Роль исследования в развитии систем управления. состав и выбор методов исследования систем управления
Исследование помогает глубже понять проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение. Для современного управления, исследование — важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности.
Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.
В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений.
Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций.
В основе любых методов исследования СУ лежат определённые принципы, теории и законы. Методы ИСУ можно классифицировать по разным классификационным признакам – основаниям:
1.Философский подход:
- всеобщие - методы материалистической диалектики,
- общие – теоретические и эмпирические,
- частные;
2.Сложность:
- простые - содержащие чётко выделяемый однозначный способ исследования,
- сложные, т.е. комплексные - включающие комбинацию простых способов;
3.Охват явлений:
- общие,
- частные;
4.Области применения;
- физические,
- химические,
- биологические,
- экономические,
- социологические и т.п.;
5.Точность результатов использования:
- достоверные,
- вероятностные;
6.Структура:
- алгоритмические,
- эвристические;
7.Содержание:
- математические,
- статистические,
- экономические,
- экономико-статистические,
- технические,
- технико-экономические,
- параметрические,
- экспертные,
- социологические,
- рефлексивные,
- интуитивные,
- логические,
- интуитивно-логические,
- измерительные и др.;
8.Стадии исследования:
- подготовительные,
- исследовательско - проектные,
- внедренческие;
9.Направления использования:
- способы обследования - сбора данных, обработки и анализа информации;
- формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений (см. подробную классификацию ниже).
10.Отношение к теории и эмпирике:
- теоретические:
- формализация,
- аксиоматизация,
- идеализация,
- восхождение от абстрактного к конкретному,
- моделирование, др.;
- эмпирические:
- наблюдение,
- измерение,
- сравнение,
- эксперимент, др.;
- теоретико-эмпирические:
- абстрагирование,
- анализ и синтез,
- индукция и дедукция, др.
11.Отношение к источнику получения информации:
- интуитивные - основанные на использовании знаний и интуиции исследователей;
- формализованные - основанные на формализованном представлении объектов исследования;
- комплексированные - основанные на использовании интуитивных и формализованных методов;
12.Охват научного инструментария:
- общенаучные,
- частно- научные;
13.Отношение к науке и особенностям управления:
- 13.1.общенаучные, использующие современный научный аппарат:
- мыслительно-логические – дедукции, в том числе классификации, конструирования гипотез, доказательства, постановки проблем, полемики, моделирования, метрологических и др;
- индукции;
- мыслительного эксперимента;
- эмпирические – практического эксперимента, в том числе прямого, модельного, поискового, проверочного, статистического, нестатистического;
- прямого и косвенного наблюдения;
- 13.2.специфические - основанные на специфике управления и учитывающие его особенности:
- исследование документов;
- проведение ограниченного эксперимента, сочетание эксперимента и игры;
- социологические исследования:
- наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование;
- коллективный анализ (типа «мозгового штурма»);
- социометрические оценки, в том числе экспертные оценки;
- деловые и инновационные игры;
- имитационное моделирование;
- систематизация факторов;
- 13.3.диверсифицированные - соединяющие методологические, организационные, психологические, технологические приёмы:
- интуитивный – случайный поиск;
- систематический поиск – целенаправленная упорядоченность всех процедур – матричные методы анализа, классификации, декомпозиции;
- алгоритмический – логический поиск;
- «мозговой штурм»;
- Дельфи;
- синектика - соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при сознательном исследовании;
- имитационное моделирование.
Классификация методов исследования систем управления по направлениям их использования:
1. Методы обследования (сбора данных):
- самообследование,
- интервьюирование,
- беседа,
- фотография рабочего дня,
- анкетирование,
- изучение документов,
- функционально-стоимостный анализ,
- активное наблюдение в течение рабочего дня,
- моментные наблюдения,
- другие;
2.Методы обработки и анализа информации:
- системный анализ,
- экономический анализ,
- декомпозиция,
- структуризации целей,
- экспертно-аналитический,
- нормативный,
- параметрический,
- моделирования,
- функционально-стоимостный анализ,
- главных компонент,
- балансовый,
- корреляционный,
- факторный,
- опытный,
- матричный,
- последовательной подстановки,
- динамический,
- другие;
3.Методы формирования решений:
- системный подход,
- аналогий,
- параметрический,
- блочный,
- функционально-стоимостный анализ,
- структуризации целей,
- опытный,
- творческих совещаний,
- коллективного блокнота,
- контрольных вопросов,
- метод 6-3-5,
- морфологический анализ,
- экспертно-аналитический,
- моделирование,
- другие;
4.Методы обоснования решений:
- аналогий,
- сравнений,
- нормативный,
- экспертно-аналитический,
- функционально-стоимостный анализ,
- моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта,
- расчёт количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов,
- другие;
5.Методы внедрения (реализации) решений:
- обучение, переподготовка и повышение квалификации работников аппарата управления,
- привлечение общественных организаций,
- функционально-стоимостный анализ,
- другие.
Другими примерами классификации методов исследования может служить группировка по целям исследования, видам анализа и т.п.
Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. В этом случае можно выделить следующие группы методов:
- теоретические;
- логико-интуитивные;
- эмпирические;
- комплексно-комбинированные.
Классификация методов исследования систем управления по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах:
1.Теоретические:
1.1. Формализация:
- Аналитические методы:
- математические,
- интегрального, дифференциального и вариационного исчислений;
- теория вероятностей,
- теория игр,
- поиск максимумов и минимумов функций, в том числе методы математического программирования, например:
- линейного и динамического,
- математической логики,
- теории множеств;
- Статистические методы:
- математической статистики,
- исследования операций и массового обслуживания,
- теории информации;
- Графические методы:
- теории графов,
- номограмм,
- диаграмм,
- гистограмм графиков;
1.2 Аксиоматизация;
1.3 Идеализация;
1.4 Восхождение от абстрактного к конкретному;
1.5 Моделирование:
- статистическое имитационное моделирование,
- моделирование операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний – метод Монте-Карло и др.;
1.6.Другие.
2.Логико-интуитивные:
2.1. Экспертные;
2.2. «Мозговой» штурм:
- прямая «мозговая» атака,
- обмен мнениями,
- комиссия,
- деловая игра,
- конференция идей,
- коллективная генерация идей,
- творческие совещания,
- коллективный блокнот;
2.3. Метод синектики;
2.4. Сценарий;
2.5. Дельфи;
2.6. Постановка проблем;
2.7. Доказательства;
2.8. Конструирование гипотез;
2.9. Классификация и типология;
2.10. Научное обсуждение и научная полемика;
2.11. Структуризация («дерево» целей и т.п.);
2.12. Морфологический анализ;
2.13. Анализ проблем;
2.14. Аналогий;
2.15. 6-5-3;
2.16. Тестирование;
2.17. Главных компонент;
2.18. ССВУ-метод;
2.19. Матричный;
2.20. Органолептический;
2.21. Последовательная подстановка;
2.22. Другие.
3.Эмпирические:
1.1. Наблюдение:
- активное наблюдение,
- моментное наблюдение,
- фотография рабочего дня,
- самообследование;
1.2. Сравнение;
1.3. Измерение:
- социологическое,
- техническое,
- экономическое;
1.4. Нормативный;
1.5. Эксперимент;
1.6. Мысленный эксперимент;
1.7. Опросов:
- анкетирование,
- интервьюирование,
- опросы-беседы;
1.8. Изучение документации и информационных материалов;
1.9. Другие.
4.Комплексно-комбинированные:
1.1. Абстрагирование;
1.2. Анализ и синтез;
1.3. Дедукция и индукция;
1.4. Декомпозиция и композиция;
1.5. Корреляционный;
1.6. Факторный;
1.7. Динамический;
1.8. Ретроспективный;
1.9. Квалиметрический;
1.10. Индексный;
1.11. ФСА;
1.12. Системный анализ;
1.13. Параметрический;
1.14. Аналитико-расчётный;
1.15. Анализ взаимного влияния:
- совокупность корреляционного,
- регрессионного,
- балансового,
- и др.
1.16. Факторный анализ;
1.17. Социологический;
1.18. Прогностический анализ;
1.19. Диагностический анализ;
1.20. Детальный анализ;
1.21. Глобальный анализ;
1.22. Экономический анализ;
1.23. Экспертно-аналитический;
1.24. Гипотетико-дедуктивный;
1.25. Блочный;
1.26. Аудит-метод;
1.27. Другие.
В каждой из приведённых классификационных групп имеются определённые базовые методы исследования.
Особое место в исследованиях занимают различные виды анализа. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определённая совокупность конкретных методов.
Заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести 25 методов:
- наблюдение;
- анкетирование;
- изучение документации и информационных материалов;
- балансовый;
- гипотетико-дедуктивный;
- графический и номографический;
- дифференциальный, комплексный и смешанный;
- индексный;
- интервьюирование;
- беседа;
- консультационный;
- корреляционный;
- «мозговой» штурм;
- морфологический;
- параметрический;
- поиск экстремумов;
- самообследование;
- сетевой;
- ССВУ-метод;
- структуризации целей;
- творческие совещания;
- функционально-стоимостной;
- экспертный;
- социологический;
- органолептический.
При решении той или иной задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного исследования. Например, для прогнозирования – среди множества методов как один из наиболее предпочтительных – метод морфологического анализа. Свои методы присущи исследованиям – процессов труда и затрат рабочего времени в СУ.
Каждая из приведённых классификаций методов обладает рядом недостатков:
- одни не охватывают всего комплекса методов исследования;
- другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе.
Отнесение метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда является относительным и условным, так как все они во многом взаимосвязаны между собой.
Из всего перечня способов исследования в дальнейшем остановимся на ряде базовых методов и некоторых других из приведённых выше классификационных групп, наиболее часто применяемых в практической работе по исследованию систем управления.
СУЩНОСТЬ, СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ. КРУГООБОРОТ И ПОКАЗАТЕЛИ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ, ПУТИ УСКОРЕНИЯ ИХ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ.
Оборотные средства одновременно функционируют как в сфере производства, так и в сфере обращения, обеспечивая непрерывность процесса производства и реализации продукции.
Оборотные производственные фонды - это часть средств производства, которые целиком потребляются в каждом цикле производства, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию и целиком возмещаются после каждого производственного цикла. Они классифицируются по следующим элементам:
· производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы); К категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов относят: предметы, служащие менее одного года и стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных учреждений - 50-кратного) установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу; специальные инструменты и специальные приспособления, сменное оборудование независимо от их стоимости; специальная одежда, специальная обувь независимо от их стоимости и срока службы и др.
· незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства (НЗП);
· незавершенное производство представляет собой продукцию, не законченную производством и подлежащую дальнейшей обработке;
· расходы будущих периодов, т.е. затраты на освоение новой продукции, плата за подписные издания, оплата на несколько месяцев вперед арендной платы и др. Эти расходы списываются на себестоимость продукции в будущих периодах;
· фонды обращения, т.е. совокупность средств, функционирующих в сфере обращения; (готовая к реализация продукция, находящаяся на складах предприятия; продукция отгруженная, но еще не оплаченная покупателем; денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке, а так же средства, находящиеся в незаконченных расчетах (дебиторская задолженность).
Оборотные средства постоянно совершают кругооборот, в процессе которого проходят три стадии: снабжение, производство и сбыт (реализация). На первой стадии (снабжение) предприятие на денежные средства приобретает необходимые производственные запасы. На второй стадии (производство) производственные запасы вступают в производство и, пройдя форму незавершенного производства и полуфабрикатов, превращаются в готовую продукцию. На третьей стадии (сбыт) происходит реализация готовой продукции и оборотные средства принимают денежную форму.
Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости.