Моделирование ситуации
Порядок выполнения расчетной части курсовой работы
1 Данное расчетное задание курсовой работы направлено на обучение студентов формированию бюджетной структуры и ее анализу по конкретному предприятию.
В данном расчетном задании необходимо разработать бюджетную структуру, начиная от бюджета продаж и заканчивая тремя плановыми формами отчетности:
— бюджет доходов и расходов;
— бюджет движения денежных средств:
— бюджет прогнозного бухгалтерского баланса.
А также провести структурный анализ бухгалтерского баланса и сделать соответствующие выводы.
2 Прежде чем приступать к выполнению расчетов целесообразно рассмотреть понятие бюджетной структуры и назначение каждого из бюджетов. Необходимо отметить, что расчеты производятся в разрезе пяти продуктов. И дается полный анализ смоделированной ситуации.
3 В следующем разделе методических указаний приводится описание бюджетной структуры и каждого бюджета в отдельности. А также таблицы, которые необходимо заполнить для моделирования ситуации. Кроме того, приводятся формулы для расчета некоторых показателей.
Моделирование ситуации
Принципиальная форма бюджетной структуры выглядит следующим образом
Бюджет
общеорганизационных
расходов
Рисунок 1 — Бюджетная структура предприятия
В структуре бюджетирования можно выделять:
1 операционные бюджеты;
2 финансовые бюджеты.
Совокупность операционных бюджетов представляет собой подробный план структуры доходов и расходов по ЦО и включает в себя:
1 бюджет продаж;
2 бюджет производства;
3 бюджет запасов ГП;
4 бюджет производственной себестоимости;
5 бюджет общеорганизационных расходов;
6 инвестиционный бюджет.
Финансовые бюджеты (по форме прогнозные документы финансовой отчетности) – это план того, какой станет балансовая отчетность при условии выполнения операционных бюджетов. К ним относят:
1 бюджет доходов и расходов;
2 бюджет движения денежных средств;
3 бюджет прогнозного баланса.
В дополнение к существующим бюджетам в организации могут быть разработаны и дополнительные бюджеты, так называемые вспомогательные — это:
1 бюджет распределения чистой прибыли;
2 налоговый бюджет;
3 бюджет капитальных затрат;
4 кредитный план.
А теперь рассмотрим каждый из бюджетов.
1 Бюджет продаж является отправной точкой и наиболее критическим моментом всего процесса подготовки бюджета, т.к. объем продаж и его товарная структура характеризует уровень деятельности предприятия.
Бюджет продаж включает в себя объем продаж в единицах готовой продукции и в денежном выражении, а также цены по каждому виду готовой продукции. Общая выручка от реализации рассчитывается, как сумма объемов продаж по каждому виду готовой продукции.
Чистые продажи рассчитываются для того, чтобы рассчитать выручку от реализации за вычетом всех выплат в бюджет с общего оборота, которая остается в распоряжении предприятия после расчетов с бюджетом. Они дальше будут использованы в бюджете доходов и расходов организации.
2 Определенный уровень запасов готовой продукции (закупки и использования материальных запасов) необходим для повышения ритмичности поставок. Бюджет запасов готовой продукции составляют для того, чтобы точнее отразить эти запасы в расчетном балансе.
3 Бюджет производства необходим для определения производственной программы предприятия на предстоящий бюджетный период. При этом необходимо узнать не стоимость произведенной продукции, а издержки ее производства. Если известна производственная программа и величина запасов, то можно установить как производственную себестоимость продукции, так и издержки от хранения запасов.
4 Бюджет прямых материальных затрат предназначен для определения затрат сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и других продуктов, необходимых для производства готовой продукции, стоимость которой целиком относится на объем продаж и изменяется прямо пропорционально объему продаж (производства). Рассчитанные данные будут далее использованы при формировании бюджета производственной калькуляции, доходов и расходов организации, и прогнозного бухгалтерского баланса.
5 Бюджет прямых производственных затрат предназначен для определения издержек, связанных с теми категориями производственных затрат, которые прямо пропорционально зависят от изменения объемов производства (продаж). Особенностью их планирования является отсутствие запасов. Данные этого бюджета будут использованы в бюджетах доходов и расходов, и движения денежных средств.
6 Бюджет прямых затрат на оплату труда предназначен для определения прямых издержек на заработную плату и отчислений в бюджет в соответствии с составленным ранее бюджетом производства (продаж). Данные этого бюджета будут использованы далее в бюджетах производственной калькуляции, коммерческих и управленческих расходов, а так же в бюджетах доходов и расходов организации, и прогнозном бухгалтерском балансе.
7 Бюджет производственной калькуляции предназначен для исчисления затрат на весь выпуск и на единицу продукции.
8 Бюджет коммерческих расходов предназначен для более точного определения затрат на мероприятия по стимулированию сбыта. Данные этого бюджета будут использованы в бюджетах доходов и расходов, и движении денежных средств.
9 Бюджет управленческих расходов предназначен для точного определения общих и административных расходов, необходимых для функционирования организации как юридического лица. Данные этого бюджета будут использованы в бюджетах доходов и расходов, и движении денежных средств.
10 Бюджет доходов и расходов организации показывает структуру себестоимости продукции, соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период. По этому бюджету можно судить о рентабельности производства (норме прибыли), возможности вернуть в срок кредит и другие заемные средства, с его помощью можно рассчитать точку безубыточности бизнеса. Главный смысл бюджета доходов и расходов — показать руководителям организации эффективность хозяйственной деятельности каждого вида бизнеса, структурного подразделения и компании в целом в предстоящий период, установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, формирования фондов накопления и потребления и т.п. Данные этого бюджета будут использованы при формировании прогнозного бухгалтерского баланса организации.
11 Бюджет движения денежных средств — это бюджет движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе организации и его структурного подразделения, отражающий все прогнозируемые поступления и изъятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности организации. Данный документ отражает потребность во внешнем финансировании, а так же способствует более точному определению объемов внешнего финансирования. Его назначение состоит в обеспечении сбалансированности поступлений денежных средств и их списаний. Данные этого бюджета будут использованы при формировании прогнозного бухгалтерского баланса организации.
12 Расчетный баланс — это прогноз соотношения активов и пассивов бизнеса, инвестиционного проекта и структурного подразделения в соответствии со сложившейся структурой активов и задолженностей и ее изменением в процессе реализации других бюджетов. Его назначение — показать как изменится стоимость организации в результате создания и развития данного вида бизнеса или хозяйственной деятельности организации в течении бюджетного периода.