Цена спроса – предельная полезность, выраженная в деньгах
12 слайд – Потребительские предпочтения.
Потребительские предпочтения характеризуются следующими правилами (аксиомами):
· Аксиома полной упорядоченности. Потребитель способен ранжировать все наборы товаров и услуг с точки зрения их значимости, предпочтительности для него (предпочтителен или безразличен).
· Аксиома транзитивности. Потребитель последователен в своих предпочтениях. Если он предпочитает товарный набор А товару В, а набор В набору С, то он предпочтёт набор А набору С.
· Аксиома ненасыщения. Потребитель предпочитает большее количество блага меньшему количеству, если это не требует отказа от других благ.
13 слайд– Кривые безразличия.
Потребительские предпочтения можно выразить графически в виде кривых безразличия.
Кривая безразличия – линия, которая показывает, такие наборы двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбирать, т. к. они имеют одинаковую общую полезность.
Кривые безразличия воплощают в себе субъективную информацию о предпочтениях, отдаваемых потребителем продукту А или В.
График.
14 слайд – Карта безразличия.
Некоторый набор кривых безразличия представляет собой карту безразличия. Каждая кривая на этой карте соответствует своей, отличной от других величине совокупной полезности: чем дальше отстоит от начала координат, тем большую совокупную полезность она в себе несет.
График.
15 слайд – Свойства кривых безразличия.
Первое свойство. Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем большим уровнем полезности она обладает.
Второе свойство. Кривые безразличия не пересекаются.
Третье свойство. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, поскольку при уменьшении блага У необходимо увеличить благо Х, чтобы общая полезность не изменилась.
Четвертое свойство. Кривые безразличия являются вогнутыми, что объясняется уменьшающейся предельной нормой замены одного блага другим.
16 слайд – Предельная норма замещения.
Предельная норма замещения (MRSxy) —величина, определяющая количество данного одного товара, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения другого товара на единицу, оставшись на той же кривой безразличия, т. е. в пределах одной общей совокупной полезности. При этом происходит замещение одного товара другим, а интенсивность замещения как раз показывает предельная норма замещения.
Предельную норму замещения вычисляют по формуле:
где и изменение соответствующих благ. Она всегда меньше 0.
Также предельная норма замещения может быть определена через отношения предельных полезностей товаров и :
17 слайд – Бюджетные линии.
Если кривые безразличия отражают желания потребителей, то бюджетная линия отражает его возможности. Эти возможности ограничены доходом потребителя. Поэтому бюджетную линию в техническом смысле можно назвать бюджетным ограничением или границей потребительских возможностей.
Т. о. бюджетные линии показывают все возможные комбинации любой пары продуктов, которые могут быть приобретены потребителем при данных ценах на продукты и данной величине его дохода.
18 слайд – График бюджетной линии.
Уравнение бюджетной линии имеет следующий вид:
Где:
- денежный доход (та его часть, идущая на потребительские траты)
- цена конкретного товара
- цена всех прочих товаров
- количество приобретаемого товара
- количество приобретаемых прочих товаров
19 слайд – Свойства бюджетных линий.
· Изменение дохода. Увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо; уменьшение денежного дохода смещает его влево.
· Изменение цен. Увеличение цен смещает влево. Уменьшение цен – вправо.
Если доход и цена одного из продуктов неизменны, а цена другой продукт изменяется, то происходит сдвиг либо нижней части бюджетной линии, либо верхней.
20 слайд – Оптимум или равновесие потребителя.