Заметь нижеследующие заключительные части всякого приговора


К сожжению
§. Должен быть подвергнут смертной казни путем лишения жизни огнем.

К отсечению головы мечом
§. Должен быть подвергнут смертной казни путем лишения жизни мечом.

К четвертованию
§. Должен быть подвергнут смертной казни путем разрезания и рассечения всего его тела на четыре части, и эти части должны быть повешены и надеты на колья на четырех проезжих дорогах.


К колесованию
§. Должен быть лишен жизни и подвергнут смертной казни путем раздробления членов тела колесом, а после сего должен быть публично положен на колесо.

К виселице
§Должен быть подвергнут смертной казни путем лишения жизни веревкой или цепью на виселице.

К утоплению
§. Должна быть подвергнута смертной казни путем лишения жизни водой.

К погребению заживо
§. Должна быть погребена заживо и пробита колом.


О волочении (к месту казни)
СХСIII. Если при вышеупомянутом окончательном приговоре к смертной казни будет указано, что преступника должно волочить к месту казни, то к остальным частям приговора, указанным выше, должны быть присоединены нижеследующие слова, гласящие: «Должен быть приволочен к месту казни неразумными животными».

О терзании калеными клещами
СХСIV. Если же будет решено, что осужденный перед смертной казнью должен быть подвергнут терзанию калеными клещами, то в приговоре должны стоять нижеследующие слова, гласящие так: «И должен быть публично привезен на телеге к месту казни, и перед окончательной смертной казнью N. терзать его тело калеными клещами и именно таким-то образом».

Оформление приговора о заключении в тюрьму опасного человека
CXCV. На основании расследования истины и наличия достаточных доказательств злонамеренности и решимости на дальнейшую преступную деятельность, присуждено, что В., стоящий в данное время перед судом, должен содержаться в тюрьме, доколе он не представит достаточное надлежащее поручительство и залог, коими земля и люди будут (в отношении его) обеспечены.

О телесных наказаниях, которые, как указано выше, не должны быть связаны с осуждением к смертной казни
СХСVI. Если кто-либо должен быть подвергнут телесным или увечащим наказаниям на основании окончательного несомненного изобличения, происшедшего согласно Нашему настоящему уложению, то судья выносит такой приговор не иначе, как с ведома и по совету законоведов или согласно приказанию вышестоящей власти, в присутствии по меньшей мере четырех заседателей или шеффенов, коих он считает наиболее для того подходящими и которые должны ему при том повиноваться. По долгу своей судейской службы он должен приказать судебному писцу огласить и зачитать его (т. е. приговор) перед судом. В вышеупомянутых случаях судья должен также присутствовать при исполнении приговора палачом. Подобные приговоры должны быть записаны и оформлены писцом, как о том ниже следует.
§. При оформлении непосредственно нижеуказанных приговоров истец должен там, где в подобной статье стоит В., называть имя обвиняемого, а там, где поставлено С., он должен вкратце указывать обстоятельства преступления.

Вводная часть приговора к вышеупомянутым уголовным телесным наказаниям, которые не влекут смерти
СХСVII. На основании тщательного достоверного расследования, произведенного судом согласно уложению императора Карла Пятого и Священной империи, установлено, что В., стоящий в данное время перед судьей, учинил преступное бесчестное деяние С.


ЗАМЕТЬ НИЖЕСЛЕДУЮЩИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ ВСЯКОГО ПРИГОВОРА


Урезание языка
СХСVIII. Должен быть публично выставлен к позорному столбу или в железном ошейнике и подвергнут урезанию языка и затем изгнан из страны впредь до извещения высшей власти о разрешении (вернуться).

Отсечение пальцев
§. Должно публично выставить к позорному столбу, а затем отсечь два пальца правой руки, коими он совершил преступление и согрешил, и изгнать из страны впредь до извещения высшей власти о разрешении (вернуться).


Урезание ушей
§. Должно выставить к позорному столбу, отрезать оба уха и изгнать из страны впредь до извещения высшей власти о разрешении (вернуться).


Сечение розгами
§. Должно публично выставить к позорному столбу и затем высечь розгами и изгнать из страны впредь до извещения высшей власти о разрешении (вернуться).
§. Надлежит заметить (также те случаи), когда преступник наряду с телесным наказанием приговорен возвратить кому-либо его имущество и выдать что-либо из своего собственного имущества. Так было предусмотрено ранее сего при некоторых наказаниях, в частности за лжедонос в статье сто седьмой.


Также за блудодеяние, учиненное женатым человеком с незамужней девкой, что предусмотрено статьей сто двадцатой. Наконец, относительно злостного двоеженства, предусмотренного статьей сто двадцать первой.


Равным образом это относится к некоторым видам кражи и другим неупомянутым случаям, когда будет признано справедливым поступить подобным образом. Как должно быть произведено такое возвращение или предоставление имущества, должно быть в точных выражениях определено, записано, оглашено в приговоре

О форме приговора об освобождении обвиняемого
СХСIХ. Если, согласно настоящему Нашему и Священной империи уложению, какое-либо лицо, взятое по уголовному обвинению, будет по приговору и праву признано подлежащим освобождению, то сей приговор должен быть записан примерно в следующей форме и публично оглашен по приказанию судьи на окончательном судебном заседании, как то предусмотрено статьей девяносто девятой.


СС. Соответственно ближайшей нижеследующей статье о вводной части приговора, судебный писец в написании сего приговора должен указывать вместо А. имя истца, вместо В.- имя обвиняемого и вместо С.- преступление обвиняемого.


ССI. На основании розыска и расследования обвинения в преступлении С., возбужденного А. против В., стоящего перед сим судом, а также ответов обвиняемого и всех необходимых представлений, причем все по сему поводу происходило согласно уложению императора Карла Пятого и Империи, сей, вышеуказанный обвиняемый по окончательному приговору и праву признан свободным от всякого уголовного наказания. В том случае, если истец имел правомерные основания для иска, судья может быть этим побужден распределить и возмещение убытков и издержек, происшедших по причинам, правомерным и честно обоснованным.
Если стороны, сверх того, предполагают предъявить друг другу иск по поводу оплаты убытков, то они должны сделать сие в окончательном гражданско-правовом порядке, предъявив вышеуказанным образом доказательства в том же суде, а если же обвинение осуществлялось по долгу службы тем же, кто по долгу службы возбудил его, то дело должно быть перенесено в надлежащий ближайший высший суд.


ССII. Все судопроизводство и приговор, как было указано по поводу их записей, должны по окончании судебного разбирательства оставаться в суде и сохраняться судом в особом хранилище, дабы можно было обрести это производство (буде в том представится необходимость).
ССIII. Если какой-либо судебный писец не может достаточно уразуметь из предшествующих указаний, каким образом должен он оформлять всякое судебное производство и приговор, то он обязан прежде всего искать разъяснения у своего начальника, а ежели и вышеупомянутый начальник также сего уразуметь достаточно не сможет, то они должны искать совета у иных сведущих лиц.

О судебных издержках в уголовных судах
ССIV. Всякий обладатель судебно-уголовной власти должен установить изрядный и соразмерный порядок в отношении издержек и кормления такого суда, дабы никто не был этим чрезмерно отягощен, и дабы преступник легче вносил надлежащий штраф, и опасение непомерных расходов не препятствовало осуществлению права и справедливости.
Истец, в частности, не должен быть обязан выдавать более семи крейцеров на кормление обвиняемого и караульные деньги страже за день и за ночь. Где же было в обычае брать в таких случаях меньше, там так и должно остаться. Прочие судебные и иные издержки, произведенные на судебное заседание, на содержание шеффенов или судебных заседателей, судебного писца, стражу, тюремщиков, палача и его подручного, должны быть оплачены судом или властями того суда, а не за счет истца.

О том, что судьи не должны брать никакого особого вознаграждения за наказание преступника
CСV. До Нашего сведения дошло, что в иных местах судьи совершают злоупотребления, требуя и взимая с истца особую плату за каждого злодея, подвергнутого уголовному наказанию. Это полностью противоречит службе и достоинству судьи. Подобный судья, получающий свою оплату с каждой головы, может быть за это приравнен к палачу. Посему Мы повелеваем, чтобы все такие судьи не требовали и не брали впредь от истцов никакого вознаграждения.

О том, как надлежит поступить с имуществом бежавшего преступника
ССVI. Если преступник сбежит, то судья должен вызвать двух или трех родичей этого беглеца и в присутствии их и двух судебных шеффенов, не заинтересованных в деле, поручить присяжному судебному писцу описать и точно перечислить все имение и имущество преступника, находящиеся в пределах данного суда, и запретить выдавать что-либо из них преступнику.
Судья при участии двух судебных заседателей вышеупомянутых родичей должен продать то имущество, которое подвержено порче и не может быть сохранено. Вырученные деньги вместе с описью должны быть положены в суд, чтобы впоследствии жена и дети или иные его наследники могли получить все в полной неприкосновенности. Родичам бежавшего должно быть дозволено получить на откуп описанное имущество до того или после того, как оно будет с хранение в суд, если они того пожелают и учинят необходимую аренду и обязательство содержать это имущество в сохранности и не выдавать ничего из него бежавшему, доколе он скрывается и дело его не разрешено.


Однако упомянутые получатели данного имущества должны выдавать из этого имущества необходимое насущное пропитание жене и детям виновного, если он их имеет. Все это должно делаться с ведома и по указанию судьи и вышеупомянутых властей, а судья и власти не должны брать на свои нужды ничего из имущества бежавшего.

О награбленном или украденном имуществе, которое поступило в суд
ССVII. Если в суд принесут украденное или награбленное имущество, а вор не будет обнаружен и схвачен, то уголовный судья должен принять это имущество и верно хранить его, и если кто-либо потребует такое имущество и несомненно докажет, что оно было у него украдено или награблено, то оно должно быть ему возвращено, невзирая на то, что в некоторых местах повелось иначе, ибо то не обычай, но злоупотребление. Если при сем будет допущена ошибка, то судья должен будет немедленно помочь жалобщику добиться своего права. Если же властитель сей местности обладает уголовной и гражданской судебной властью и собрать щеффенов уголовного суда затруднительно, то уголовный судья, дабы уменьшить издержки, должен передать такое дело гражданскому суду, подчиненному той же власти.


Тот, кто пожелает предъявить подобный иск по такому поводу, должен представить этому суду залог с поручительством или, по меньшей мере, дать присягу в том, что если он по сему делу причинит убытки противной стороне, то, он возместит их в размере, назначенном судом. То же должен сделать ответчик, если он желает отстоять права на это имущество.
Если затем истец докажет, что это его имущество и что оно было похищено у него воровским или разбойным путем, то оно должно быть признано принадлежащим .ему по праву и должно быть возвращено ему. Если ответчик решил защищать свое право на спорное имущество перед судом и принял на себя, как указано выше, ответственность за соответствующие издержки и ущерб, а затем, после потери этого имущества, не смог подтвердить присягой, что он приобрел сие имущество, не ведая о его незаконном происхождении, или если будет доказано, что он знал об этом, то такой ответчик должен оплатить в размере, определяемом судом, все судебные издержки и убытки (хотя бы им и были произведены необходимые расходы на арестованное или полученное имущество). Если с ответчик, приобретая утраченное истцом имущество, не ведал об его незаконном происхождении, то каждая из сторон должна сама оплатить свои судебные издержки; истец, получая спорное имущество, если это будет скот должен возместить расходы на его кормление в размере, установленном судом. Если, однако, не окажется ответчика, который бы принял указанные обязательства, то истец, окончательно получая имущество, обязан оплатить соответствующие расходы (если они, как указано выше, были произведены).


ССVIII. Если истец в указанном выше случае достаточно докажет свое право собственности на спорное имущество, но не сможет представить доказательств того, что оно было у него украдено или награблено, а с другой стороны, ответчик не сможет удовлетворительно доказать суду, что он получил и приобрел сие имущество от истца на надлежащем правомерном оснсвании, то надлежит поверить присяге истца (что сие имущество было у него награблено или украдено) и передать ему это имущество таким образом, как было выше указано.


ССIХ. В отношении такого украденного или награбленного имущества не может быть допущена защита путем ссылки на давность. Но, если истец, как указано выше, не предъявил полностью все потребные доказательства, тогда как доказательства ответчика признаны неудовлетворительными, то спорное должно быть возвращено истцу с возложением некоторых издержек и ущерба в размере, определяемом судьей, ввиду недостаточности его доказательств.


СXX.,Если также в указанных выше случаях спорное имущество ввиду необходимости производить кормление скота или по другим причинам не может быть без значительных убытков оставлено в суде до окончательного решения, то по усмотрению всего суда в целом или судьи и двух шеффенов оно должно быть передано той из сторон, которая представит необходимое поручительство, залог или обеспечение в том, что это имущество будет доставлено в суд к судебному заседанию, на котором должно быть заслушано это дело.


Эта сторона должна также в случае проигрыша в суде повиноваться безотказно (решению) относительно главной вещи и убытков и, если такое имущество погибло или было повреждено до окончательного исполнения судебного решения, возместить такую гибель или повреждение по указанию суда. Спорное имущество должно быть передано этой стороне, дабы уменьшить издержки и ущерб и обеспечить такое возмещение.


Если же обе стороны пожелали представить указанное выше обеспечение, то преимущество должно быть предоставлено ответчику. Если же при сем производстве будут возникать сомнения, то надлежит обратиться за указаниями к законоведам и всюду, как то будет предусмотрено в конце настоящего Нашего уложения.


ССХI. Если по поводу вышеупомянутого украденного или награбленного имущества будет задержан человек, имеющий дурную славу и подозрительный, и истец потребует уголовного преследования такого лица или если судья по долгу службы пожелает применить уголовное правосудие против подобных подозрительных людей, то в таких уголовных делах против упомянутых подозрительных лиц надлежит поступать и действовать так, как было ясно установлено ранее в Нашем уложении о подобных случаях уголовного судопроизводства.


ССХII. Каким образом и в каких случаях имеются достаточные доказательства для применения к кому-либо допроса под пыткой по поводу украденного или награбленного имущества, было указано в статье тридцать восьмой и будет указано в ближайшей нижеследующей статье.


ССХIII. Если посредством такого уголовного производства при судебной пытке сыщется награбленное или украденное движимое имущество, то оно должно быть возвращено тому, кто его таким образом утратил, после того как будет удостоверено, что ему принадлежит это награбленное или украденное имущество. При этом не может быть возложено (на истца) никаких других обязательств, кроме оплаты необходимых расходов на прокорм скота, если такие расходы были произведены. Но если кто-либо, чтобы уменьшить издержки и убытки, потребует срочно выдать указанное имущество до того, как будет явно установлено его неправомерное происхождение и то, кому оно принадлежит, то в таком случае надлежит применить гражданско-правовое производство, установленное выше относительно ареста и иска об украденном или награбленном имуществе.


ССХIV. Если потерпевший добром и без принуждения вернет от виновного свое имущество, которое было похищено путем кражи или грабежа и принадлежит ему бесспорно, то он не повинен в том ни перед кем, раз он добыл свое имущество обратно при вышеуказанных условиях. В таком и иных подобных случаях он не может быть принуждаем возбуждать дело вопреки своему желанию. Но если потерпевший не желает возбуждать уголовное дело, то власти тем не менее не должны оправдывать виновного и обязаны наказать его сообразно положению лиц и обычаям.

Каким образом мастеровые должны ставить или чинить виселицы, в коих нуждаются уголовные суды
ССХV. В уголовных судах многих местностей существует обычай, что все плотники, проживающие в пределах, подвластных данному уголовному суду, должны помогать при постройке новой виселицы или при починке старой; это причиняет им неподобающие большие расходы. Такие расходы падают иной раз на того, кто возбудил уголовное обвинение против преступника, чем еще более усугубляется несправедливость.


Мы повелеваем, дабы впредь непосредственные уголовные власти или их представители, если упомянутые власти будут предпринимать и осуществлять постройку новых виселиц, пользовались плотничьими работами только за плату; и пусть власти, заседающие в таком уголовном суде, прикажут палачу или служилым холопам сего суда объявить, если представится необходимость, по городам, рынкам и деревням, где вершится обычно уголовный суд, известный день не позже, однако, чем за четырнадцать дней до сего. Те, что окажутся поблизости или работают на расстоянии не более трех миль от своего домашнего обиталища, должны явиться по сему требованию в назначенное место и время, и никто не должен от этого уклоняться под угрозой штрафа в десять гульденов, кроме как по болезни, которая в спорных случаях должна быть удостоверена присягой.


Уголовный судья должен определить, скольких из числа упомянутых плотников он считает необходимыми для указанной работы. Когда затем определенное судьей количество плотников будет набрано путем установленного судьей жребия, они повинны и обязаны будут выполнять работу во избежание вышеупомянутого штрафа за обычную поденную плату, которая должна быть оплачена господином (сеньором) того же суда, а не за счет истца.
Никто не должен за это позорить, презирать или унижать плотников. А кто станет их за это обвинять, презирать или позорить, тот повинен будет уплатить марку золотом всякий раз, как это случится; половина (штрафа) должна идти властям того суда, коему, подсуден нарушитель, а другая половина - опозоренному, для чего упомянутые власти должны оказать ему законное содействие. Подвергшийся подобному оскорблению должен почитаться и до и после оказания ему правовой защиты не потерпевшим ущерба и урона в своей чести, доброй славе и мастерстве.
ССХVI. Если же подобный нарушитель не может внести назначенную денежную пеню, то он должен быть в наказание заключен в тюрьму, доколе он не принесет оскорбленному надлежащего извинения, что он не хотел тем позорить его чести, и не обяжется впредь избегать подобных оскорблений. Никто не должен защищать или поддерживать такого оскорбителя, иначе он будет подлежать вышеупомянутому денежному взысканию в одну марку золотом.
ССХVII. Если затем пожелают обнести стеной виселицу или плаху, то соответствующие судебно-уголовные власти должны поступать и действовать в отношении потребных для этого каменщиков совершенно таким же образом, как было установлено выше относительно плотников.

Наши рекомендации