Рассмотрение уголовных дел, связанных

С незаконным оборотом наркотических средств

При производстве по уголовному делу подлежит доказыванию событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления).

Б. признан виновным в приготовлении к незаконному сбыту психотропного вещества в крупном размере - амфетамина, массой 38 гр., в покушении на незаконный сбыт психотропного вещества в крупном размере - амфетамина, массой 25,1 гр., а также незаконном приобретении, хранении без цели сбыта психотропного вещества в крупном размере - амфетамина массой 12,9 гр.

Действия Б. квалифицированы судом первой инстанции по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, ч. 2 ст. 228 УК РФ.

Описывая преступные действия Б. в части незаконного приобретения психотропного вещества, суд указал, что он, осуществляя умысел, направленный на совершение незаконных сделок в сфере незаконного оборота психотропных веществ, связанных с их незаконным приобретением, хранением с целью сбыта, а также для личного потребления, в период до 23 мая 2013 г., находясь в м/р «Железнодорожный» Дзержинского района г. Перми, незаконно приобрел у неустановленного следствием лица психотропное вещество - амфетамин, массой не менее 94,1 гр., часть которого передал С., а остальную часть в количестве 12,9 гр. оставил для своего личного потребления и продолжал хранить у себя дома, где данное вещество было изъято в ходе обыска.

В нарушение требований ст. 307 УПК РФ судом не установлены и в приговоре не отражены время, способ и обстоятельства незаконного приобретения Б. психотропного вещества, каких-либо доказательств в обоснование этого судом в приговоре также не приведено. При таких обстоятельствах осуждение Б. за незаконное приобретение психотропного вещества исключено из приговора, постановлено считать его виновным в незаконном хранении психотропного вещества без цели сбыта в крупном размере, в связи с чем снижено наказание как по ч. 2 ст. 228 УК РФ, так и наказание, назначенное по совокупности преступлений.

Постановление президиума

от 11 апреля 2014 г. № 44у-49

Действия лица, связанные с незаконным хранением наркотического средства без цели сбыта при себе и по месту жительства, судом ошибочно квалифицированы как два самостоятельных преступления.

По приговору К. признан виновным в незаконном сбыте 6 февраля 2013 г. наркотического средства - героина, массой 0,476 гр.; в покушении 7 февраля 2013 г. на незаконный сбыт наркотического средства в значительном размере - героина массой 0,753 гр.; в незаконном хранении в период до 7 февраля 2013 г. без цели сбыта наркотического средства в значительном размере - героина, массой 1,307 гр. при себе, а также в незаконном хранении без цели сбыта в своем жилище наркотического средства в значительном размере - героина, массой 0,518 гр.

За совершение указанных действий он осужден ч. 1 ст. 228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы, по ч. 1 ст. 228 УК РФ (2 преступления) к 2 годам лишения свободы за каждое, в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ к 9 годам лишения свободы, в силу ст. 70 УК РФ к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии особого режима.

Изменяя приговор в отношении К. в части осуждения по двум составам преступлений, квалифицированных по ч. 1 ст. 228 УК РФ, президиум указал следующее.

Из предъявленного К. обвинения и из материалов дела усматривается, что действия К. выразились в незаконном хранении наркотического средства (героина) без цели сбыта в значительном размере как при себе (1,307 гр.), так и по месту жительства (0,518 гр.).

Таким образом, изначально умыслом К. охватывалось незаконное хранение наркотического средства без цели сбыта в значительном размере в двух местах хранения, в связи с чем, действия К. подлежат квалификации как одно преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228 УК РФ.

Учитывая изложенное, президиум квалифицировал действия осужденного К. в отношении героина, массой 1,307 гр. и массой 0,518 гр., по ч. 1 ст. 228 УК РФ, как единое преступление - незаконное хранение наркотического средства без цели сбыта в значительном размере. С учетом уменьшения объема обвинения наказание снижено.

Постановление президиума

от 21 марта 2014 г. № 44у-34

Нахождение наркотического средства, полученного от сбытчика, у посредника для передачи его приобретателю не требует дополнительной квалификации как незаконное хранение без цели сбыта.

В тех случаях, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными органами в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», содеянное следует квалифицировать как неоконченное преступление, так как в этих случаях происходит изъятие наркотического средства из оборота.

И. признан виновным в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотического средства героин массой 1,99 гр., то есть в значительном размере, и осужден по ч. 1 ст. 228 УК РФ.

Дело рассмотрено в особом порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ.

Из предъявленного И. обвинения следует, что он оказал содействие иным лицам в незаконном приобретении наркотического средства без цели сбыта в значительном размере, кроме того, в отношении И. проводилось оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка» с участием Х., все приобретенное И. наркотическое средство изъято из незаконного оборота сотрудниками полиции.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции указал, что умысел И., действующего в интересах иных лиц, был направлен на передачу приобретенного наркотического средства, а не на его хранение, нахождение у И. наркотического средства, приобретенного для иных лиц, не требует дополнительной квалификации, кроме того, в результате проведенного оперативно-розыскного мероприятия наркотическое средство изъято из оборота, следовательно, содеянное не может быть квалифицировано как оконченное преступление.

Данные обстоятельства не требовали исследования и оценки доказательств, собранных по уголовному делу, поэтому действия И. квалифицированы по ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228 УК РФ как пособничество в покушении на незаконное приобретение без цели сбыта наркотических средств в значительном размере, наказание снижено.

Апелляционное постановление

от 14 января 2014 г. № 22-237

Содеянное следует квалифицировать как неоконченное преступление в случае, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе любого оперативно-розыскного мероприятия (не только проверочной закупки, но и например, наблюдения).

Из обвинения, с которым согласилась К., следует, что она 3 января 2013 г. договорилась с лицом, дело в отношении которого выделено в отдельное производство, о незаконном приобретении наркотического средства для личного употребления. В условленном месте ею, в ходе проведения сотрудниками правоохранительных органов оперативного мероприятия «наблюдение», было незаконно приобретено наркотическое средство в крупном размере, героин массой 2,564 гр., который в тот же день был изъят работниками правоохранительных органов у К. в ходе ее личного досмотра, а также в ходе осмотра автомобиля, в котором она следовала.

Данные действия К. суд квалифицировал как оконченное преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ, то есть незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере. Суд апелляционной инстанции оставил приговор без изменения.

Изменяя судебные решения суда первой и второй инстанций, президиум указал следующее.

Как усматривается из рапортов оперуполномоченных УФСКН России по Пермскому краю, постановления о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю и отражено в обвинении, 3 января 2013 г. в отношении К. проводилось оперативно-розыскное мероприятие «наблюдение». В ходе него было установлено наблюдение за К., которая передвигалась от дома по ул. Геологов, 1 г. Перми к дому по ул. Леонова, 60 г. Перми, далее села на заднее пассажирское сидение автомобиля ВАЗ - 21061, где и была задержана. В ходе личного досмотра у К. было обнаружено и изъято наркотическое средство - смесь, в состав которой входит героин, массой 0,55 гр., в ходе проведения досмотра указанного автомобиля на заднем пассажирском сиденье было обнаружено и изъято наркотическое средство - смесь, в состав которой входит героин, массой 2,014 гр., принадлежащий К.

Таким образом, приобретение осужденной наркотических средств фактически было осуществлено в ходе оперативно-розыскного мероприятия, проводимого представителями правоохранительных органов, а приобретенные К. наркотические средства были изъяты сотрудниками правоохранительных органов из незаконного оборота.

По смыслу закона в тех случаях, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых представителями правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», содеянное следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 УК РФ и соответствующей части статьи, предусматривающей ответственность за незаконный оборот наркотических средств, поскольку в этих случаях происходит изъятие наркотического средства из незаконного оборота.

При таких обстоятельствах действия К. президиумом квалифицированы по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 228 УК РФ как покушение на незаконное приобретение без цели сбыта наркотического средства в крупном размере. Осуждение К. за незаконное хранение наркотического средства в крупном размере из судебных решений исключено, поскольку из предъявленного К. обвинения усматривается, что она на такси подъехала к месту приобретения наркотика, таким же образом намеревалась вернуться в больницу, то есть ее умысел не был направлен на хранение наркотического средства, поскольку она была задержана непосредственно после его приобретения.

Постановление президиума

от 5 мая 2014 г. № 44у-52

Действия оперативных сотрудников, связанные с дальнейшим проведением оперативно-розыскных мероприятий с целью документирования преступной деятельности лица, не вызванные необходимостью, поскольку проводились вновь в отношении одного и того же уже известного правоохранительным органам лица, а не с целью выявления канала поступления наркотических средств осужденному, а также установления иных лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, свидетельствуют о провокации со стороны оперативных сотрудников.

Как установлено судом и отражено в приговоре, 8 июля 2010 г. К. с помощью В. незаконно сбыл 0,392 гр. героина И., действовавшему в рамках оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка», и 9 июля 2010 г. этому же лицу сбыл 0,408 гр. героина, однако умысел не довел до конца по независящим от него обстоятельствам, так как в обоих случаях наркотическое средство было изъято сотрудниками правоохранительных органов в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка». Содеянное К. судом квалифицировано как единое преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, то есть как покушение на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере.

Изменяя данное судебное решение, президиум указал следующее.

Осуждение К. за незаконный сбыт наркотического средства 8 июля 2010 г. является обоснованным, поскольку его вина установлена доказательствами, исследованными в судебном заседании, подробное изложение содержания и анализ которых приведены в приговоре.

Вместе с тем, суд при рассмотрении дела, исследуя обстоятельства проведения проверочной закупки от 9 июля 2010 г., не учел положения уголовно-процессуального закона о необходимости обоснования приговора допустимыми доказательствами, что повлияло на правильность принятого итогового решения по делу.

Из постановления о проведении проверочной закупки от 8 июля 2010 г. следует, что поводом для принятия решения о проведении данного оперативно-розыскного мероприятия послужило наличие информации о причастности неустановленного лица по имени «Олег», действующего совместно с иными лицами, к незаконному сбыту наркотического средства героин. В результате проведения 8 июля 2010 г. проверочной закупки в отношении осужденного оперативная информация подтвердилась, установлен факт незаконного сбыта осужденным наркотического средства - героин массой 0,392 гр. И.

Таким образом, выявив факт незаконного сбыта К. наркотического средства, сотрудники правоохранительных органов, вопреки целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, не пресекли его действия, а вновь 9 июля 2010 г. на основании постановления о проведении проверочной закупки, принятого по тем же мотивам, что и постановление от 8 июля 2010 г., привлекли к участию в оперативно-розыскном мероприятии в качестве покупателя И. и провели аналогичную проверочную закупку.

В этом случае действия оперативных сотрудников не были вызваны необходимостью, поскольку повторное оперативно-розыскное мероприятие проводилось в отношении уже известного им лица - К., при отсутствии новых оснований для его осуществления. Фактически повторная проверочная закупка преследовала ту же цель - документирования фактов преступной деятельности К., и не была направлена на выявление канала поступления наркотических средств осужденному либо установление иных лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств. Каких-либо новых результатов в ходе данного мероприятия достигнуто не было. Таким образом, действия оперативных сотрудников во втором случае, по сути, создавали условия для дальнейшей противоправной деятельности К. Законные основания для проведения в отношении него повторного оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» отсутствовали.

В соответствии с положениями ст. 75 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Такие доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения.

В связи с тем, что вывод суда о виновности К. в покушении на незаконный сбыт наркотического средства И. 9 июля 2010 г. основан на недопустимых доказательствах, осуждение его за совершение указанных действий подлежит исключению из приговора.

С учетом исключения из осуждения К. преступления, связанного с покушением на сбыт наркотического средства 9 июля 2010 г., президиум его действия, совершенные 8 июля 2010 г., переквалифицировал с ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 377-ФЗ, как покушение на незаконный сбыт наркотического средства.

Постановление президиума

от 28 февраля 2014 г. № 44у-22

Наши рекомендации