Ценообразование, цена, ее виды
В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.
Для любого хозяйствующего субъекта , работающего на рынок, вопрос о ценах – это вопрос существования и благополучия.
Значение цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельности продукции и производства.
Цена –это денежное выражение стоимости товара, работы или услуг.
Она выполняет различные функции: учетную (оцениваются затраты и результаты производства), стимулирующую (используется для повышения эффективности производства, улучшения качества продукции и т.д.) и распределительную (т.е.в цену могут закладываться налоги, которые затем поступают в бюджет государства).
Цены могут быть классифицированы по:
· Способу измерения (в отечественной валюте, в валюте других государств, в условных валютных единицах)
· По виду оцениваемого товара (тариф, обменный курс, торговая наценка, процентная ставка, страховая премия и т.д.)
· По составу (цена может включать НДС, пошлины, акцизы ,цену на доставку товара, монтаж и др.)
По отраслям и сферам обслуживания цены подразделяются на следующие виды:
· Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым продается и закупается продукция предприятия всеми категориям потребителей (кроме населения) не зависимо от форм собственности.
· Цены на строительную продукцию – представляют либо сметную стоимость объекта (предельные затраты), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (1 кв.м.)
· Закупочные цены – цены, по которым реализуется с/х продукция, обычно они являются договорными ценами и устанавливаются по соглашению сторон.
· Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
· Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению и предприятиям
· Внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляется экспорт импорт товаров и услуг (импортные цены и экспортные цены)
По степени участия государства в процессе ценообразования цены подразделяются на:
· Рыночные – цены, складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Они подразделяются на свободные (рыночная цена, складывающаяся под влиянием спроса предложения), монопольные (рыночная цена, складывающаяся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования) и демпинговые (цена, сознательно заниженная 1 или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся уровнем рыночных цен, используется для вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж).
· Регулируемая – цена, складывающаяся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на фиксированные (регулируемая цена твердо установленной величины, например на золото, газ, тепло и электроэнергию) и предельные ( регулируемая цена, ограниченная верхним или нижним пределами, например закупочные цены на зерно)
По характеру ценовой информации цены классифицируются
· Аукционные цены - цена товара, проданного на аукционе.
· Биржевая цена – цена, по которой осуществляется сделка по купле – продаже товаров на бирже.
· Договорная (контрактная) цена – цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором.
· другие
В условиях действия свободных цен предприятие самостоятельно выбирает метод ( или стратегию) ценообразования. Этот выбор происходит с учетом уровня конкуренции на рынке, вида производимой продукции, стратегических целей развития предприятия и других факторов.
Поэтому ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс сбора и анализа информации о рынке, обоснования основных целей ценовой политики, установление конкретного уровня цен, формирование системы скидок и надбавок к цене, корректировку ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры. Главной составляющей в системе маркетинга является ценовая политика.
Ценовая политика это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.
Основными целями ценовой политики являются:
· увеличение доли рынка (т.е.выживаемость предприятия. Конкуренции \ цена\ качество)
· максимизация доли прибыли (за счет цен и затрат)
· обеспечение окупаемости затрат
· обеспечение лидерства по показателям качества
· проникновение на рынок и закрепление на нем
· улучшение сегментации рынка
Правильно выбранная установленная цена должна полностью возмещать все издержки производства и реализации товара, а также обеспечивать получение определенной прибыли (т.е. должен быть сделан расчет безубыточности и обеспечения прибыли).
Выделяют затратный и ценностный процесс образования
Затратный – метод ценообразования, в основе которого лежат затраты на производство и реализацию товара
Ценностное ценообразование – метод ценообразования, который обеспечивает получение наибольшей прибыли за счет достижения выгодного для фирмы соотношения «ценность»/ «затраты»
Прибыль предприятия.
Прибыль(или убыток) – это результат деятельности предприятия
Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты и прибыль отсутствует. Если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, что ведет к сложному финансовому положению предприятия, не исключающему банкротство.
Прибыль -основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Прибыль – представляет собой разницу между ценой продукции (или выручкой от ее реализации) и ее себестоимостью.
П = Цт.п –Ст.п = (В*Ц) – (В*С)
В – выпуск товарной продукции
Ц – цена
С – себестоимость
Различают понятия выручка, доход и прибыль.
Валовая выручка – денежные средства, полученные предприятием от реализации произведенных товаров, работ, услуг, а также собственных материальных ценностей.
При этом необходимо различать понятия товарная продукция, валовая продукция и реализованная продукция.
Товарная продукция – объем всей произведенной предприятием за определенный период продукции, исчисленной в денежном выражении (вкл. стоимость готовых изделий, стоимость п/фабрикатов собственного производства, стоимость нестандартного оборудования собственного производства, стоимость услуг и работ промышленного характера, реализуемых сторонним предприятиям)
Валовая продукция – стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени, исчисляемый как товарная продукция за вычетом незавершенного производства.
Реализованная продукция – объем продукции в денежном выражении, проданной предприятием и оплаченной покупателем.
Рп = ТП + Он – Ок
Валовой доход – это показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия, вычисляемый путем исключения из валовой выручки всех затрат на производство и реализацию, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда.
Валовая прибыль – часть валового дохода предприятия, которая остается после вычета всех обязательных расходов (исчисленная до вычета налога на прибыль).
Общая (валовая) прибыль планируется раздельно по всем видам:
· Прибыль от реализации товарной продукции
· Прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера (например: подсобное с/х, автохозяйство, капстроительство, капремонты и т.д.)
· Прибыль от реализации основных фондов и др. имущества
· Прибыль от внереализационных доходов и расходов (сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, суммы полученных штрафов)
Чистая прибыль – часть прибыли, остающейся в распоряжение предприятия после уплаты налога на прибыль. Она определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений и других платежей.
Подраспределением прибылипонимается направление прибыли в бюджет в виде налогов и других обязательных платежей.
Базой для определения налогооблагаемой прибыли является валовая (общая) прибыль, которая корректируется в процессе распределения. После корректировки валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль.
Факторы, влияющие на получение прибыли:
1. Внешние факторы – к ним относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и т.д. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.
2. Внутренние факторы – делятся на:
· Производственные факторы, которые характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов, а также их качественное (повышение производительности оборудования, совершенствование технологии, повышение квалификации персонала и т.д.) и количественное использование (увеличение времени работы оборудования, численности персонала, объемов средств и предметов труда, финансовых ресурсов).
· Внепроизводственные факторы , к которым относятся: социальные условия труда и быта, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность и т.д.
Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Чистая прибыль направляется на финансирование производственного развития предприятия, удовлетворение потребительских и социальных нужд, финансирование социально-культурной сферы, отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы и другие цели.
Часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и др.
За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов (налог на имущество предприятий, сбор за право торговли и т.д.). Из чистой прибыли также выплачиваются штрафы при несоблюдении охраны окружающей среды, санитарных норм и другие штрафные санкции и платежи.
В акционерных обществах чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: фонд накопления, фонд потребления , резервный фонд, фонд социальной сферы, фонд валютных отчислений, прибыль к распределению между учредителями (акционерами), нераспределенная прибыль и т.д. Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия.
Рентабельность.
Кроме прибыли, конечные результаты деятельности предприятия характеризует показатель рентабельности.
Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.
Коэффициент рентабельности показывает степень эффективности деятельности компании и определяется как отношение прибыли (чаще всего чистой прибыли) или к затраченным средствам или к выручке от реализации или к активам предприятия.
К числу основных видов относятся рентабельность продукции и рентабельность производства.
Рентабельность отдельных видов продукции характеризует выгодность производства того или иного вида продукции и определяется:
Р = Пед.пр / Сед.пр
Пед.пр– прибыль в расчете на единицу продукции
Сед.пр– себестоимости единицы продукции
Рентабельность производства характеризует эффективность деятельности предприятия в целом и определяется:
Р = Пв/(ОПФ+НОСср)
Пв– валовая прибыль
ОПФ – среднегодовая стоимость ОПФ
НОСср – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств
Рентабельности реализации:
Р = П / В
П – прибыль от реализации продукции
В– выручка от реализации
Рентабельность активов:
Р = П / А
П – прибыль
А –активы (чистые, текущие или совокупные)
Рентабельность собственного капитала:
Р = ЧП / СК
ЧП –чистая прибыль
СК –собственный капитал