Раздел 4. ХРЕСТОМАТИЯ ПО КУРСУ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО РФ. 21 страница
Следует иметь в виду, что если на этапе предварительного слушания суд выявит препятствия для рассмотрения дела судом, то уголовное дело возвращается прокурору для их устранения. Возврат уголовного дела прокурору в указанных случаях возможен не только по инициативе суда, но и по ходатайству стороны. Перечень обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела судом, установлен ст. 237 УПК РФ. В частности, таковыми являются следующие.
1. Обвинительный акт составлен с нарушениями требований ст. 225 УПК РФ.
2. Копия обвинительного акта не была вручена обвиняемому, за исключением случаев, когда обвиняемый отказался от получения копии обвинительного акта либо не явился по вызову или иным способом уклонился от получения копии обвинительного акта (ч. 4 ст. 222, ч. 3 ст. 226 УПК РФ).
3. Есть необходимость составления обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера.
Такая необходимость возникает в случаях, когда суд признает, что психическое расстройство лица, в отношении которого рассматривается уголовное дело, не установлено или что заболевание лица, совершившего преступление, не является препятствием для применения к нему уголовного наказания (ч. 5 ст. 443 УПК РФ). В таких случаях суд своим постановлением возвращает уголовное дело прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ. Если по такому делу производство предварительного следствия не является обязательным, прокурор направляет его по подследственности для производства дознания с последующим составлением обвинительного акта.
4. Имеются основания для соединения уголовных дел, предусмотренные ст. 153 УПК РФ.
Следует иметь в виду, что новая редакция ч. 3 ст. 153 УПК РФ устанавливает правило, согласно которому соединение уголовных дел производится уже не на основании постановления прокурора, как это было ранее, а на основании постановления руководителя следственного органа. Таким образом, процедура соединения усложнилась - прокурор, получив уголовные дела, обязан направить их руководителю следственного органа для принятия решения о соединении их в одном производстве. Такая позиция законодателя оправданна в случаях, когда в одном производстве соединяются дела, одно из которых расследовалось в форме дознания, а другое - в форме предварительного следствия. Однако, если в одном производстве соединяются два и более уголовных дел, по которым производство предварительного следствия не является обязательным, и таковое не проводилось, участие в данной процедуре руководителя следственного органа, по нашему мнению, является неоправданным.
Согласно ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа наделен процессуальными полномочиями только по отношению к следователям, в том числе и производящим расследование в форме дознания, но не к дознавателям, действующим в пределах своей компетенции. Поэтому представляется целесообразным внести соответствующие коррективы в ч. 3 ст. 153 УПК РФ.
5. При ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемому не были разъяснены права, предусмотренные ч. 5 ст. 217 УПК РФ.
Как уже отмечалось, разъяснение обвиняемому указанных прав является обязанностью лица, в чьем производстве находится дело (следователя, дознавателя), вне зависимости от формы, в которой производилось расследование. В то же время следует отметить, что при производстве дознания обвиняемый может воспользоваться не всеми правами, указанными в ч. 5 ст. 217 УПК РФ.
Так, обвиняемый не может рассчитывать на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, т.к. по всем уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, производство предварительного следствия является обязательным (ч. 2 ст. 150 УПК РФ). Уголовные дела, расследуемые в форме дознания, также не подсудны и коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции, поскольку согласно п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ такой состав суда рассматривает уголовные дела только о тяжких и особо тяжких преступлениях, тогда как дознание производится по уголовным делам небольшой и средней тяжести.
Таким образом, на этапе окончания дознания дознаватель обязан разъяснить обвиняемого только его право ходатайствовать о применении особого порядка судебного разбирательства в случаях, предусмотренных ст. 314 УПК РФ, и о проведении предварительных слушаний в случаях, предусмотренных ст. 229 УПК РФ.
Разъяснение прав обвиняемому не может быть сведено к простому оглашению или предоставлению возможности самому обвиняемому ознакомиться путем прочтения с соответствующими положениями УПК РФ. В каждом случае дознаватель обязан задать вопрос относительно того, понятны ли обвиняемому его права, при необходимости дать дополнительные пояснения, а также выяснить, желает ли обвиняемый ими воспользоваться.
Следует иметь в виду, что ч. 4 ст. 237 УПК РФ, устанавливающая, что производство каких-либо следственных и иных процессуальных действий, не предусмотренных ст. 237 УПК РФ, по уголовному делу, возвращенному прокурору, не допускается, признана не соответствующей ч. 1 ст. 45, ч. ч. 1, 2 ст. 46 и ст. 52 Конституции РФ и, соответственно, не подлежит применению .
В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 также подчеркивается, что после возвращения дела судом прокурор (а также по его указанию следователь или дознаватель) вправе, исходя из конституционных норм, провести следственные или иные процессуальные действия, необходимые для устранения выявленных нарушений, и, руководствуясь статьями 221 и 226 УПК РФ, составить новое обвинительное заключение или новый обвинительный акт.
Еще одним вариантом окончания дознания является прекращение уголовного дела (уголовного преследования), которое представляет собой одну из форм окончания предварительного расследования, в данном случае дознания, без направления уголовного дела в суд. Это возможно в случаях, когда в ходе производства дознания дознаватель получает достаточные доказательства, указывающие на наличие обстоятельств, исключающих возможность или целесообразность продолжения производства по уголовному делу.
Обоснованное и своевременное прекращение уголовного дела (уголовного преследования) исключает возможность привлечения невиновных к уголовной ответственности, применения уголовного наказания к лицам, не представляющим общественной опасности, а также к несовершеннолетним лицам, исправление которых возможно путем применения мер воспитательного воздействия.
С другой стороны, необоснованное прекращение уголовного дела оказывает крайне негативное воздействие на состояние борьбы с преступностью, позволяет преступнику избежать заслуженного наказания, подрывает авторитет органов внутренних дел, нарушает конституционные права граждан, пострадавших от преступлений.
УПК РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований для прекращения уголовного дела (уголовного преследования). Если в ходе производства дознания будет установлено хотя бы одно из обстоятельств, указанных в ст. ст. 24, 25, 27 и 28 УПК России, то, согласно ст. 212 УПК РФ, уголовное дело и уголовное преследование подлежат прекращению.
При этом для различных оснований прекращения уголовного дела (уголовного преследования) УПК РФ предусматривает различные процедуры производства и оформления данных процессуальных действий (решений). Законом установлено 2 вида таких процедур.
1. Уголовное дело (уголовное преследование) прекращается по постановлению дознавателя, копия которого направляется прокурору (ст. 213 УПК РФ).
Такая процедура предусмотрена для случаев, когда установлены обстоятельства, указанные в ст. ст. 24 и 27 УПК РФ (отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, истечение срока давности уголовного преследования, непричастность подозреваемого к совершению преступления, амнистия и др.).
В данном случае уголовное дело и уголовное преследование в отношении подозреваемого, обвиняемого считаются прекращенными с момента вынесения дознавателем соответствующего постановления.
При несогласии с решением дознавателя прокурор вправе отменить постановление дознавателя и возобновить производство по уголовному делу (п. 6 ч. 2 ст. 37, ч. 1 ст. 214 УПК РФ), о чем также выносит постановление.
2. На прекращение уголовного дела (уголовного преследования) в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ) требуется согласие прокурора и заявление потерпевшего или его законного представителя о прекращении дела, а на прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием - согласие прокурора (ч. 1 ст. 28 УПК РФ). Таким образом, до получения согласия прокурора уголовное дело (уголовное преследование) не может считаться прекращенным, и производство дознания продолжается.
Если в уголовном деле имеется несколько подозреваемых (обвиняемых), а основания прекращения уголовного преследования относятся не ко всем из них, то дознаватель вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования в отношении конкретного лица. При этом производство дознания по уголовному делу в целом продолжится (ч. 5 ст. 213 УПК РФ).
Кроме того, прокурор при утверждении обвинительного акта вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения (ч. 2 ст. 226 УПК РФ).
Если в ходе дознания по уголовному делу, возбужденному в отношении несовершеннолетнего, будет установлено, что подозреваемый совершил преступление небольшой или средней тяжести и его исправление может быть достигнуто без применения наказания, то дознаватель вправе с согласия прокурора прекратить уголовное преследование и ходатайствовать перед судом о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия из числа предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ (ч. 1 ст. 427 УПК РФ). Данное решение дознавателя оформляется постановлением и вместе с уголовным делом передается прокурору для согласования и направления по подсудности.
Во всех случаях прекращения уголовного дела (уголовного преследования) дознаватель обязан уведомить об этом заинтересованных участников уголовного судопроизводства. Уведомление осуществляется путем вручения (направления) копии соответствующего постановления. В соответствии с ч. 4 ст. 213 УПК РФ о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) уведомляется лицо, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик. Если уголовное дело прекращено по основаниям, предусмотренным п. п. 2 - 6 ч. 1 ст. 24, ст. 25, п. п. 2 - 6 ч. 1 ст. 27 и ст. 28 УПК РФ, потерпевшему и гражданскому истцу разъясняется их право на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства, что удостоверяется их подписью на постановлении.
В ряде случаев прекращение уголовного дела (уголовного преследования) возможно только при наличии согласия подозреваемого (обвиняемого) и потерпевшего, что должно быть отражено в соответствующем постановлении (ч. 3 ст. 213 УПК РФ).
Применительно к производству дознания такими случаями являются: истечение срока давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ); примирение сторон (ст. 25 УПК РФ); издание акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ); деятельное раскаяние (ст. 28 УПК РФ); применение к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ).
В установленных законом случаях прекращение уголовного дела (уголовного преследования) является основанием возникновения права на реабилитацию, что подразумевает возникновение права на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах (ч. 1 ст. 133 УПК РФ).
Применительно к производству дознания в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ лицо, незаконно (необоснованно) подвергнутое уголовному преследованию, приобретает право на реабилитацию при прекращении в отношении него уголовного дела (уголовного преследования) по следующим основаниям:
1) отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
2) отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
3) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
4) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);
5) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);
6) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).
На основании ст. 134 УПК РФ при прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям дознаватель выносит постановление о признании за лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, права на реабилитацию. Кроме того, дознаватель обязан направить данному лицу извещение, в котором разъясняется порядок возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием. В случае смерти реабилитированного такое извещение направляется наследникам, близким родственникам, родственникам или иждивенцам умершего. Если же дознавателю не удалось установить их место жительства, то указанное извещение направляется им не позднее 5 суток со дня их обращения в органы дознания.
Реабилитация подразумевает возникновение права на возмещение имущественного вреда (заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых лишился реабилитированный в результате уголовного преследования, сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи, и иных расходов); устранение последствий морального вреда, которое выражается в принесении прокурором от имени государства официальных извинений реабилитированному, возможности предъявления в порядке гражданского судопроизводства иска о компенсации морального вреда и др.; восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах .
Постановление дознавателя о прекращении уголовного дела может быть обжаловано в суд в порядке ст. 125 УПК РФ и (или) прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ. Если уголовное дело, по которому вынесено постановление о прекращении, расследовалось в форме дознания следователем Следственного комитета при прокуратуре РФ или следователем органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), то данное решение следователя может быть также обжаловано руководителю соответствующего следственного органа также в порядке ст. 124 УПК РФ.
Если прокурор признает постановление дознавателя о прекращении уголовного дела незаконным или необоснованным, то на основании п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ он вправе отменить его своим постановлением, что означает возобновление дознания. Если аналогичное решение будет принято судом по итогам рассмотрения жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ, то согласно ч. 2 ст. 214 УПК РФ соответствующее постановление судьи (п. 1 ч. 5 ст. 125 УПК РФ) направляется руководителю следственного органа для исполнения. В таком случае решение о возобновлении производства по делу находится в компетенции руководителя следственного органа, а не прокурора. При этом возникает вопрос о форме расследования, в которой должно продолжиться производство по данному делу. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа уполномочен поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям. В отличие от начальника органа дознания, поручение производства дознания выходит за рамки его компетенции, следовательно, дальнейшее расследования уголовного дела должно производиться следователем в форме предварительного следствия.
Принимая во внимание, что на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям требуется согласие подозреваемого (обвиняемого), в качестве заявителя такой жалобы чаще всего выступают потерпевшие, их законные представители и представители. Согласно ч. 2 ст. 125 УПК РФ жалоба может быть подана в суд и через дознавателя либо следователя, производившего дознание. При этом закон устанавливает только сроки рассмотрения и разрешения поступивших жалоб прокурором, руководителем следственного органа и судом , но не устанавливает конкретных сроков, в которые дознаватель (следователь) обязан направить полученную жалобу в суд, что чревато возникновением случаев неоправданного затягивания направления жалобы адресату. Соответственно, представляется целесообразным установить такой срок, обязав дознавателя незамедлительно направить полученную жалобу в суд.
Кроме того, в отличие от ст. 125 УПК РФ, ст. 124 УПК РФ не содержит указаний на то, что жалоба участника уголовного судопроизводства или иного лица, чьи интересы затронуты прекращением уголовного дела, может быть направлена прокурору либо руководителю следственного органа через дознавателя (следователя), что также, на наш взгляд, неоправданно с точки зрения соблюдения права участников уголовного судопроизводства на обжалование действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
Решения дознавателей о прекращении уголовных дел находятся в сфере прокурорского надзора вне зависимости от того, становились ли они предметом обжалования или нет. В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ N 137 от 06.09.2007 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" прокуроры обязаны не допускать направления в органы и подразделения дознания жалоб на действия и решения их должностных лиц, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой жалобы прокурору (заместителю прокурора) предписано выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении, в необходимых случаях принимая меры прокурорского реагирования. О принятом по жалобе решении уведомлять заявителей, разъясняя порядок его обжалования.
Законность и обоснованность решений о прекращении уголовных дел, уголовного преследования в органах дознания должны проверяться уполномоченными должностными лицами прокуратуры ежемесячно.
В данном Приказе особо подчеркивается, что согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. ст. 25 и 28 УПК РФ, а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия возможно только после тщательного изучения прокурорами всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ. Прокурорам предписано проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.
Если прокурор признает постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным в соответствии со ст. 214 УПК РФ, то он обязан безотлагательно отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования с учетом объема производства необходимых следственных действий. При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту.
Если прокурору поступит информация о поступлении в суд жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ на постановление дознавателя о прекращении уголовного дела, то прокурор обязан незамедлительно истребовать от дознавателя материалы, относящиеся к обжалуемому действию и осуществлять его проверку. Кроме того, прокурорам предписано устранять выявленные нарушения, в том числе отменять необоснованные, незаконные постановления дознавателя о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) до рассмотрения жалобы в суде, о чем информировать суд. Участие прокурора в судебном рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ является обязательным.
В случае несогласия прокурора с решением суда об удовлетворении жалобы о незаконном (необоснованном) прекращении уголовного дела (уголовного преследования) он обязан своевременно принимать меры к его обжалованию, а при согласии - к привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения закона.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 41 УПК РФ прекращение уголовного дела (уголовного преследования) может производиться дознавателем и на основании указаний прокурора и начальника органа дознания, которые являются обязательными для исполнения. Однако дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Факт подачи дознавателем соответствующей жалобы не приостанавливает исполнение указаний данных должностных лиц. Если руководитель следственного органа даст указание о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) следователю, осуществляющему расследование в форме дознания, то при несогласии следователя с данным указанием он вправе обжаловать его руководителю вышестоящего следственного органа, при этом обжалование приостанавливает его исполнение (ч. 3 ст. 39 УПК РФ). На основании ст. 123 УПК РФ указания начальника органа дознания, руководителя следственного органа и прокурора могут быть обжалованы и в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.
Требования к постановлению дознавателя о прекращении уголовного дела и уголовного преследования установлены ст. 213 УПК РФ. В частности, в данном документе указываются дата и место его вынесения; должность, фамилия, инициалы дознавателя, его вынесшего; обстоятельства, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; пункт, часть, статья УК РФ, предусматривающие преступление, по признакам которого было возбуждено уголовное дело; результаты дознания с указанием данных о лицах, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование; применявшиеся меры пресечения; пункт, часть, статья УПК РФ, на основании которых прекращаются уголовное дело и (или) уголовное преследование; решение об отмене меры пресечения, а также наложения ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля и записи переговоров; решение дознавателя о вещественных доказательствах; порядок обжалования данного постановления. В случаях, когда в соответствии с УПК РФ прекращение уголовного дела допускается только при согласии подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего, наличие такого согласия отражается в постановлении.
Дознаватель обязан вручить либо направляет копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику.
В случаях прекращения уголовного дела по основаниям, указанным в п. п. 2 - 6 ч. 1 ст. 24, ст. 25, п. п. 2 - 6 ч. 1 ст. 27, ст. 28 УПК РФ данное процессуальное действие дознавателя не лишает возможности потерпевшего, гражданского истца на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства, что должно им быть разъяснено дознавателем.
Если основания прекращения уголовного преследования относятся не ко всем подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, то дознаватель в соответствии со ст. 27 УПК РФ выносит постановление о прекращении уголовного преследования в отношении конкретного лица. При этом дознание по уголовному делу продолжится.
Таким образом, единственным документом, с которым знакомятся участники уголовного судопроизводства (в первую очередь имеются в виду подозреваемый, обвиняемый, их защитники, законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик), является постановление дознавателя о прекращении уголовного дела, которое содержит достаточно детальное описание хода и основных результатов дознания. Вместе с прекращением уголовного дела прекращаются и процессуальные статусы участников уголовного судопроизводства. Так, бывший обвиняемый уже не может воспользоваться своими правами, предусмотренными п. п. 12, 13 ч. 4 ст. 47 УПК РФ: знакомиться по окончании дознания со всеми материалами уголовного дела и выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе и с помощью технических средств (ст. 46 УПК РФ вообще не предусматривает таких прав для подозреваемого), потерпевший также не может воспользоваться своими правами, указанными в п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК РФ.
На наш взгляд, невозможность ознакомления участников уголовного судопроизводства (теперь уже бывших) со всеми материалами уголовного дела и непредоставление им возможности копирования данных материалов нарушает их право на обжалование действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Обстоятельства, излагаемые в постановлении о прекращении уголовного дела, приводятся в интерпретации дознавателя, его составившего. Тогда как, например, потерпевший, возражая против прекращения уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления или события преступления, должен, по нашему мнению, иметь возможность на основе изучения и анализа материалов уголовного дела составить собственное мнение о соответствии данных, изложенных в постановлении, процессуальным документам, имеющимся в деле. Соответственно, представляется целесообразным внести поправки в статьи, регламентирующие процессуальные статусы подозреваемого, обвиняемого, их защитников, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, а также в гл. 29 УПК РФ и установить право данных участников уголовного судопроизводства на ознакомление с материалами уголовного дела и их копирование вне зависимости от того, как именно закончилось предварительное расследование: обвинительным актом (обвинительным заключением) или постановлением о прекращении уголовного дела (уголовного преследования).
Направление уголовного дела для передачи по подследственности представляет собой еще один вид окончания дознания. В этом случае оканчивается только дознание, а не расследование в целом, которое продолжается и далее, но уже в форме предварительного следствия. До внесения поправок в положения УПК РФ относительно предельно допустимых сроков производства дознания этот вид его окончания был достаточно широко распространен на практике, поскольку дознаватели нередко не укладывались в данные сроки. Однако данный вид окончания дознания актуален и сегодня.
Необходимость передачи уголовного дела следователю может возникнуть в нескольких случаях.
Во-первых, если судья в порядке ст. ст. 125, 214 УПК РФ направит руководителю следственного органа постановление о признании постановления дознавателя о прекращении уголовного дела незаконным или необоснованным, а руководитель следственного органа, в свою очередь, поручит производство предварительного следствия по данному уголовному делу следователю.
Во-вторых, если дознаватель не сможет окончить производство по уголовному делу в предельно допустимый срок дознания - 6 месяцев или, если по делу направлялся запрос о правовой помощи в компетентные органы другого государства - 12 месяцев.
Подобная ситуация хотя и является маловероятной, но тем не менее возможна. Например, если по уголовному делу назначены экспертизы, занимающие длительное время, особенно повторные или дополнительные, заключения по которым не удалось получить до истечения 6-месячного срока. Или, например, не получен ответ на запрос о правовой помощи, а 12-месячный срок уже истек.
В-третьих, если у дознавателя возникнут сомнения по поводу вменяемости подозреваемого, обвиняемого (если в ходе дознания предъявлялось обвинение).
Как прямо указано в ч. 1 ст. 433 и ч. 1 ст. 434 УПК РФ, по уголовным делам в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, обязательно производство предварительного следствия. В то же время и при производстве расследования в форме дознания у дознавателя могут возникнуть сомнения по поводу вменяемости подозреваемого. В таком случае в соответствии с требованиями п. 3 ст. 196 УПК РФ он обязан назначить судебно-психиатрическую экспертизу, что не противоречит требованиям ч. 1 ст. 223 УПК РФ. Однако если в заключении эксперта будет содержаться вывод о том, что в момент совершения преступления лицо находилось в невменяемом состоянии, то дознаватель обязан передать уголовное дело прокурору для передачи в следственные органы.
В-четвертых, если прокурор даст письменное указание о передаче уголовного дела, находящегося в производстве у дознавателя, в органы предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).
При возникновении вышеуказанных обстоятельств (кроме первого) дознаватель направляет уголовное дело прокурору с постановлением о передаче уголовного дела для направления по подследственности, т.е. для передачи в органы предварительного следствия.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА КАК УСЛОВИЕ
СВОБОДНОЙ ОЦЕНКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В РОССИЙСКОМ
УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Горевой Е.Д., старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики КурскГТУ, кандидат юридических наук.
Козявин А.А., старший преподаватель кафедры Уголовного процесса и криминалистики КурскГТУ, кандидат юридических наук.
В начале 90-х годов прошлого века Россия вступила на путь сложных социально-политических преобразований, имеющих целью формирование правового демократического государства. Важнейшей составляющей данного процесса явилась судебно-правовая реформа, начавшаяся принятием в 1991 г. Верховным Советом РСФСР Концепции судебной реформы. Логическим продолжением стало введение в июле 2002 г. в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, воплотившего новые, демократические подходы к организации системы отправления правосудия по уголовным делам, выработанные отечественной наукой и почерпнутые в международном праве в целом и праве Совета Европы в частности.