Основные переменные внутренней среды организации

Внутренние переменные организации — трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы и технологию — можно рассмотреть на примере модели процесса производства товаров и услуг.

Представим модель процесса производства товаров и услуг в виде схемы: вход — трансформация — выход.

Комментируя эту модель, нужно отметить, что цель организации производства состоит в обеспечении связи между поставщиками товаров или услуг и потребителями. Сплошные линии на схеме показывают движение товаров и услуг. Пунктирные линии отражают движение информации. Эта информация позволяет определить, насколько хорошо организована работа на предприятии. Самым важным звеном модели является сама трансформация — превращение исходного продукта в конечный.

Основные компоненты процесса производства в обсуждаемой модели — это трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы и технология.

Трудовые ресурсы.

Говоря о профессионализме менеджера, необходимо иметь в виду два аспекта. Первое — он должен знать, что и как нужно делать для того, чтобы наиболее эффективно производить товары или услуги. Соответствующее оборудование рабочего места, методика выполнения работ, техника, обеспечивающая анализ результатов, — все это необходимо для уверенности в том, что производственный процесс протекает эффективно и на должном уровне.

Второе, что нужно знать менеджеру, — сколько работников, каких профессий ему необходимо привлечь. После того, как менеджер приведет в соответствие объемы работ и число работников, он получит возможность определить качество и количество продукции. При расчетах нужно учитывать соответствие продукции стандартам, норму выработки и уровень качества. Для достижения требуемого уровня качества можно применять различные схемы материального поощрения, премии, создание благоприятных условий труда и т.п. Важным звеном в обеспечении производительности труда является надежность персонала. Высокая текучесть кадров и прогулы говорят о низкой надежности персонала и, как следствие, о низкой производительности труда.

Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Управление людьми, которые отличаются высокими предпринимательскими способностями — это высокое искусство, и основа всех прибылен и потерь полностью зависит оттого, какова система оплаты и стимулирования.

Оборудование.

Выделяют три важных качества оборудования — мощность, универсальность и.надежность. Номинальная мощность

— та, на которую было рассчитано устройство при его проектировании. Реальная мощность — это та, с которой устройство фактически работает.

Эффективность оборудования есть отношение реальной мощнсх-ти к номинальной. Универсальность оборудования показывает, насколько легко переналадить оборудование для выполнения какой-либо другой работы. Так, оборудование общего назначения обладает высокой переналаживаемостью, а оборудование специального назначения — низкой. Надежность показывает, насколько долго оборудование может работать в своем первоначальном виде. Увеличение простоев и расходов на текущий ремонт будет свидетельствовать о том, что оборудование имеет низкую надежность. Развитие механизации, стандартизации оборудования, сборочных конвейеров, компьютеризация оборудования имеет большое воздействие на характер обязанностей и задач, квалификацию и содержание работы, в том числе и на управление в целом.

Материальные запасы приобретаются или накапливаются для того, чтобы обеспечить производство товаров и услуг. В нашем случае мы остановимся только на том, что покупается (в приведенной схеме — проходит через вход и затем преобразуется). Существуют три основных вида материальных запасов. Запасы сырья — это запасы материалов, которые накапливаются до процесса производства. Запасы незавершенной продукции накапливаются во время производственного процесса, фактически это незавершенные изделия, которые находятся в производстве. Запасы готовой продукции

— это готовые товары, которые еще не проданы потребителю.

Одна из причин, почему необходимы материальные запасы — обеспечение непрерывности производственного процесса. Вторая причина — обеспечение независимости процесса производства от конъюнктуры рынка, именно это имеют в виду, когда говорят о “резервном запасе”.

Культура организации.

Культура организации, естественно, не существует отдельно от культуры общества. Причем, если речь идет о культуре, например, такой организации, как государство, то она существует в рамках мировой культуры. Однако в данном случае речь идет о культуре организации, как ее внутренней переменной. В последние годы интерес как теоретиков, так и практиков менеджмента к этому вопросу резко усилился. Результатом стало появление многочисленных концепций корпоративной культуры, организационной культуры, внутрифирменной культуры и т.д.

Усиление внимания связано прежде всего с тем, что возросло понимание того влияния, которое культура оказывает на эффективность организации. Успешно развивающиеся компании отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате целенаправленных усилий по развитию духа корпорации.

Анализируя различия в культуре медленно растущих предприятий и быстро растущих предприятии, можно сделать следующие выводы:*

- медленно растущие предприятия являются предприятиями, ориентированными прежде всего на власть и статус. Связанный с этим страх ведет к гнетущей неуверенности, подчеркивается иерархия, затраты энергии и времени на утверждение собственной позиции могут быть существенными. Возможно, эти предприятия должны слишком много заниматься самими собой;

- быстро растущие предприятия, напротив, ориентированы скорее на достижения поставленных задач, сотрудники уверены в себе.

Заключение

В условиях рынка существенно усиливается роль планирования на уровне предприятия. Прежде всего, планирование деятельности предприятий выступает основой их экономической независимости, свободного производства, распределения и потребления ресурсов и товаров. Свободно устанавливаемые конкурирующими субъектами рынка (производителями и потребителями) цены на все товары и ресурсы позволяют предприятиям самостоятельно решать, какие товары и в каких количествах им производить в предстоящем плановом периоде. При этом каждое предприятие стремится к максимизации прибыли за счет удовлетворения своей продукцией покупателей, запросы и требования которых становятся, по сути, будущими планами производства. Е. Болотова отмечает, что планирование позволяет контролировать бизнес и управлять им и предотвращает ситуацию, когда обстоятельства управляют бизнесом

Осуществляя планирование своей деятельности, предприятие уменьшает неопределенность, связанную с функционированием в рыночных условиях. Любое предприятие, работающее в условиях рынка, не обладает точными данными о своем будущем, оно не может предсказать изменения, которые могут произойти во внешней среде. Планируя свою деятельность, оно «проясняет» внутренние и внешние условия деятельности, будущее становится более определенным. Получается, что там, где есть планирование, неопределенность уменьшается. Планирование, как верно утверждает М. Алексеева, становится инструментом преодоления неопределенности.

Внутрифирменное планирование способствует согласованию деятельности всех структурных подразделений. В ходе функционирования предприятия в отдельных его подразделениях могут приниматься решения, слабо увязанные с деятельностью других подразделений, что приведет к возникновению неразрешимых ситуаций. Так, например, может случиться, что отделом сбыта в целях увеличения реализации продукции заключаются договора на объемы поставок, превышающие производственные возможности предприятия. И как бы при этом ни стремились производственники, предприятие не в состоянии будет выполнить заказ, что влечет немало негативных последствий (увеличение задолженности перед заказчиками, выплата неустоек и т.п.). Устранению подобных рассогласований в работе способствует планирование деятельности как предприятия в целом, так и всех его подразделений.

Благодаря планированию, предприятие может выбирать кратчайшие пути рационального использования ограниченных производственных ресурсов, повышения конкурентоспособности, доходности. Любой просчет в распределении ресурсов может стать существенной преградой на пути достижения целей фирмы.

Дальнейшее развитие теории и практики планирования позволят добиться высоких результатов развития страны, улучшить благосостояние ее граждан.


Список литературы

1. Баканов, М.И., Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа. М.И.Баканов — М.: Финансы и статистика, 2006.— 288 с.

2. Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.07.09.

3. "ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА" – Журнал. №4,6, 2007г.

4. "Экономист" – Журнал. №3,8, 2007г, №1,9, 2008г.

Наши рекомендации