Ценообразование и деноминация рубля
В соответствии с Указом Президента РФ от 4 августа 1997 г. с 01.01.98 г. введен новый масштаб цен.
Масштаб цен служит средством измерения и выражения цен товаров и услуг с помощью государственного законодательного акта, устанавливающего определенную денежную единицу. В России такой денежной единицей является 1 руб., равный 100 коп., в США – $1, равный 100 центам.
В ряде стран названия денежных единиц остались от старых времен, когда в основе масштаба цен лежало весовое содержание золота или серебра, например в Англии фунт стерлингов на мировом рынке применяется и в настоящее время: 1 унция золота или 1 грамм золота, 1 карат для драгоценных камней. Государством устанавливалось золотое содержание денежной единицы, и на ее основе определялся валютный курс по отношению к валютам других стран.
Исторически в России и в Советском Союзе несколько раз проводилось изменение масштаба цен. Прежде всего, можно отметить денежную реформу 1897 г., проведенную С. В. Витте. Российский рубль получил реальное золотое обеспечение. Золотое содержание рубля было установлено в 0,774234 г чистого золота.
Свободный размен кредитных билетов на золотые монеты обеспечивал устойчивость российского рубля и его твердый валютный курс на основных биржах мира вплоть до 1914г.
Этот опыт был использован после Великой Октябрьской социалистической революции. Декретом СНК от 11 октября 1922 г. были выпущены в обращение банковские билеты достоинством в 1,3,5,10 и 25 червонцев с золотым содержанием червонца в 7,74234 г чистого золота, а в 1924 г. были выпущены и золотые казначейские билеты в 1,3,5 руб. Золотое содержание рубля было установлено 0,774234 г, и совзнаки стали обмениваться на новую валюту по соотношению 1 руб. золотом = 50 000 руб. денежных знаков образца 1923 г. Инициатором данной реформы считается нарком финансов Г. Я. Сокольников.
16 декабря 1947 г. после окончания Великой Отечественной войны была проведена денежная реформа с одновременной отменой карточной системы. Заработная плата рабочих и служащих, доходы крестьян от продажи продукции по госзакупкам, а также другие трудовые доходы населения были сохранены в прежних размерах в новых деньгах. Наличные денежные знаки населения, предприятий и колхозов обменивались по соотношению 10 руб. старых на 1 руб. новый. Разменная монета оставалась в обращении в прежнем номинале. Обмен денег проводился с 16 по 22 декабря, а в некоторых районах – до 29 декабря. Вклады населения в Сбербанке менялись в таком соотношении:
• до 3000 руб. по соотношению 1:1;
• до 10000руб. первые 3000 руб. – 1:1, а остальная сумма–3:2;
• свыше 10 000 руб. первые 10 000 руб. – как было отмечено выше, а остальная сумма – 2:1.
Денежные средства на счетах кооперативных предприятий и организаций, колхозов пересчитывались по соотношению 5 : 4.
Облигации государственного 3-процентного займа выпуска 1948 г. менялись на облигации старых конверсионных займов по соотношению: на 1 руб. нового займа 3 руб. старого.
Такой дифференцированный подход дал возможность провести денежную реформу наименее болезненно и для предприятий, и для населения. Экономика стала развиваться, и выросли реальные доходы населения.
С 1 января 1961 г. был введен новый масштаб цен путем повышения покупательной способности рубля в 10 раз. Новые денежные знаки обменивались на старые по соотношению 1:10. Обмен происходил 3 месяца. Все старые цены были пересчитаны в новые по соотношению 10:1, и был установлен широкий общественный и государственный контроль за таким пересчетом. Золотое содержание рубля было установлено 0,987412 г чистого золота, и курс рубля к доллару был установлен 0,90 коп. за $ 1. В связи с девальвацией доллара в 1977 г. паритетный курс рубля к доллару снизился до 82,84 руб. за $ 100. Этот курс уточнялся ежегодно, и в июне 1987 г. он составлял 63,87 руб. за $ 100.
Либерализация цен и валютных сделок, начавшись в 1992 г., привела к тому, что курс рубля и доллара стал определяться исходя не из их золотого содержания, а на основе рыночных факторов, прежде всего соотношения цен на внутреннем рынке России. Старый масштаб цен практически перестал существовать, обесценивание рубля привело к тому, что по уровню цен новый рубль уже не мог выполнять свою роль измерения цен других товаров. Исчезли и копейки из обращения, их покупательная способность в новых условиях была фактически равна нулю. На 1 руб. и тем более на 1 коп. купить ничего нельзя.
Инфляция, начавшись в 1992 г., «съела» не только сбережения и накопления населения и предприятий, но и масштаб цен. Рубль перестал играть роль денежной единицы, а копейки вообще исчезли из обращения. Покупательная способность рубля снизилась, и его авторитет на денежном рынке резко упал.
С 1 января 1998 г. постановлением Правительства РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 4 августа 1997 г. № 822 произведен пересчет всех оптовых и розничных цен на товары и работы, тарифов на услуги, закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, а также надбавок, наценок и скидок исходя из нового масштаба цен – 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 руб. в новых деньгах.
Масштаб цен устанавливает государство. Это действительно технический способ измерения цен, и для населения новый масштаб цен будет и удобнее, и привычнее.
Но цены на товары и услуги устанавливают частные фирмы, удельный вес цен, регулируемых государством, невелик, и решающего влияния на динамику новых цен они не оказывают. Частные фирмы, естественно (в силу законов рыночной экономики), стараются округлить цены в свою пользу, а местные власти оказываются не в состоянии осуществить контроль за каждой ценой на конкретный товар, которая ежедневно меняется. Цены растут и при новом масштабе цен, и в силу действия других объективных факторов.
Всплеск инфляционного роста цен в 1998-1999 гг. произошел и вследствие увеличения денежной массы в обращении. Государство, рассчитываясь по долгам за невыплаченную заработную плату, увеличивает спрос населения, тогда закономерно вырастают цены.
19.3. ИНВЕСТИЦИИ И ЦЕНЫ *
* Подробнее см.: Международные инвестиции и международные закупки. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
Инвестиционная активность в РФ находится на низком уровне, что привело к снижению в экономике доли инвестиционного рынка, ухудшению его структуры и сокращению масштабов капитального строительства.
Сокращение капитальных вложений происходило в более значительных размерах, чем спад в других отраслях.
На развитие производственного сектора экономики было использовано 62% всех видов инвестиций. Доля производственных инвестиций за I квартал 1997 г. возросла на 6% (в1995 г. – 56%), на эту величину соответственно сократились капитальные вложения в развитие социальной сферы и особенно в жилищное строительство (против I квартала 1996 г. затраты на развитие социальной сферы сократились на 19 %).
В финансировании капитальных вложений преобладает доля собственных средств предприятий и организаций, составившая около 65%. Финансовые ограничители инвестиций действовали поэтому главным образом по линии снижения инвестиционного спроса со стороны предприятий, финансовое положение основной массы которых продолжает ухудшаться, уменьшились размеры полученной прибыли, возросли задолженность и неплатежи. Доля убыточных предприятий увеличивается.
Потребность российской экономики в инвестициях для структурной перестройки на ближайшие 15 лет составляет, по оценке Е. Ясина, $800-900 млрд, внутренние возможности страны при максимальном использовании всех резервов – $400-600 млрд. Если мы не хотим безнадежно отстать в развитии экономики и затянуть на десятилетия «переходный» период, необходимо за это время привлечь $300-400 млрд иностранных инвестиций.
Понятия «инвестиции», «иностранные инвестиции» можно определять по-разному. Само слово «инвестиции» английского происхождения (investments), оно означает «капиталовложения». Следовательно, термины «инвестиции» и «капиталовложения» – это синонимы.
Ст. 2 Закона РФ под иностранными инвестициями понимает «все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в целях извлечения прибыли (дохода)».
При этом иностранные инвестиции могут осуществляться:
«путем долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ и других союзных республик; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц; приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам; приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами; приобретения иных имущественных прав; иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав» (ст. 3).
Говоря об иностранных инвестициях, необходимо прежде всего проводить различия между государственными и частными инвестициями. Государственные инвестиции – это займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляет другому государству. В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и «диагональные» отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому.
Под частными понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами. Такая связь налицо при суброгации, когда инвестор передает все свои права и требования государству.
Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например, выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных прав частного инвестора в стране должника (например, предоставление прав на разработку естественных ресурсов).
Предлагаемый в законодательных актах и в международных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.
В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе и промышленную) собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов.
В зависимости от степени контроля за зарубежными компаниями инвестиции подразделяются на прямые и «портфельные».
Прямые инвестиции – основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству – не менее 10%, в странах Европейского сообщества – 20-25, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии–50%.
Прямые инвестиции делятся на группы:
• трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные наилучшими условиями рынка, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль,главное – нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
• транснациональные вложения – прямые вложения, часто в соседней стране. Цель – минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.
Черты, характерные для прямых инвестиций:
• при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;
• бóльшая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;
• более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.
Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:
• организация новых предприятий;
• скупка или поглощение уже существующих компаний.
С точки зрения прямых затрат первый путь дешевле второго, однако по параметру «упущенная выгода» второй путь более предпочтителен.
«Портфельные» инвестиции – такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).
В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями из-за двух причин:
• значительной распыленности акций среди инвесторов;
• наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и франчайзинговые соглашения, контракты, маркетинговые услуги и техническое обслуживание.
Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многие крупнейшие фондовые биржи, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.
Инвестиции в российскую экономику осуществляются инвесторами различных стран. Но США остаются безоговорочным лидером – 70 инвестиционных проектов. За Соединенными Штатами следует Германия, у которой 19 инвестиционных проектов в России, а третье место заняла Южная Корея. Она осуществила в России 16 проектов и обошла такие страны, как Франция, Великобритания и Австрия.
Совместные предприятия остаются наиболее распространенной формой инвестирования. Их доля составляет 75% от всех инвестиционных сделок. Медленные темпы приватизации обусловили маленькую долю другой формы вложений – покупка компаний – всего 3% общего числа проектов.
Нефтегазовый сектор остается наиболее питаемой отраслью экономики. Тем не менее, большое число проектов по итогам исследования было заключено в области электроники и телекоммуникаций. Другие не менее привлекательные для иностранного капитала отрасли: автотракторная, аэрокосмическая, добывающая промышленность, а также гостиничный бизнес и сфера банковских услуг. Перечень секторов рынка с большой степенью активности расширяется.
Определение круга лиц, которые признаются иностранными инвесторами, имеет существенное практическое значение.
Во-первых, от признания лица иностранным инвестором зависит предоставление соответствующих прав и льгот, которые устанавливаются внутренним законодательством и международными договорами.
Во-вторых, статус иностранного инвестора имеет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности.
В-третьих, если лицо признано инвестором в определенном государстве, на него могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные международным договором с соответствующей страной, а также дипломатическая защита со стороны государства – страны инвестора.
Круг инвесторов по законам различных государств в основном совпадает, хотя и есть определенные различия.
К числу иностранных инвесторов обычно относят следующие категории субъектов:
1) иностранные юридические лица;
2) иностранные физические лица;
а) иностранные граждане,
б) лица без гражданства;
3) отечественные граждане, проживающие за рубежом;
4) иностранные государства;
5) международные организации.
Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного инвестора. Возможность таких рисков, именуемых часто «некоммерческими», увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимаемой стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения и т. д. Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым установление определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.
В РФ предоставляются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций. Они содержатся в ст. 5 Закона «О иностранных инвестициях»:
1) гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц;
2) гарантии от изменения законодательства;
3) гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;
4) гарантии перевода платежей в связи с иностранными инвестициями;
5) гарантии использования платежей в валюте РФ на ее территории.
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 22.02.99 г. значительно расширяет государственные гарантии защиты прав инвесторов.
Реформирование российской экономики происходит в сложнейших условиях, обусловленных инфляционным и платежным кризисами и политической нестабильностью. Совпадение этих явлений во времени значительно усугубляет экономический кризис в стране.
Однако в первое время после осуществления реформ, как правило, неизбежны негативные явления, среди которых особенно ощутимы следующие:
• инфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни, особенно на отрасли с сезонным характером производства и длительным производственным циклом, препятствующая стабилизации финансового положения предприятий;
• спад производства, глубина которого зависит от масштаба унаследованных деформаций в структуре экономики, ограничений спроса, устанавливаемых в процессе макроэкономической стабилизации, а также от длительности сроков, в течение которых она осуществляется;
• снижение накоплений инвестиционной активности, которые теряют смысл при высокой инфляции. Накопления возобновляются после достижения позитивной (по отношению к уровню инфляции) ставки банковского процента. В инвестиции, прежде всего производственные, они эффективно трансформируются только при достижении устойчивой макроэкономической стабилизации;
• ослабление возможности государства регулировать хозяйственные процессы, криминализация их заметной части, особенно сильно проявляющаяся там, где отсутствуют укоренившиеся и общепризнанные правовые ограничения, отлаженные инструменты поддержания законности и правопорядка;
• дифференциация доходов и материальной обеспеченности, социальное расслоение, которые усиливаются отчасти вследствие ликвидации уравнительного распределения, а в основном под воздействием инфляции, всегда ведущей к перераспределению доходов в ущерб менее состоятельным слоям населения;
• рост безработицы, возникающей вследствие спада производства и структурных изменений в экономике, необходимости перераспределения значительной части рабочей силы между отраслями и регионами.
С особой остротой встает проблема инвестиций на возмещение и обновление производственного аппарата, на пополнение оборотных средств. Страна уже несколько лет живет в условиях инвестиционного голода. Идет процесс проедания национального богатства, замораживается структурная перестройка экономики, без которой страна не может выбраться из кризиса.
Резервы стабилизации и роста производства за счет улучшения использования имеющихся производственных мощностей при увеличении спроса, которые кажутся весьма значительными, на самом деле не столь велики, поскольку даже при увеличении масштабов производства на этих мощностях издержки и качество продукции не будут отвечать новым требованиям и не обеспечат ее конкурентоспособности.
Собственно проблема состоит именно в инвестициях. Суть ее не просто в наращивании объемов. Повышение доли потребления в валовом внутреннем продукте при относительном сокращении инвестиций является, с одной стороны, естественным стремлением населения сохранить в период кризиса прежде всего уровень жизни. Но, с другой стороны, сокращение объема инвестиций в переходный период составляет неизбежный момент в процессе смены режимов воспроизводства основного капитала: от свойственного планово-распределительной системе режима, в которой падающая эффективность вложений восполнялась ростом их объемов, к режиму, характерному для рыночной экономики, при котором рост эффективности инвестиций позволяет получать больший результат при тех же или даже снижающихся их объемах.
Поэтому главное в проблеме эффективности инвестиций:
• создание условий для интенсификации вложений в наиболее конкурентоспособные производства, дающие быструю отдачу, позволяющие максимально увеличить доходы предприятий, населения и бюджета;
• предотвращение тех капитальных и иных затрат, которые ведут лишь к растранжириванию ресурсов и усилению инфляции.
Затягивание смены режимов процесса воспроизводства чревато серьезными угрозами без значительного притока высокоэффективных инвестиций не удастся решить задачи устойчивой макроэкономической стабилизации, реконструкции народного хозяйства и возобновления экономического роста.
В 1997 г. Государственная дума РФ приняла среднесрочную программу Правительства РФ на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост». В разделе «Привлечение иностранных инвестиций» приводились следующие показатели (табл. 19.6).
Согласно программе, ожидается, что общая сумма привлеченного капитала (в форме кредитов, прямых и прочих инвестиций) увеличится к 2000 г. с 77 трлн руб. почти до 112 трлн, то есть на 45%, причем несмотря на острую конкуренцию, существующую на мировом рынке капитала за инвестиционные ресурсы. Существенно изменится и станет более благоприятной для России в ближайшие годы структура привлекаемого иностранного капитала. Прямые иностранные инвестиции вырастут на 68%, и их доля в общей сумме привлеченного иностранного капитала повысится почти до 50%, тогда как сумма иностранных кредитов, подлежащих возврату с процентами, уменьшится. Инвестиции будут направлены в отрасли материального производства, в том числе на реализацию инвестиционных проектов обрабатывающей промышленности, проектов на условиях соглашений о разделе продукции и концессионных договоров.
Изменится и структура получаемых иностранных кредитов. Сумма долгосрочных кредитов МБРР, являющихся наиболее дешевыми иностранными кредитными ресурсами (предоставляются под гарантию правительства), увеличится в 1997-2000 гг. более чем вдвое, тогда как сумма более дорогих двусторонних кредитов сократится примерно в 10 раз, и они будут играть относительно второстепенную роль в общем кредитном заимствовании Россией финансовых средств за рубежом.
Таблица 19.6. Привлечение иностранного капитала (в ценах 1997 г.)*
Формы привлечения | 1997г. | 1998 г. | 1999г. | 2000 г. |
Инвестиционные, кредиты, трлн руб. | 16,0 | 10,0 | 10,6 | 12,9 |
В том числе: | ||||
• кредиты МБРР | 5,1 | 5,0 | 8,1 | 11,9 |
• двусторонние кредиты | 10,9 | 5,0 | 2,5 | 1,0 |
Прямые инвестиции, трлн руб. | 35,0 | 41,4 | 47,2 | 58,8 |
Прямые инвестиции, млрд долл. | 6,1 | 7,2 | 8,2 | 9,7 |
Прочие инвестиции, млрд долл. | 4,5 | 5,3 | 6,1 | 6,7 |
* Внешнеэкономическая деятельность. 1997. № 6. С. 7.
Разумеется, что программа привлечения иностранных инвестиций в реформируемое хозяйство России представляется обстоятельной и привлекательной, открывающей участникам внешнеэкономической деятельности в стране хорошие перспективы, но реализацию этой программы без соответствующей корректировки нормативно-правовой базы нельзя считать гарантированной.
Принятие Государственной Думой поправки к Закону «Об иностранных инвестициях», законов «О концессионных договорах», «О разделе продукции», «О свободных экономических зонах» значительно улучшает нормативно-правовую базу привлечения инвестиций в экономику России.
Для обеспечения притока инвестиций и экономического роста целесообразно использовать инвестиционную денежную эмиссию и довести денежную массу до 35% к ВВП вместо 13% (1998 г.), обеспечить более жесткое государственное регулирование рынка и цен, расширить привлечение иностранных инвестиций за счет стимулирования концессионных соглашений, трансформировать сбережения и накопления населения в инвестиции реального сектора экономики, расширить денежный оборот в целях привлечения инвестиционных средств. Эти и другие меры по стабилизации политического и социально-экономического развития России будут играть важную роль в создании необходимых условий выхода из экономического кризиса.