Определение цены и объема производства монополистом

В типичной ситуации фирма–монополист получает устойчивую экономическую прибыль, работая на эластичном участке кривой спроса, как показано на рисунке 19.

 
  Определение цены и объема производства монополистом - student2.ru

Рис. 19. Ситуация устойчивой прибыли монополиста

В случае падения спроса на продукт, производимый фирмой-монополистом, фирма несет убытки. Минимум убытков фирмы обеспечивается при объеме выпуска Q*, при котором МС(Q*)=МR(Q*), как показано на рисунке 20.

 
  Определение цены и объема производства монополистом - student2.ru

Рис. 20.

Заблуждения по поводу монопольно высокой цены заключаются в следующем. 1) Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. 2) Монополист избегает монопольно высоких цен, так как они уменьшают совокупную прибыль. 3) Из-за слабого спроса монополист может нести и убытки. Он будет продолжать производство пока его совокупный убыток меньше постоянных издержек.

Монополия определяет уровень цены исходя из спроса на свою продукцию. Здесь возможно использование ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это установление различных цен на один и тот же товар вне зависимости от издержек с целью «забрать» в свою пользу «потребительский излишек».

Условия ценовой дискриминации: 1) возможность деления рынка не сегменты, на которых действуют разные группы покупателей с разной ценовой эластичностью спроса; 2) продавец в состоянии изолировать сегменты друг от друга; 3) существуют ограничения конкуренции (есть элементы монополизма).

Монополия использует множественные цены. Фирма – монополист, в результате анализа кривых спроса разных групп потребителей, назначает для каждой группы максимально высокую цену, которую она готова платить за товар (рисунок 2.3.21). В некоторых странах это запрещено законом. Монополия, используя сегментацию рынка, на одном сегменте возмещает затраты и обеспечивает прибыль, на другом сегменте использует скидки покупателям с других рынков. Так продаются, например, энергоносители.

Ценовая дискриминация существует в следующих формах: 1) по группам покупателей по доходам (транспорт, музеи); 2) по варианту товара/услуги (коммерческие рейсы в Аэрофлоте устанавливают цены больше обычных, розничные цены без учета разницы в затратах); 3) по территории (в разных местах по разным ценам с учетом издержек на доставку); 4) по географическому признаку (север, юг России); 5) по времени (по сезонам, месяцам, дням недели, времени суток), например, телефонные переговоры; 6) ценовые скидки, например, для членов некоторых обществ, клубов, союзов; 7) неявная (скрытая) ценовая дискриминация, например, разные наименования для одного товара (деликатесная сельдь и обыкновенная реализуются по разным ценам).

Определение цены и объема производства монополистом - student2.ru

Рис. 2.3.21.

Наши рекомендации