Маркетинговая деятельность предприятия
Маркетинг - это производственно-коммерческая деятельность предприятия, направленная на выявление и удовлетворение потребностей в его продукции (услугах) путем продажи ее на рынке с целью получения прибыли. Маркетинг как разновидность деятельности, необходимой в условиях рыночной экономики, выполняет конкретные функции:
- Изучение рынка, его структуризация (сегментирование), анализ и прогнозирование спроса
- Определение номенклатуры и ассортимента продукции для рынка
- Выбор сегментов рынка, приемлемых для предприятия
- Разработка стратегии выхода на рынок и реакции на действия конкурентов
- Реклама сбыт и его стимулирование
- Политика ценообразования
Принципы маркетинговой деятельности:
- Ориентация всех сфер деятельности предприятия на удовлетворение потребностей покупателей с целью продажи продукции и получения прибыли
- Целенаправленное и активное воздействие на спрос, его развитие
- Гибкое реагирование производства на изменение потребностей и спроса покупателей, оперативная адаптация к этим изменениям
- Использование ценоообразования как механизма реагирования и влияния на конъюнктуру внутреннего и внешнего рынков
- Выбор эффективных форм и методов доставки, рекламы и продажи продукции
- Поддержание творческой атмосферы в среде работников-маркетологов, поощрение их инициативы (активности) в разработке и реализации маркетинговых решений
Процесс маркетинга – это упорядоченная совокупность этапов и действий по выявлению спроса, разработке, изготовлению, распределению и сбыту продукции, отвечающей требованиям потребителей и возможностям рынка. Маркетинговая деятельность предприятия включает решение вопросов в следующих областях:
1. Маркетинговые исследования.
2. Продуктовая политика.
3. Ценовая политика.
4. Товарораспределительная политика.
5. Коммуникационная политика.
Организационная структура маркетинга на предприятии представляет собой совокупность отделов, подразделений и конкретных исполнителей, осуществляющих управление деятельностью предприятия, координирующих, планирующих и контролирующих органы производственно-сбытового управления в зависимости от конкретных требований конечных потребителей. Содержание маркетинговые структуры зависит от объема ресурсов, мощностей, специфики выпускаемой продукции, рынков и сегментов потребителей, от сложившейся структуры управления предприятием. Исходя из этого, организационная структура службы маркетинга может быть построена по следующим признакам: функциям; товарам; регионам; рынкам и сегментам; смешанному типу:
· функциям и товарам
· функциям и рынкам
· функциям и регионам
Как стратегический, так и тактический планы маркетинговой деятельности могут включать следующие разделы:
• продуктовый план (что и в какое время будет выпускаться);
• исследования и разработка новых продуктов;
• план сбыта — повышение эффективности сбыта (численность, оснащенность новой современной техникой, обучение сотрудников сбытовых служб, стимулирование их работы, выбор их территориальной структуры);
• план рекламной работы и стимулирования продаж;
• план функционирования каналов распределения (тип и число каналов, управление этими каналами);
• план цен, включая изменение цен в будущем;
• план маркетинговых исследований;
• план функционирования физической системы распределения (хранение и доставка товаров потребителям);
• план организации маркетинга (совершенствование работы отдела маркетинга, его информационной системы, связь с другими подразделениями организации).
Расчет бюджета маркетинга.
Затраты на маркетинг охватывают несколько позиций. Это расходы на исследования рынков, обеспечение конкурентоспособности товара, информационную связь с покупателями (реклама, стимулирование сбыта, участие в выставках, ярмарках и т.д.), организацию товародвижения и сбытовой сети.
Чтобы оценить порядок величины расходов на маркетинг, можно воспользоваться формулой прибыли:
П =О Ц - [ О (О+А) + С + (ЗР + ИТ)], где
П- прибыль;
О- объем продаж в штуках;
Ц - прейскурантная цена;
А – комиссионные расходы на единицу товара;
С - постоянные издержки, не зависящие от объема производства;
ПИ – переменные издержки, зависящие от объема производства;
ЗР – затраты на рекламу;
ИТ- издержки товародвижения и стимулирования сбыта.