Виды услуг в международной торговле
К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже услуг относятся:
1. Операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинотехнической продукции. Они фактически представляют собой производственный процесс, совершающейся в сфере обращения и производственного или личного потребления.
Система технического обслуживания формируется до поставки продукции на данный рынок. Она предполагает создание сбытовой сети, пунктов технического обслуживания, издание инструкций по эксплуатации и ремонту изделий, выпуск каталогов запасных частей и проведение других мероприятий
В сфере обращения среди операций технического обслуживания выделяются предпродажный сервис и предпродажная доработка. В сфере потребления техническое обслуживание также включает два вида операций, обслуживание в гарантийный срок и в послегарантийное время.
Следует иметь в виду, что надежность снабжения запасными частями также выступает как важный фактор конкурентоспособности экспортируемых машин и оборудования.
2. В современных условиях во внешнеторговых сделках все видное место занимает торговля инженерно-техническими услугами, получившими общее название инжиниринг. Они представляют собой комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов.
Вся совокупность инжиниринговых услуг может быть разделена на две большие группы:
- услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;
- услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции.
Полный набор услуг и поставок, необходимых для сооружения нового объекта, называется комплексным инжинирингом. Он состоит из нескольких видов инженерно-технических услуг:
а) консультационный инжиниринг – это предоставление услуг по проектированию объекта, проведению технико-экономического обоснования проекта, подготовка торгов, разработка планов строительства и контроль над проведением работ;
б) технологический инжиниринг связан главным образом с передачей заказчику технологии, необходимой для строительства промышленного объекта и его эксплуатации, разработкой проектов по энерго- и водоснабжению, транспорту и т.п.
в) строительный инжиниринг предполагает поставки оборудования, техники и монтаж установок;
г) управленческий инжиниринг означает оказание заказчику услуг по организации производственной структуры и административного руководства предприятием на базе современных достижений в данной области, разработку принципов планирования производства, способов статистического учета и т.д.
Объектами инжиниринга в первую очередь являются вновь разрабатываемые проекты. Среди них наиболее распространенные – промышленные предприятия. Объектами инжиниринга могут быть и отдельные технические, технологические, экономические, финансовые, организационные и другие мероприятия, связанные с повышением эффективности уже функционирующих предприятий во всех сферах народного хозяйства.
Инженерно-консультационные услуги предоставляются в соответствии с заказом заинтересованной стороны и оформляются международным контрактом.
Экспортный инжиниринг осуществляется, как правило, специализированными инжиниринговыми фирмами, а также международными и транснациональными промышленными и строительными компаниями.
Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы промышленно развитых стран. Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80 % мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в нефтедобывающих странах Азии. Второй по важности рынок – Африканский, главным образом Северная Африка. В современных условиях увеличилось проникновение западных инжиниринговых фирм на рынки Восточной Европы, СНГ и Китая.
Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других развитых стран: на Ближнем Востоке – Великобритании и Германии; в Африке – Франции и Великобритании; в Латинской Америке – Канады и Германии. Растет активности на внешнем рынке инжиниринговых фирм Скандинавии, Нидерландов и Швейцарии.
В отличие от инжиниринга, в случае оказания услуг в сфере управления и научной организации производства речь идет о так называемых консультационных услугах. В коммерческой деятельности инжиниринг и консалтинг тесно связаны между собой, поэтому их часто называют консультационно-инжиниринговым обеспечением.
3. Среди сделок типа купли-продажи услуг особое место занимают арендные отношения. Международная аренда – это сдача внаем машин и оборудования иностранному контрагенту. Этот процесс представляет собой одну из форм кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору. Владелец средств производства сдает их арендатору в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение.
Арендные отношения – это взаимовыгодное дело. С одной стороны, сдача внаем машин, оборудования, судов, самолетов и другой техники позволяет арендодателю расширить экспорт производимой продукции при относительном снижении риска потерь от неплатежеспособности заказчика. С другой стороны, аренда дает возможность арендатору снизить масштабы мобилизации финансовых средств, для приобретения необходимой техники, а арендные платежи выплачивать по мере получения прибыли от ее эксплуатации.
В мировой практике различают краткосрочную аренду, или рентинг, предполагающую сдачу оборудования внаем сроком от нескольких часов до одного года, среднесрочную аренду, или хайринг, предоставляемую на срок от года до трех - пяти лет, и долгосрочную аренду, или лизинг, предусматривающую сдачу имущества внаем на три – пять и более лет.
Международный лизинг характеризуется тем, что лизинговая компания и арендатор, лизинговая компания и поставщик или же все три участника сделки находятся в разных странах.
В международной практике существует экспортный и импортный лизинг. В первом случае лизинговая компания закупает оборудование у национальной фирмы и предоставляет его зарубежному арендатору. При импортном лизинге происходит обратное действие - лизинговая компания приобретает оборудование, у иностранной фирмы и предоставляет его в аренду отечественному предпринимателю
Основная часть мирового рынка лизинговых услуг сконцентрирована в «треугольнике» США – Западная Европа – Япония. В Западной Европе в роли арендодателей выступают специализированные финансовые (лизинговые) компании, которые выполняют в основном финансовую роль.
В 75-80% случаев лизинговые компании контролируются банками или являются их дочерними обществами, а в остальных – крупными промышленными компаниями, известными на мировом рынке поставщиками.
В США, наоборот, основная часть лизингодателей – это крупнейшие промышленные концерны и их специализированные компании. В Японии отличительной особенностью является то, что лизинговые компании не ограничиваются финансированием услуг, связанных с арендой. Японские арендодатели часто предоставляют так называемый пакет услуг, который может включать комбинацию купли-продажи, лизинга и займов. Такие услуги получили название комплексного лизинга.
4. К сделкам по купле – продаже услуг относятся туристические услуги. Туристы – это лица, выезжающие за границу и не занимающиеся там оплачиваемой деятельностью. В настоящее время международный туризм получил широкое распространение и стал высокодоходной отраслью экономик многих стран мира.
На мировом рынке туризма различают страны – поставщики туристов и страны, принимающие туристов. К основным лидерам среди направляющих стран относятся: США, Германия, Англия, Бельгия и др. К принимающим странам относятся: Франция, Испания, США, Италия и др. По доходам, получаемым от туризма, лидируют страны: США, Испания, Франция, Италия.
На Европейский регион приходится до 60 % прибыли от туристических услуг и около 50 % всех поступлений от туризма в мире. В Европейском регионе уверенно лидируют южно средиземноморская группа стран: Испания, Италия, Греция, Германия, Бенилюкс, Австрия. На эти страны приходится около 20 % прибыли от международных туристических услуг. Основной контингент туристов это сами европейцы. Центральная и Восточная Европы (Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия) занимает около 11 % мирового рынка туризма.
Азиатско-Тихоокеанский регион, который часто называют туристическим будущего, занимает в настоящее время около 20 % мирового рынка. В последние годы он сумел сместить Американский регион со второй позиции. Лидером среди субрегионов является Северо-Восточная Азия (Япония), за ней следуют Юго - Восточная (Малайзия, Индонезия, Таиланд) и Южная Азия (Вьетнам, Индия, Шри-Ланка).
Американский регион занимает третью позицию на мировом рынке туристических услуг, имея порядка 17 %. Около 75 % прибыли приходится на страны Северной Америки (США, Канада, Мексика).
Относительно более скромное место на современном мировом рынке туризма занимает Африка (ЮАР, Тунис, Марокко и др.) и Ближний Восток (ОАЭ, Саудовская Аравия) - 4 и 2 % соответственно.
Россия в настоящее время занимает 7-е место в мировом рейтинге по посещаемости иностранными туристами (около 3 % всего мирового рынка туризма). Более 80 % посещений России иностранными туристами приходится на крайне ограниченный круг объектов посещения – Москва, Санкт-Петербург и города Золотого кольца.
Однако у России есть большие возможности интенсивно развивать и в дальнейшем сочетать многие вид туризма: познавательный, курортный, деловой, научный, экологический и т. п.