Требования охраны труда во время работы
3.1. Требования охраны труда при стоянке поезда на станциях.
3.1.1. При остановке поезда на станции открывать дверь вагона следует только после полной остановки вагона. Открытую дверь необходимо закрепить на фиксатор.
3.1.2. В момент подъема откидной площадки необходимо находиться от нее на безопасном расстоянии. Если откидная площадка не открылась автоматически, то ее следует открыть принудительно, осторожно придерживая рукой. Открытую откидную площадку необходимо надежно закрепить на фиксатор.
3.1.3. Спускаться вниз по подножкам вагона из тамбура следует осторожно, держась обеими руками за поручни, и не отрывать рук до тех пор, пока ноги не коснутся земли. Прыгать с тамбурной площадки или подножки вагона не допускается.
3.1.4. При входе и выходе из вагона необходимо убедиться в надежном креплении поручней входных дверей и откидных площадок, подножек и ступенек вагона. Пластмассовые облицовки стержней поручней должны быть чистыми и не иметь повреждений, приводящих к травмированию кожи рук.
3.1.5. Двери закрывать и открывать следует плавно, без стука, держась за ручки дверей. Закрывать снаружи боковые тамбурные двери, держась за решетку, не допускается.
3.1.6. При открывании дверей тамбура перед началом высадки пассажиров необходимо не допускать присутствия пассажиров и наличия багажа в тамбуре.
3.1.7. При стоянке поезда менее 5 минут и отсутствии посадки и высадки пассажиров следует находиться в тамбуре вагона.
3.1.8. Садиться в вагон после начала движения поезда, а также производить посадку и высадку пассажиров на ходу поезда запрещается.
3.1.9. При необходимости нахождения в проеме открытой двери при движении поезда (для проводников штабного и хвостовых вагонов, в обязанности которых входит провожать железнодорожную станцию до конца платформы и находиться с ручным сигналом в проеме открытой двери) необходимо держаться другой рукой за поручень вагона или специальный кронштейн. Запрещается держаться за пазы, косяки, края, ручки дверей и опираться на стекло двери. Ноги должны стоять на откидной площадке полной ступней.
3.1.10. При переходе из вагона в вагон необходимо убедиться в том, что фартуки переходных площадок и межвагонное суфле не имеют повреждений, угрожающих безопасному проходу. Фартуки переходных площадок должны быть в опущенном положении.
В зимнее время переходные площадки могут быть покрыты льдом и снегом, поэтому по ним следует передвигаться осторожно, становиться на поверхность верхнего фартука площадки всей ступней, а рукой опираться на специальную скобу межвагонного суфле.
3.1.11. В зимнее время тамбуры и переходные площадки вагонов необходимо своевременно очищать от снега и наледи.
3.1.12. При осмотре, очистке подвагонного оборудования и ходовых частей вагона необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
приступать к работе только после ограждения состава и получения разрешения руководителя работ на начало производства работ;
приступать к работе при продолжительности стоянки поезда не менее 10 минут. Подлезать под вагон запрещается;
не отходить от вагона дальше середины междупутья во избежание наезда подвижного состава, проходящего по соседнему пути;
применять пики или ломики с удлиненной ручкой для удаления в зимнее время года льда и снега, мешающих нормальной работе ходовых частей и подвагонного оборудования. Пику, ломик держать на безопасном расстоянии от себя и не направлять их в свою сторону. Использовать для этой цели топорик не допускается. Проводить работу следует, находясь на междупутье, в теплозащитной форменной или специальной одежде, сигнальном жилете, защитных очках и рукавицах;
использовать веник и деревянную палочку при очистке вентиляционных каналов (дефлекторов) аккумуляторной батареи ото льда и снега. Применять металлические предметы не допускается.
Ношение защитных очков при производстве данного вида работ обязательно.
3.1.13. Работники поездной бригады при осуществлении выброса твердых бытовых отходов, шлака, либо иного мусора в установленные места для сбора отходов на станциях, в парках отстоя и формирования пассажирских поездов обязаны при выходе на пути находиться в сигнальном жилете, имеющем маркировку с принадлежностью к организации (ВЧ-8).
3.1.14. Работники поездной бригады в пункте оборота в свободное от дежурства время, согласно графику работы и отдыха, могут покидать свое рабочее место. Выход в город и возвращение проводника на состав осуществляется только через штабной вагон с обязательной регистрацией в «Книге учета выхода проводника в город» в установленном порядке.
Перед выходом в город начальник пассажирского поезда обязан проинструктировать проводника о маршруте безопасного прохода по территории пункта подготовки вагонов и правилах личной безопасности, о категорическом запрете посещения пляжей, бассейнов и других развлекательных и массовых мероприятий.
3.1.15. Во время движения пассажирского поезда торцевые двери тамбуров по концам состава вагонов должны быть закрыты на внутренние запоры («секретки») и на замок под специальный ключ. Проводник хвостового вагона после отправления состава поезда в рейс с начальных станций в пунктах формирования и оборота, а также после отправления состава поезда с промежуточных станций в пути следования, обязан проверить закрытие торцевой тамбурной двери в конце хвостового вагона на внутренний запор («секретку») и на замок под специальный ключ. В случае выявления не закрытой торцевой тамбурной двери – немедленно произвести ее закрытие на внутренний запор («секретку») и на замок под специальный ключ. В остальных вагонах торцевые тамбурные двери не запираются. Боковые тамбурные двери обоих тамбуров запираются на доступный только изнутри вагона замок «секретку», замок под специальный ключ и замок под трехгранный ключ.
Во время движения поезда держать боковые двери незапертыми запрещается.