Михаил Кузьмич Янгель (1911-1971)
Выдающиеся создатели РКТ.
Цель ЛР: познакомиться с основными создателями РКТ (ракетно-космической техники), их биографией и их разработками.
Защита ЛР будет проходить следующим образом: я показываю фотографию, вы говорите мне, кто это и что он сделал для РКТ.
Минимум надо знать то, что выделено жирным шрифтом!!!
РВСН – ракетные войска стратегического назначения
ЗУР – зенитные управляемые ракеты
БРДД – баллистические ракеты дальнего действия
БРПЛ – баллистические ракеты подводных лодок
ЗРК – зенитный ракетный комплекс.
Сергей Павлович Королёв (1906-1966)
Выдающийся ученый и конструктор, внесший определяющий вклад в развитие ракетно-космической техники. С ранних лет интересовался авиацией, еще в период обучения в вузе начал работать в области ракетостроения.
Арестован по ложным обвинениям в том, что разработки ракетной техники велись якобы без достаточных теоретических оснований, что допустил вредительство при создании ракеты "212"; Военной коллегией Верховного Суда (под председательством Ульриха) приговорен к 10 годам лагерей с поражением в правах и конфискацией имущества (27.IX.38). В 1939 г. направлен в район Магадана на золотые прииски, где его, погибающего от истощения, заметил (ранее знакомый с ним) бывший директор авиазавода № 156 Михаил Александрович Усачев (отбывавший 15 лет лагерей после гибели В. П. Чкалова); воспользовавшись личным авторитетом среди заключенных, Усачев спас его от гибели (в начале 1960-х гг. Усачев работал заместителем главного инженера в КБ Королева). В начале марта 1940 г. дело Королева С.П. опять было направлено на доследование, но было подготовлено повторное ложное обвинительное экспертное заключение комиссии (которой, как и в первый раз, руководил Костиков), постановлением Особого совещания НКВД (под председательством Л. Берии) был приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей (10.VII.1940). Ходатайства депутатов (Громов и др.) о его освобождении оставлены без удовлетворения.
Из обвинительных заключений экспертной комиссии Королев С.П. узнал об успешном испытании в апреле 1940 г. ракетопланов, над которыми работал с 1935 г. Написал письмо Сталину (13.XII.40), в котором обосновал важное военное значение проводившихся им работ по ракетным самолетам и свою невиновность. По ходатайству А.Н. Туполева, ему разрешили работать в Особом техническом бюро НКВД (начальник — А.Н. Туполев, ОТБ размещалось вначале в Болышево, затем переведено в Москву); в этом же КБ (впоследствии ЦКБ-29 НКВД) работали сотни других высококвалифицированных инженеров (среди них конструкторы самолетов Мясищев, Петляков, Поликарпов). После эвакуации в г.Омск работал конструктором и заместителем начальника цеха авиастроительного завода. В 1942 г. переведен в Казань на завод № 16 для работы в специальном КБ (которым руководил также находившийся в заключении В. П. Глушко) над проектом реактивного самолета (первый полет пикирующего бомбардировщика Пс-2 состоялся 1.Х. 1943 г.). Один из разработчиков ракетного двигателя для самолета Ла-7Р. Ознакомлен с указом об освобождении из заключения (9.VII1.1944).
В 1945 г. направлен в Германию для изучения опыта работ по ракетам фон Брауна. Один из создателей ракеты Р-1, с которой началась послевоенная история советской ракетной техники. В январе 1955 г. завершил испытания ракеты Р-5М — стратегической, способной нести ядерный заряд. В 1950-е гг. обратился в Главную военную прокуратуру с просьбой о пересмотре его дела. Обеспечил первый запуск Р-7 (15.V1957), а затем и достижение успешного результата уже на четвертом запуске (21 .VIII.57). Его ракета Р-7 ("семерка") вывела первый ИСЗ и корабль с первым в мире космонавтом Ю.А. Гагариным; вплоть по 1990-е гг. "семерки" успешно работали как на мирный космос, так и для военных нужд. Разработал новую мощную ракету-носитель H1 (для полета человека на Луну)(первый запуск 21.11.1969 г.), летные испытания которой начались уже без него; однако вскоре программа создания этой ракеты была прекращена. В годы секретности публиковал статьи под псевдонимом "профессор К. Сергеев".
Михаил Кузьмич Янгель (1911-1971)
Конструктор, ведущий инженер, помощник главного конструктора, заместитель директора завода на авиационном заводе им. Менжинского в КБ Н.Н. Поликарпова (1935— 1944). Заместитель главного инженера ОКБ А.И. Микояна(1944). Ведущий инженер в КБ В.М. Мясищева (V. 1945). Участвовал в разработке самолета И-153, работе акционерного общества "Амторг" в США. Организовал доводку истребителей И-180, И-185, модификацию самолета По-2. В аппарате Министерства авиационной промышленности (1946—1948). Координировал работы по развитию самолетостроения. Начальник отдела, заместитель главного конструктора СП. Королева; директор, главный инженер НИИ-88 (г. Калининград, Московской области, 1950—1954). Главный конструктор ОКБ-586 (КБ "Южное") (1954—1971).
Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Участвовал в разработке проектов ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12, организовал исследования в области аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950—1954). Возглавлял создание ракетных комплексов Р-12, Р-14, Р-16, Р-36, МР-УР100, Р-36М, космических ракет-носителей "Космос", "Космос-2", "Циклон-2", "Циклон-3", ракетного блока лунного корабля комплекса Н1 -ЛЗ, космических аппаратов "Космос", "Интеркосмос", "Метеор". "Целина" (1954—1971).
Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро "Южное" (1991). Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени. Стипендия его имени в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете. Его именем названы астероид и кратер на Луне, поселок в Иркутской обл., пик на Памире, океанский сухогруз ("Академик Янгель"). Улицы его имени в Москве, Днепропетровске, Байконуре. Установлены памятные бюсты в гг. Железногорске-Илимском (Иркутской обл.), Днепропетровске; на космодромах: Байконур и Плесецк. Почетный житель г. Байконура.