В10. Определение цены и объема производства
Специфической особенностью олигополии является то, что конкуренция среди небольшого числа фирм осуществляется в условиях взаимозависимости. Предположим в отрасли три фирмы А,В,С обладают большой долей рынка. Одна из фирм А, снижает цену на товар. Доля ее рынка увеличивается за счет доли фирм В,С. Эти фирмы могут привести свои цены в соответствие с ценой А или даже еще снизить цену, включаясь в ценовую войну. При установлении цены фирмы-олигополисты анализируют издержки, спрос, а также реакцию конкурентов.
Поскольку существует множество видов и типов олигополии, нельзя создать одну простую рыночную модель. Взаимозависимость осложняет ситуацию, а невозможность предсказать поведение конкурентов, делает невозможным точно оценить спрос и предельный доход. Фактически, в экономике проявляются две черты олигополистического ценообразования: - цены не являются гибкими;
- фирмы – олигополисты изменяют цены вместе; у них есть стимул к согласованию действий и тайному сговору.
Четыре варианта олигополистичекого ценообразования.
1. Ломаная кривая спроса.
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
Пусть: текущая цена товара Р; есть три фирмы А,В,С независимы и не занимаются тайным соглашением по ценам. Если фирма А снижает цену, фирмы В и С следуют за ней (кривые D1,MR1). Продажи фирмы А увеличиваются мало, т.к. конкуренты не дают фирме А получить преимущества в цене (неэластичный спрос). Если фирма А будет повышать цену , то В и С не последуют за ней (кривые D2, MR2). Кривая спроса в этом случае более эластична. Фирма А будет вытеснена с рынка и потеряет потребителей в пользу фирм В и С.
Для олигополии характерна ломаная кривая спроса D2PD1. Кривая эластична выше текущей цены и неэластична ниже текущей цены. Если предположить, что конкуренты будут следовать за понижением цены и игнорировать повышение, то кривая предельного дохода олигополиста будет иметь 2 отрезка: MR2F и GMR1. Из-за резких различий в эластичности спроса выше и ниже точки текущей цены в самой точке происходит «разрыв» кривой предельного дохода.
2. Олигополия, основанная на тайном сговоре.
Тайный сговор имеет место при соглашении фирм о фиксации цены и разделе рынка, чтобы ограничить конкуренцию между собой. В условиях равных или близких величин спроса и издержек, фирмы вступают в сговор и максимизируют общие прибыли.
Итоговые цены и объемы производства являются такими же, как и при чистой монополии. Каждый олгополист производит объем Q и назначает цену Р. Кроме уменьшения цен существует возможность возникновения войны цен, при которой фирма может некоторое время получать максимальную прибыль.
3. Лидерство в ценах или молчаливое тайное соглашение.
Лидерство в ценах – это средство, с помощью которого олигополисты могут координировать свои действия не вступая в прямой «тайный сговор». Обычно, «господствующая» фирма назначает цену , а остальные фирмы отрасли автоматически следуют за ней. Ценовой лидер придерживается следующих правил:
· Опасаясь, что конкуренты не последуют за ним, он не будет изменять цену при небольших колебаниях издержек и спроса. Цена повышается в ответ на происшедшие в отрасли повышение заработной платы, увеличение налогов, повышение цен на электро энергию.
· О необходимости повышения цен лидер заранее «сообщает», добиваясь согласия конкурентов.
· Лидер выбирает цену, которая не обязательно максимизирует прибыль в краткосрочном периоде, чтобы помешать новым конкурентам вступить в отрасль.
4.Ценообразование по принципу «издержки плюс».
Это ценовая «накидка» (наценка) – эмпирический метод установления цены большей издержек. Поскольку издержки на единицу товара изменяются с изменением объема производства, фирма должна выбрать некоторый плановый уровень производства, например при использовании 75-80% производственных мощностей. Накидка прибавляется к средним издержкам в виде некоторого процента. Фирма обычно стремится к некоторой плановой прибыли или норме прибыли на свои капиталовложения.
Этот метод ценообразования удобен для фирм, выпускающих много товаров. Они при других методах столкнулись бы с трудным и дорогостоящим процессом определения спроса и издержек для множества товаров.
Роль неценовой конкуренции.
Олигополисты боятся ценовой конкуренции. Доля рынка для каждой фирмы олигополии определяется через неценовую конкуренцию.
1. Ценовая конкуренция может привести к войне цен, а неценовая конкуренция обеспечит получение более длительных преимуществ перед конкурентами, т. к. изменение товара, усовершенствование технологии, удачная реклама не могут быть быстро скопированы, как снижение цен.
2. Олигополисты имеют значительные средства для рекламы и совершенствования товара, т.е. для неценовой конкуренции.
В11. Цели , принципы и формы антимонопольной политики.
Монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночного механизма, торможению НТП, удержанию высоких цен. Любое крупное предприятие не следует отождествлять с монополией, хотя внутри крупного бизнеса существует изрядный потенциал монополизма. Крупная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своего положения в производстве, стремиться установить диктат над рынком, рассматривая его как эффективный вариант экономического поведения.
Монополизацию сдерживает рынок с его конкуренцией, диверсификация производства и продаж, глубокая интеграция стран в мировое хозяйство, политика государства.
При изучении рынка принимается во внимание способность действующих на рынке корпораций обеспечить обновление продукции , высокую конкурентоспособность на мировом рынке, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок считается монополизированным , а действующие на нем структуры подлежат демонополизации. Демонополизация, борьба с нечестной конкуренцией являются постоянной функцией государства.
Цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии.
Принципами антимонопольной политики являются:
1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизма можно использовать показатель, характеризующий долю 4-х крупнейших корпораций в отрасли. Если показатель > 60% - рынок считается монополизированным; < 20% - не монополизированным; в пределах 20% - 60% - с элементами монополизма.
2. Дифференцированный подход к монопольным рынкам: демонополизация искусственных монополий с целью сведения монополизма до естественнных монополий.
3. Выявление зоны естественной монополии и их регулирование преимущественно административными методами: контроль над ценами, качеством продукции, планирование объемов производства и инвестиций.
4. Выявление монополий, в отношении которых проводится жесткая антимонопольная политика.
5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию.
Для Российской сверх монополизированной экономики назовем еще два принципа:
6. Синхронное (одновременное и согласованное) проведение демонополизации и либерализации цен, поскольку одна либерализация цен только укрепит монополии, свободно назначающие цены.
7. Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям : разгосударствление и искоренение ведомственного монополизма.
Антимонопольная политика ведется по двум направлениям:
· Либерализация рынков,включающая меры антимонопольной профилактики. Формы не затрагивают саму монополию, но делают невыгодным монополистическое поведение корпораций. К ним относятся:
1.Снижение таможенных налогов;
2.Отмена количественных ограничений (квот);
3.Улучшение инвестиционного климата для иностранных инвесторов;
4.Поддержка малого бизнеса;
5.Упрощение процедуры лицензирования;
6.Стимулирование производств-конкурентов монополий.
· Меры административного воздействия на монополию,используемые когда профилактические меры не дали результата. К ним относятся:
1. Финансовые санкции за нарушение антимонопольного законодательства;
2. Прямое расформирование монополии по решению суда за систематическое использование методов нечестной конкуренции;
Для Российской экономики государственного социализма добавим также
3. Разгосударствление экономики;
4. Искоренение ведомственного монополизма.
В России в начале 90-х годов разрушение административно-командной системы происходило быстрее, чем демонополизация. Монополии, освободившись от диктата государства, начали реализацию своих рыночных преимуществ: повышают цены, ограничивают производство и продажу, экономят на качестве. Необходимо ускорить демонополизацию. Это увеличит эффективность экономических регуляторов.