны донора.
23. Инструменты торговой политики
Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы.
В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
• фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
• протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
• балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.
Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).
В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.
Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.
Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.