Оптимальный выпуск в долгосрочном периоде
MR = LMC –> предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.
Олигополия
Олигополия – отрасль, в которой большая часть сделок совершается несколькими фирмами, любая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Черты олигополии:
1. Число фирм невелико (2 – 25).
2. Товар и стандартизирован и дифференцирован (стандартизированы товары промышленного спроса, дифференцированы товары потребительского спроса).
3. Высокая степень контроля над ценой. Методы контроля над ценами: тайный сговор (скрытое соглашение о распределении рынка или фиксации цен), лидерство в ценах (фирма диктует цену), отсутствие сговора («следование», «игнорирование», конкуренция цен).
4. Преобладают ценовые методы борьбы (+ неценовые).
5. Возможность вступления в рынок ограничена, взаимозависимость продавцов.
Ценообразование: цены негибкие (редко изменяются, а если меняются – то у всех предприятий (согласованные действия или тайный сговор)).
Модели поведения фирмы.
Дуополия (модель А. Курно). Реакция фирмы А на поведение В: если В снижает цену, то А – тоже (боязнь потерять клиентов); если В повышает цену, А игнорирует (захват потребителей фирмы В).
Сговор (картель) фиксация цен (предотвратить продажу другими, квоты).
Лидерство в ценах (молчаливое тайное соглашение) – крупное предприятие меняет цены, а другие следуют за ним (корректировка редко).
Реакция «следования» (D₁D₁) (понижение цены 1 фирмы приводит к понижению цены 2 фирмы).
Реакция «игнорирования» (D₂D₂) - когда спрос более эластичен. При понижении цены конкурент будут следовать, не давая увеличивать объём продаж за свой счёт другими. При повышении цены – игнорировать (кривая спроса олигополиста ломается в точке P).
Поведение олигополиста: максимальная прибыль от реакции конкурентов (учёт при цене и объёме), фирма: соперничество (ценовая война -> cнижение цен), отрасль: соглашение (явное и молчаливое).
Значение олигополии неоднозначное. Она близка к монополии (по структуре). Особая роль в развитии НТП. В регулировании этой рыночной структуры отводится государству и правовой базе.
Монополистическая конкуренция– это тип рынка, на котором продукция представлена большим числом товаропроизводителей, товар на котором дифференцирован (похожие, но не схожие товары).
Отличительные черты монополистической конкуренции:
1. Число фирм достаточно большое (более 25).
2. Невозможен тайный сговор.
3. Дифференциация продукта.
4. Ограничен контроль над ценой.
5. Лёгкий вход и выход на рынок.
6. Неценовая конкуренция преобладает.
Эта конкуренция формирует «неценовые предпочтения» у потребителей. Продукция даёт прибыль при учёте: цены, рекламы и конкурентоспособности. Формы дифференциации продукта (качество, услуги и условие продаж, размещение и доступность, стимулирование сбыта и упаковки).
Спрос на продукцию – суммарный объём продукции, поставляемый фирмой при каждом значении цены.
* P – убывающая;
* большое число конкурентов, слабая дифференциация продукта;
* степень эластичности кривой спроса зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта.
В результате – рост эластичности кривой спроса. MR (предельный доход) будет составлять половину угла наклона линии спроса.
Оптимальный выпуск в краткосроч- ном периоде: при MR=MC.
В краткосрочном периоде – снижение цен, когда кто-то выпускает подобный товар, до того как потребитель разберётся в преимуществах.
В долгосрочном периоде – тенденция снижения прибыли от максимальной до нормальной (новые качественные товары) и сокращается спрос.
Последствие монополистической конкуренции: нет максимальной эффективности, избыток мощностей, приспособление к спросу, нет продукта по наименьшей цене. Использование в розничной торговле, лёгкой промышленности.