Структурные изменения в производстве обработанных товаров
Одна из существенных тенденций мирового хозяйства – достаточно быстрое изменение места главной сферы материального производства – обрабатывающей промышленности. С 70-х годов отмечается ясно выраженная тенденция сокращения доли обрабатывающей промышленности в ВМП.
Процесс понижения доли обрабатывающей промышленности в странах Запада получил название деиндустриализации. Этот процесс затрагивает, прежде всего, старые промышленные страны. Начался он с США в середине 60-х годов. Уменьшение доли обрабатывающей промышленности в значительной мере отражает снижение текущих цен на ее продукцию по сравнению со сферой услуг. Особенно это наблюдается в западных странах, где доля обрабатывающей промышленности в занятости значительно сократилась, что отражает более высокую производительность труда в этой отрасли.
Деиндустриализация не свидетельствует об ослаблении обрабатывающего сектора и хозяйства в целом, но она порождает трудности в занятости рабочей силы. Структурные изменения могут способствовать усилению конкуренции импортных товаров.
Несмотря на непрестанные колебания экономической конъюнктуры в производстве обработанных товаров происходят постоянные структурные изменения. Каждая из отраслей обрабатывающей промышленности далеко не в одинаковой степени впитывает в себя результаты научно- технических достижений и учитывает спрос на макроуровне.
НТП способствовал ускоренному развитию такой комплексной и чрезвычайно разнообразной отрасли производства как машиностроение иметаллоообработка, где за последние десятилетия было внедрено немало новых технологических процессов. С одной стороны, они усилили диспропорциональность ее отдельных отраслей, а с другой – способствовали увеличению совокупного объема производства.
Машиностроение занимает ведущие позиции в технологическом прогрессе. Расходы на НИОКР там превышают половину всех расходов на промышленные исследования в большинстве индустриальных стран, а их доля по отношению к валовым капиталовложениям повышается.
В международной статистике машиностроение делится на пять секторов: металлопродукты, неэлектрическое машиностроение, электромашиностроение, транспортное оборудование и точные инструменты.
Самыми высокими темпами растут отрасли электроники и телекоммуникационной техники. Мировое производство продукции электроники достигло почти 6 % ВМП. 1/3 этой продукции составляют ЭВМ и программное обеспечение. В основном она сосредоточена в промышленно развитых странах и в первую очередь в США.
Телекоммуникационная продукция превышает 4% ВМП. Это ставит ее производство и электронику в один ряд с крупнейшими отраслями – автомобилестроением, производством электроэнергии, аэрокосмическим и нефтехимическим производствами. Быстрое развитие электроники и телекоммуникационной продукции – один из главных сдвигов в мировом машиностроении в последнее десятилетие.
Ускоренные темпами увеличивается производство транспортных средств и продукции промышленного и сельскохозяйственного машиностроения. В связи с возрастанием спроса на химические товары примерно такая же ситуация отмечается и в химической промышленности. Объем производства постоянно увеличивается, при этом большая часть продукции представляет собой новые изделия, появившиеся в результате НТП. Номенклатура поступающих на мировой рынок химических товаров удваивается каждые 7-9 лет.
Высокими темпами в последние три десятилетия растет производство металлов, причем проявляется неравномерность выпуска различных металлов. Значительное отставание черной металлургии от цветной. Производство черных металлов увеличивается незначительно.
Высокий уровень производства наблюдается в деревообрабатывающей промышленности. Относительно низкими темпами развивается пищевая промышленность. Ее доля сократилась.
Ни одна из основных отраслей легкой промышленности, за исключением бумажной и полиграфической, не достигает среднего уровня обрабатывающей промышленности в целом. Старые, традиционные отрасли промышленности – текстильная, швейная, обувная сокращают свою долю. Замедление темпов этих отраслей предопределило значительное снижение удельного веса легкой промышленности в общем производстве обрабатывающих отраслей.
Характерной чертой структурных изменений в производстве обработанной продукции стало повышение удельного веса наукоемких отраслей. К ним обычно относят производства, в которых доли расходов на НИОКР, численность научно-технического персонала примерно вдвое превышают средние показатели по промышленности в целом.
Это такие отрасли, как электроника, авиаракетная промышленность, коммуникационное оборудование, электромашиностроение, фармацевтика, научные инструменты. Отрасли средней и низкой наукоемкости растут низкими темпами. Они, как правило, относятся к трудоемким или капиталоемким производствам.
Производство обработанных товаров имеет высокую концентрацию по отдельным странам. Так, например, десять стран-производителей сосредоточивают 87% мирового выпуска станков. В производстве некоторых видов продукции уровень концентрации еще выше, в частности США и Япония обеспечивают 83% производства полупроводников.
Признанными мировыми лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония, ФРГ, на долю которых приходится более 60% производства машин и оборудования и примерно такая же часть экспорта этих видов продукции из промышленно развитых стран.
Крупными экспортерами машин и оборудования в этой группе государств являются также Франция, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария.
Растет экспорт машинно-технических изделий из развивающихся государств (главным образом из НИС). Сингапур, Тайвань, Республика Корея входят в первую десятку мировых экспортеров электроники. Ощутимые успехи достигнуты экспортами из развивающихся стран в поставках на мировой рынок автомобилей (Республика Корея, Бразилия, Мексика и др.), самолетов (Бразилия, Аргентина), судов (Республика Корея, Бразилия, Тайвань и др.), а также электрооборудования, некоторых видов вооружений и других технически сложных видов готовой продукции.
Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте машин, оборудования и транспортных средств составляет 3-5%.