Проверка качества функционирования системы (аудит качества)
Аудит качества определяется, как систематическая независимая проверка, позволяющая определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность реализации мероприятий и их пригодность для достижения поставленных целей. [7].
В стандартах ИСО этому направлению работы придается большое значение. Процедура аудита отражена в нормативных документах системы качества.
Аудит качества в стандартах ИСО серии 9000 рассматривается как одна из форм проверки качества.
Отличительной особенностью аудита качества является его аналитический характер, т.е. его способность определять не только существо вопроса, но и выявлять глубинные связи, причины, результаты.
Деятельность по аудиту качества следует отличать от таких видов деятельности по проверке качества, как контроль качества, надзор за качеством, инспекция качества.
Аудит качества применяется в основном к системе качества, к продукции и процессам. Исходя из этого, различают аудит качества продукции и аудит качества процессов.
Аудит системы качества предназначен для оценки соответствия системы в целом или ее отдельных частей установленным требованиям и эффективности функционирования системы. Непосредственным объектом аудита системы качества является деятельность подразделений предприятия, осуществляемая в системе в целом или в отдельных ее элементах.
Нормативной основой для аудита являются стандарты ИСО на системы качества и соответствующая документация предприятия.
Это наиболее полный и представительный аудит работ по менеджменту качества и обеспечению качества. Аудит системы качества значительно информативнее аудита продукции и аудита процесса.
Аудит качества продукции предназначен для определения соответствия фактических показателей ее качества заданным. Он может осуществляться на различных этапах производства продукции.
Объектами аудита качества продукции являются: готовая продукция, ее сборочные единицы и детали.
Как правило, аудит качества продукции проводится в виде дополнительных испытаний продукции, которая прошла проверку службами, отвечающими за качество.
Аудит качества процесса предназначен для оценки соответствия производства продукции установленным требованиям.
Аудит качества процесса проводится для оценки возможности обеспечения качества в ходе процесса и обеспечения требуемых значений параметров качества процесса.
Аудит качества может быть внутренним и внешним.
Внутренний аудит или аудит первой стороны, проводится сотрудниками предприятия. При этом аудит осуществляют сотрудники, не несущие прямой или косвенной ответственности за работу проверяемых подразделений.
Внешний аудит проводится внешними по отношению к предприятию организациями.
Это может быть заказчик продукции. Такой аудит называется аудит второй стороной.
Внешний аудит, проводимый независимой от предприятия и заказчика организацией, называется аудитом третьей стороной.
Таким образом, аудит является:
· Проверкой соответствия;
· Эта проверка носит аналитический характер.
Уже эти два фактора определяют исключительную важность аудита в системе качества.
Но есть еще третий фактор, о котором говорят многие исследователи и подтверждает практика предприятия.
Так в работе [12] утверждается, что система менеджмента качества имеет очень простую иерархическую структуру. В ней всего три этапа: генеральный директор, ответственный за качество, аудиторы.
Т. е. при таком подходе, аудит выступает в качестве одного из основных механизмов создания системы качества и эффективного его функционирования.
С помощью аудита происходит становление системы, доводка ее до необходимых параметров, поддержание должного уровня.
Аудит осуществляется аудиторами. Аудитор – это специалист, имеющий квалификацию для аудита системы качества.
Но необходимо отметить, что аудитор по системе качества – это не просто специалист, а специалист, способный проводить анализ и оценку таких объектов в области качества, которые не поддаются непосредственному измерению. Именно эта способность отличает аудитора, например, от специалиста службы технического контроля.
Главным характерным отличием внутреннего аудита от внешнего заключается в том, что если внешний аудитор должен только фиксировать обнаруженные им несоответствия, а внутренний аудитор должен участвовать в анализе причин выявленных несоответствий и выработка мер по их устранению, т.е. аудитор является активным и ответственным участником процесса.
Для того чтобы эти сложные и ответственные задачи аудита выполнялись в полной мере, должна быть создана соответствующая система и структура аудита.
Аудитор должен быть высококвалифицированным и соответственно оплачиваемым специалистом.
Аудиторы подчинены только ответственному за качество, что подчеркивает их независимость и авторитетность.
Аудиторы проводят проверки в соответствии с нормативными документами.
Выполнение ими задач, качество их работы оценивается и контролируется высшим руководством по определенной системе.
Именно от организации работ зависит в значительной степени эффективность внутреннего аудита системы качества.
Подготовка персонала
Персонал является главным ресурсом в системе качества, поскольку факторы, создающие условия для обеспечения и улучшения качества, в первую очередь, не технические и даже не экономические, а социальные.
Многообразие и сложность задач, возникающих в процессе менеджмента качества и обеспечения качества, предъявляют повышенные требования к уровню специальных знаний и умений работников. Соответствующий уровень знаний и умений достигается прежде всего путем надлежащей подготовки персонала.
Подготовка персонала в области качества – это деятельность администрации предприятия по обеспечению готовности персонала к выполнению работ в соответствии с требованиями системы качества.
Согласно принципов стандартов ИСО подготовка в области качества должна охватывать все уровни персонала предприятия: руководителей всех уровней, инженерно – технический персонал, производственных рабочих и аппарат технического контроля.
Причем крайне желательно начинать подготовку персонала с руководителей.
Это определяет эффективность всей работы. Именно с подготовки руководящего состава была начата подготовка персонала в Японии, на которую было потрачено, как считают целое десятилетие и это дало дальнейший максимальный эффект.
Подготовка персонала всех уровней проводится по определенным программам, в которых должны быть отражены требования, необходимые для осуществления функций системы качества для всех категорий работающих.
В подготовке персонала можно выделить два основных направления: регламентирование и повышение квалификации.
Под регламентированием деятельности персонала в области качества понимается обоснованные и документальное закрепление функций, обязанностей, прав и ответственности в области качества подразделений и должностных лиц предприятия. Регламентирование осуществляется путем разработки различных видов нормативных документов по качеству . К их числу наряду с такими видами , как Руководство по качеству, процедура качества, инструкция по качеству и др., относится и положение о подразделениях и должностные инструкции. Отличительной особенностью последних является то, что они носят не просто нормативный, а нормативно – правовой характер, в силу чего они имеют более высокий юридический статус: к нарушителям требований именно этих документов могут быть применены административно – дисциплинарные меры вплоть до увольнения.
Практика внедрения стандартов ИСО серии 9000 на Российских предприятиях показывает, что в действующих на них положениях о подразделениях и в должностных инструкциях, как правило, не отражается ( или делается это крайне неудовлетворительно) новая деятельность в области качества. Данное обстоятельство следует рассматривать как существенный недостаток в организации работ по менеджменту качества. Для устранения этого недостатка могут быть полезны методические рекомендации, разработанные С – Петербургским центром по качеству «Конфлакс»[7].
Другим важнейшим направлением работы предприятия по подготовке персонала является повышение квалификации в области качества, которое становиться в современных условиях объективно необходимой частью производственной деятельности, т.е. ее обязательной частью.
В этом направлении накоплен значительный опыт подготовки специалистов по качеству в высших учебных заведениях, в частности в Ижевском ГТУ, где с 2000г. работают кафедра и факультет «Управление качеством», и ведется подготовка специалистов по качеству по методу непрерывного образования (среднеобразовательная школа, среднее и высшее профессиональное образование), а также специалистов служб качества по программе высшего образования [37].
Согласно проведенному исследованию на многих отечественных предприятиях руководители и специалисты не обладают достаточной квалификацией для выполнения функций в области качества. Некомпетентность этих работников, недостаточность их знаний часто является причиной ошибочных решений и неспособности предприятия, в конечном счете, обеспечить требуемое качество продукции.
Для подготовки специалистов по качеству существуют две формы обучения.
Всесторонняя подготовка – это подготовка профессионалов качества вне предприятия и обучение непосредственно на предприятие.
На эти формы обучения разработаны и действуют системы, в том числе и в нашей стране, которые соответствуют международным нормам.
Так, согласно принятой в 1994 г. Единой согласованной системе ЕОК ( Европейская организация по качеству) для регистрации (сертификации) профессиональных работников по качеству предусмотрено по 3 степеням: специалисты ЕОК в области качества, инженер системы качества ЕОК и аудитор качества ЕОК.
Обучение на предприятии должно быть организовано для всех уровней работников, участвующих в процессе создания качества, т.е. такое обучение носит тотальный (всеобьемлющий) характер.
Так предлагается (7) 10 уровней или категорий обучающихся работников:
1. Руководитель предприятия и его заместители;
2. Главные специалисты, руководители подразделений и служб;
3. Специалисты службы качества;
4. Специалисты технической службы;
5. Специалисты экономических служб;
6. Специалисты служб снабжения, сбыта;
7. Специалисты служб персонала и обучения;
8. Начальники цехов и их заместители;
9. Мастера, бригадиры;
10. Рабочие.
Для каждой категории устанавливается цель обучения в соответствии с требованиями системы качества, программа обучения, объем в часах, устанавливаются календарные графики обучения.
Согласно рекомендациям (7) такое тотальное обучение в зависимости от масштаба предприятия растягивается на 2 – 3 года, но по нашему мнению оно должно проводиться в гораздо более сжатые сроки, максимум за 1 год.
Обучение персонала в области качества должно находиться в центре внимания руководителей предприятия и подразделений.
Результаты обучения должны оцениваться и аттестовываться.
Желательно по результатом обучения стимулировать обучающихся и эффективность учебы.
При организации и проведении обучения роль и работа службы качества должна быть самой активной.