Преимущества и недостатки рынка

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.

Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

Аргументация против рыночной системы сводится к тому, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма – конкуренции. Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма. Это монополизация и научно-технический прогресс.

Рыночная система не может преодолеть внешние отрицательные эффекты, связанные с производством и потреблением определенных товаров и услуг. Например загрязнение окружающей среды.

Существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Например, такие товары и услуги, как автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная оборона, не могут быть куплены в желательном количестве домохозяйствами на индивидуальной основе. Рыночная система, как утверждают, не способна учитывать такие общественные и коллективные потребности.

В целом, рыночный принцип представляется приемлемым только тогда, когда конкуренция подчиняется определённым нормам, регулирующим её качество. Т.е. она не ведётся недобросовестными средствами, не основывается на обмане, не связана с дискриминацией и не приводит к разорению, и когда экономическое поведение в целом вписывается в рамки установленных обществом правовых норм, обеспечивающих гарантию достоинства личности и соблюдение социальной справедливости.

Трансакционные издержки и терема Коуза

Трансакционные, или операционные, издержки — это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 30-е годы Рональдом Коузом и ныне получила широкое распространение. Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:

– издержки поиска информации, связанные с асимметричностью информации, поиском производителей или потребителей;

– издержки ведения переговоров и заключения контрактов;

– издержки измерения (возможны ошибки);

– издержки спецификации и защиты прав собственности (особенно если нет надежной защиты);

– издержки оппортунистического поведения, поскольку поведение сторон после заключения контракта трудно предсказать.

Трансакционные издержки возникают до процесса обмена, в процессе обмена и после него. Углубление разделения труда и развитие специализации способствуют росту трансакционных издержек. Их величина зависит также и от господствующей в обществе формы собственности.

Теорема Р. Коуза: Если права собственности всех сторон определены, а трансакционные издержки равны нулю, то конечный результат, максимизирующий ценность производства, не зависит от изменений в распределении прав собственности.

Теорема Коуза показывает, что в условиях гарантии частной собственности стороны способны придти к соглашению без вмешательства государства (на примере компенсации экстерналий).

Теорему Коуза сформулировал Дж. Стиглер, показав, что «…в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны».

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.

Конкуренция как элемент рыночного механизма.

Виды конкуренции

Конкуренция [позднелат. concurentia – сталки­ваться] – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала.

Кон­куренция в условиях рынка представляет собой основной ме­ханизм формирования хозяйственных пропорций и санации экономики. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осу­ществляется различными методами. Она может быть внутриот­раслевой и межотраслевой, ценовой и неценовой, среди продавцов и среди покупателей, совершенной и несовершенной.

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгод­ные условия выпуска и сбыта товаров. Внутриотраслевая кон­куренция ведет к установлению единой рыночной цены на дан­ный вид продукции. Межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в отрасли, характеризующиеся в данный момент наивысшей нормой прибыли.

На первых этапах развития рынка преобладала ценовая конкуренция, предполагающая соперничество между производителями с помощью манипулирования ценами. В современной рыночной эконо­мике наиболее распространена конкуренция качества, предполагающая соперничество товаропроизводителей на основе технического превосходства, параметров качества и надежности товаров и услуг.

Конкуренция - поистине "война всех против всех", когда сражение на рынке ве­дется на три фронта. Первый фронт – конкуренция среди про­давцов: все они хотят продать свои товары подороже, но побеждает тот, кто сбывает товары подешевле. Второй фронт конкуренции развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Здесь побеждает тот, кто предложил более высокую по сравнению с рыночной цену. Наконец, третий фронт проходит между продавцами и по­купателями, стоящими в отношении уровня цены на противо­положных позициях. Выигрывает та сторона, которая больше сплочена и в итоге может навязать другой стороне свою цену.

Свободная конкуренция предполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок и выход с него для любого товаропроизводителя.

Несовершенная конкуренция – господство одной компании в производстве и сбыте определенного товара {услуги), позво­ляющее ей устанавливать монопольные цены.

Наши рекомендации