Роль государства в экономике
Существующая система государственного регулированияэкономики в условиях рынка сложилась в результате долгой эволюции и представляет собой совокупность форм и методов воздействия. Она включает механизм целеполагания, преобразующий внутренние и внешние требования в цели и подцели системы; механизм текущего управления различными видами деятельности по реализации целей и контроля за результатами. Системы государственного регулирования довольно многообразны, в каждой стране они имеют особенности, отражающие как национальное своеобразие, так и конкретные задачи данного этапа развития.
Роль государства в хозяйственной жизни той или иной страны проявляется через его многообразные функции,такие как:
1) разработка и утверждение правовых основ экономики (законов о собственности, земле, налогах, пенсиях, кооперативах, т. е. государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке. Хозяйственное законодательство в странах Западной Европы исходит из принципа: «все разрешено, что не запрещено», предоставляя предпринимателям широкое поле деятельности. Но то, что разрешено, регламентируется четко отработанным законодательством. В России пока только формируется хозяйственное законодательство, адекватное рынку, что существенно сдерживает развитие рыночных отношений, тормозит экономическое развитие страны);
2) определение приоритетов макроэкономического развития, т. е. необходимо выяснить, что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отдачу, каковы социальные, экологические, мирохозяйственные последствия предпринятых действий;
3) реализация социальных ценностей, поскольку любые законы, результаты хозяйственной деятельности имеют смысл, если они направлены на процветание нации;
4) регулирование экономической деятельности для достижения поставленных задач и реализация социальных ценностей. Но это регулирование не должно подменять рынок, иначе оно превращается в администрирование. Главным, определяющим здесь является регулирование совокупного спроса и совокупного предложения для поддержания функционирования рыночного механизма.
К формам государственного регулирования относятся различные регуляторы, стабилизаторы и социальные компенсаторы. Весьма важна для общества и система государственного контроля, разрабатывающая стандарты жизни, экологические стандарты и т. п.
Направления государственного регулирования экономики:
1) регулирование административное (т. е. законодательное запрещение или разрешение некоторых действий экономических субъектов);
2) регулирование налоговое (стимулирование развития экономики путем использования налоговых льгот и субсидий);
3) регулирование капиталовложений;
4) регулирование сбыта;
5) регулирование рынка рабочей силы;
6) стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою экономическую функцию и дополняет другие.
44. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЦЕЛОЕ
Равновесие рынка - это наиболее оптимальное с точки зрения реализации интересов субъектов состояние экономических отношений. При этом исключаются банкротство, безработица, инфляция, кризисы и т. д. В реальной жизни происходит нарушение состояния равновесия. Макроэкономическое равновесие обусловливает и обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства.
В рыночной экономике в результате действия конкуренции и функционирования механизма саморегулирования происходит установление необходимых пропорций. Достижение равновесия затрудняется отсутствием свободной конкуренции и процессами монополизации экономики. Вследствие нарушения экономического равновесия могут возникать экономические потери. Причиной тому являются:
1) неполная занятость и использование имеющихся ресурсов;
2) техническая неэффективность производства;
3) неэффективность экономической организации;
4) неэффективность налоговой системы, которая не способствует стимулированию производственной деятельности.
Существуют различные пропорции в зависимости от уровня их обеспечения.
К микроэкономическим пропорциям относятся соотношения выпуска продукции на уровне отдельно взятого предприятия.
Макроэкономические пропорции охватывают все общественное воспроизводство в целом, это есть соотношения между производством и потреблением, между сферой материального производства и сферой услуг, между первым и вторым подразделениями материального производства.
Существует деление общественного воспроизводства на 3 сферы:
1) первичную, т. е. добычу экономических ресурсов;
2) вторичную, т. е. обработку ресурсов, использование факторов производства и получение готовой продукции;
3) сферу услуг, т. е. непроизводственные структуры - органы образования, здравоохранения, государственный аппарат и т. д.
Большое значение в общественном воспроизводстве имеет межотраслевая пропорциональность. Отрасли связаны между собой по принципу технологической общности и отражают принцип общественного разделения "труда. Для решения крупных социально-экономических проблем с минимальными затратами формируются межотраслевые комплексы (топливно-энергетический, аграрно-промышленный, инвестиционный, продовольственный и др.).
Национальная экономика государства- совокупность воспроизводственных пропорций, которые необходимо соблюдать для динамичного и эффективного функционирования государственной системы. При нарушении гармоничного соотношения отраслей хозяйствования происходят сдвиги во всех основных сферах национальной экономики и нарушение работы естественного механизма регулирования пропорций. Это в результате приводит к негативным явлениям национальной экономической системы - повышению уровня безработицы, инфляции, кризису перепроизводства, т. е. нарушению конъюнктуры рынка, и т. д. Национальная экономика -единая система пропорций и соотношений, функционирование которой зависит от работы каждого отдельного ее звена.