Цена и ценообразование
Существует два подхода к категориям цены:
1. основанный на трудовой теории стоимости. Цена – это денежное выражение стоимости. Стоимость – это овеществленный в товаре общественно необходимый труд.
2. маржиналистский подход – основан на теории предельной полезности. Цена – это то количество денег, которое покупатель готов отдать за товар.
Цены определяют коммерческий результат деятельности предприятия, его рентабельность, жизнеспособность и финансовую устойчивость.
Цены зависят от:
· стоимости товаров и услуг
· соотношения спроса и предложения
· уровня конкуренции
· уровня инфляции
· уровня НТП, т.к. он влияет на технику, технологию и тем самым на себестоимость продукции
· государственной политики цен.
Функции цены:
1. Учетная – является мерой затрат труда и используется для количественного выражения стоимости товаров.
2. Распределительная – позволяет воздействовать на потребление различных социальных групп общества.
3. Стимулирующая – оказывает воздействие на производство различных товаров.
Виды цен.
Цены подразделяются по:
1. Характеру обслуживаемого оборота.
1.1. Цены на промышленную продукцию.
Структура цены
1.2. Цены на строительную продукцию.
1.2.1. Прейскурантные цены (на строительство типовых объектов).
1.2.2. Сметная стоимость (применяется для индивидуального строительства).
1.3. Тарифы на производственные услуги.
1.3.1. Франко-станция отправления (включая стоимость товара, доставку его до станции отправления и погрузку).
1.3.2. Франко-станция назначения (включая стоимость товара и доставку его до станции назначения).
1.4. Цены на научные разработки.
1.5. Цены внешнеторгового оборота.
ИНКОТЕРМС.
1.5.1. Цена СИФ (CIF – Cost, Insurance, Freight).
1.5.2. Цена ФОБ (FOB – Free on board) – включает стоимость товара, его доставку и погрузку на борт.
1.5.3. Цена ФАС (FAS – Free along side) – включая стоимость товаров и его доставку до борта.
По сроку действия цены подразделяются на постоянные, временные, сезонные, договорные, скользящие. Скользящая цена – это цена, применяемая в контрактах с длительным сроком действия, состоит из двух частей: первая часть – постоянная, устанавливается на момент подписания контракта; вторая часть – переменная, периодически изменяется в период поставки товара.
Ценовая политика в условиях рынка.
Ценовая политика – определение уровня цен в зависимости от задач, решаемых фирмой.
Виды ценовой политики:
1. Price leader – установка цен на товары крупнейшими фирмами монополистами, выпускающими уникальную продукцию.
2. Following the leader – менее крупные фирмы повторяют ценовую политику ведущих монополистов.
3. Skimming – назначение максимальной цены на периодически существующий спрос.
4. Penetration price – политика ценового прорыва – фирма идет на заведомо нерентабельное снижение цены с целью захвата рынка.
5. Tide pricing – политика связанного ценообразования – относительно низкая цена на основное изделие при высоком уровне цен на сопутствующие товары, запчасти и т.п.
6. Class price – политика престижных цен.
В западной экономике широко применяют ценовые скидки (rebates), которые могут быть:
ü бонусные – предоставляются оптовикам за определенный объем оборота в год (7-8%).
ü «сконто» – предоставляются за оплату наличными или за досрочное осуществление платежа (3-5%).
ü специальные – предоставляются покупателям, с которыми фирма имеет длительные связи или особые отношения (50%).
Также могут быть применены сезонные скидки, дилерские скидки (оптовикам), закрытые скидки и т.д.
Бизнес план.
Основным рабочим инструментом планирования в современных условиях является бизнес план. Он позволяет разработать стратегию развития предприятия, планировать его деятельность, привлечь инвестиции, а также найти потенциальных партнеров. Он должен обладать достоверностью, краткостью, убедительностью и рекламной привлекательностью. Типовая структура бизнес плана включает:
1) титульный лист, который должен содержать суть предложения, название и адрес предприятия, виды связи, общая стоимость проекта, указания на то, что сведения не подлежат разглашению;
2) оглавление;
3) резюме (краткое содержание на 1-1,5 стр.);
4) продукция и услуги;
5) анализ рынка;
6) маркетинг;
7) производство;
8) предприятие;
9) финансовый план;
10) эффективность проекта;
11) риски и страхование;
12) приложения.