Вопрос 118 основные и дополнительные показатели моторных и трансмиссионных масел

1. обладать оптимальной вязкостно-техническими характеристиками или свойствами.

2. уменьшение износа всех деталей.

3. снижение потерь энергии предаваемой от двигателя к ходовой части.

4. отвод тепла и удаление из зон трения продуктов износа.

5. отсутствие коррозионной агрессивности по отношению к деталям.

6. снижение вибрации и шума шестерен и защита их от ударных нагрузок.

7. отсутствие вспенивания и возможно меньший изменение свойств масла при работе смазываемых механизмов.

8. обладать высокими противоизностными и противозадирными свойствами.

9. быть химически и физически стабильными.

Условия работы.

Температурный режим, частота вращения шестерен, удельное давление в зоне их контакта - это основные факторы определяющие условия работы масла в зубчатых передачах. Температура масла может колебаться в широких пределах, самая минимальная та температура где находится автомобиль. Температура максимальная +350°С при работе трансмиссии. При оценки температурного режима различают минимальную и максимальную и среднеэксплуатационную температуру. Минимальная температура - характерна для момента начала работы передачи после длительного перерыва = само низкой температурой окружающего воздуха. Максимальная температура устанавливается при экстремальных условиях работы. Она зависит от вязкости, от уровня в картере, от эксплуатационных условий работы. Среднеэксплуатационная это наиболее вероятная температура при эксплуатации трансмиссии.

Классификация.

По уровню напряженности работы зубчатых передач масло можно разделить на группы:

1. универсальные. (обеспечиваю г работу всех типов зубчатых передач, агрегатов трансмиссии).

2. общего назначения, (для цилиндрических, конических, червячных кроме гипоидных).

3. для гипоидных передач ТАД - 17. ГП - сочетание высокой скорости относительного скольжения, профилей зубьев с высокими давлениями, обуславливает кране неблагоприятные условия трения, поэтому в масла вводят высокоэффективные противозадирные присадки.

4. для гидромеханических передач (белаз).

5. для гидрообъемных передач.

Общие требования для всех масел - надежное разделение контактирующих зубьев шестерен, защита от износа и снижение потерь на трение.

Основные эксплуатационные свойства.

1. смазывающая способность (зависит от состава масла и методы его получения, это свойство повышают путем введения антифрикционных, противоизностных и противозадирных присадок) азотосодержащие, молибденовые и вольфрамовые.

2. вязкостно-температурные свойства характеризуется предельно-допустимой вязкостью определяется величиной вязкости при рабочей температуре допускающие свободное трогание автомобиля без прогрева масла в картере. Вязкостно-температурные свойства улучшают путем введения вязкостных присадок, а так же применением всесезонных присадок.

3. противокоррозионные свойства. В результате химического взаимодействия с кислыми продуктами возникают коррозионные процесс, страдают цветные металлы

для уменьшения коррозионных свойств вводят противокоррозионные присадки. Можно вводить моющие и антиокислительные присадки.

Вопрос 119 Технические жидкостиВ современных автомобилях кроме топлива, масел и смазок широко используют технические жидкости. Они используются для охлаждения и запуска двигателя, торможения и амортизации автомобиля во время движения, управления и приведения в действие механизмов, силовых агрегатов и т.п. Жидкости получили значительное распространение благодаря быстрому развитию химии, техники, а также в связи с расширяющимся применением автомобилей в северных, арктических и южных районах, где к ним предъявляются противоречивые требования. Причем эти требования к качеству жидкостей настолько жестки, мно­гообразны и специфичны, что для их приготовления вынуждены ис­пользовать многочисленные химические соединения: гликоли, углеводороды, спирты, глицериды, эфиры и другие. Эти соединения, как в чистом виде, так и в композициях с водой и нефтепродуктами и представляют собой технические жидкости.

Охлаждающие жидкостиПри сгорании топлива не вся тепловая энергия переходит в полез­ную работу, значительная часть тепла идет на нагревание деталей дви­гателя. При этом снижается их механическая прочность, увеличивается износ. Поэтому для обеспечения нормальной работы двигателя необхо­димо его охлаждать.Через систему охлаждения отводится 25 - 35 % общего количества тепла, выделяющегося при сгорании топлива. Нежелательно и излиш­нее охлаждение, т.к. падает мощность, возрастают износ двигателя и потери на преодоление внутреннего трения смазочных материалов. Несмотря на разнообразные условия работы двигателя, в нем должен поддерживаться оптимальный тепловой режим 90 - 97°С. При допускается 100°С и более.В качестве охлаждающих агентов в автомобильных двигателях используется воздух или жидкости. Наибольшее распространение получили жидкостные системы охлаждения.Детали двигателя и элементы жидкостной системы охлаждения радиаторы, водяные насосы, термостаты, гильзы цилиндров – изготавливают из черных и цветных металлов или их сплава. В системе охлаждения

используют резиновые соединительные и уплотнительные детали Для обеспечения нормальной работы двигателей к охлаждающим жидкостям предъявляется ряд требований. Жидкость должна иметь высокую теплоемкость, теплопроводность, не замерзать, не кипеть при всех рабочих температурах двигателя, не воспламеняться, не вспениваться, не вызывать коррозию, не разъедать резиновых соединений и уплотнений. Жидкости, которые бы полностью отвечали этим требованиям, пока не созданы. При положительных температурах воздуха этим требованиям. наиболее полно соответствует вода. Во избежание замораживания воды зимой в ней растворяют или готовят смеси ее с различными веществами, снижающими температуру застывания. Такие смеси - растворы получили название антифризов.

Вода как охлаждающая жидкость Вода как охлаждающая жидкость имеет ряд достоинств и недостатков. Прежде всего, вода доступна, безопасна в пожарном отношении, безвредна для человека. Она обладает наибольшей охлаждающей спо­рностью, имеет самую высокую теплоемкость — 4,19 кДж/кг∙К, большую теплопроводимость, вязкость Вопрос 118 основные и дополнительные показатели моторных и трансмиссионных масел - student2.ru - 1 мм2/с, высокую теплоту испарения.

Как охлаждающая жидкость вода обладает и существенными недостатками, затрудняющими ее применение. Так при 0°С она замерзает со значительным увеличением объема, равным примерно 10 %. Это приводит к разрушению - размораживанию системы охлаждения, так как при этом возникают громадные усилия, доходящие до 2500 MПa, разрушающие двигатель. Вода имеет относительно низкую температуру кипения, что в открытой системе охлаждения приводит к ее интенсивному испарению, Для предотвращения интенсивного испарения воды радиатор за­крывается пробкой, в которой есть подпружиненный клапан, создающий в закрытой системе охлаждения избыточное давление до 0,12 -0,13 МПа, вследствие чего температура кипения охлаждающей жидкости может достигать 120° С.

Существенным недостатком воды как охлаждающей жидкости является способность образовывать в системе охлаждения накипь и шлам ста. Кроме того, попадание топлива и масел в воду часто сопровождается интенсивным вспениванием и выбросом охлаждающей жидкости из системы охлаждения При сезонном техническом обслу­живании образовавшуюся накипь сле­дует удалить. Для двигателей всех ти­пов можно использовать молочную кислоту (60 г/дм3). хромпик (2-3

мг/дм3). Перед обработкой из двигателя вынимают термо­стат, заливают рас­твор и работают 6 - 8 часов, затем рас­твор сливают, а сис­тему тщательно про­мывают чистой во­дой. Для двигателей с чугунной головкой блока цилиндров можно применять слабый раствор тех­нической соляной кислоты. Его зали­вают также при сня­том термостате. Че­рез час двигатель за­водят на 5 минут, за­тем раствор сливают, а систему тщательно промывают водой.

Низкозамерзающие охлаждающие жидкостиПри температурах наружного воздуха ниже 0°С для обеспечения длительных стоянок автомобиля приходится заливать в жидкостные системы охлаждения вместо воды низкозамерзающие жидкости - анти­фризы (от английского глагола "замерзать"). Впервые они появились в 20-е годы хх века. Сначала их готовили на основе трехатомного спирта - глицерина, но он был слишком вязким и обладал низкой теплопро­водностью. Широкое применение антифризы в нашей стране получили с появлением возможности круглогодичного использования личных легковых автомобилей ВАЗ. Наибольшее распространение получили гликолевые (от греческого «гликос» - сладкий) низкозамерзающие

 

жидкости, представляющие собой растворы этиленгликоля с водой, Они хорошо растворяются в ацетонах, спиртах и не растворяются в нефтепродуктах. Этиленгликоль - двухатомный спирт СН2ОН ∙ СН2ОН, вставляет собой прозрачную, бесцветную или желтоватую жидкость запаха. Этиленгликоль имеет температуру кипения 197°С и темпе-)у кристаллизации — 13°С. Смеси этиленгликоля с водой имеют Значительно более низкие температуры кристаллизации (рис; 8. 5)

стояние между задней стенкой цистерны и задней частью бампера составлять не менее 100 мм (это расстояние отмеряется от крайней зад­ней точки стенки цистерны или от выступающей арматуры, соприкасающейся с перевозимым веществом)

Наши рекомендации