Раздел 2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда

Раздел 1. Теоретические основы БЖД

1.1 Определить понятия «надежность», «отказ», «технический ресурс». Что такое «модель системы»? ее назначение.

Надежность – это свойство объекта выполнять технологические функции в установленных пределах и во времени.

Для количественной оценки надежности применяют вероятностные методы и величины.

Одно из основных понятий теории надежности – отказ.

Отказ – это нарушение работоспособного состояния технического устройства из-за прекращения функционирования или из-за резкого изменения его параметров.

В теории надежности оценивается вероятность отказа, то есть вероятность того, что техническое средство откажет в период заданного времени работы. Теория надежности позволяет оценить срок службы, по окончании которого техническое средство вырабатывает свой технический ресурс и должно подвергнуться капитальному ремонту, модернизации или замене.

Техническим ресурсом называется продолжительность непрерывной или суммарной периодической работы от начала эксплуатации до наступления отказа.

Количественная информация о надежности накапливается в процессе эксплуатации технических систем и используется в расчетах надежности. При этом выявляются ненадежные элементы и факторы, ускоряющие или вызывающие отказы, слабые места в конструкции, а также вырабатываются рекомендации по улучшению устройств и оптимальным режимам их работы.

При таком подходе принимают в расчет и строение системы, и свойства отдельных ее компонентов, причем:

а) под системой понимают совокупность машин, оборудования, средств управления и операторов,требуемую для достижения определенной цели либо для реализации проекта;

б) реальная система представляется в виде некоторого образа, называемого моделью системы. Подмоделями понимают отображения всех параметров систем, выполненные таким образом, что они передают взаимосвязь этих параметров. Моделирование неизбежно сопровождается некоторым упрощением и формализацией взаимосвязей в системе. Эта формализация может быть осуществлена в виде логических (причинно-следственных) и/или математических (функциональных) отношений. Поведение систем и их моделей должно подчиняться одним и тем же правилам.

Задача.

Определить значение индивидуального риска, если за период 3 года от несчастных случаев погибло 5 человек, а среднесписочное число работающих на данном объекте за указанный период составляло 958 человек.

Ответ: берем формулу индивидуального риска: Раздел 2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда - student2.ru , где

ч)– количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих,

Т – количество несчастных случаев, произошедших за определенный период времени;

Р – среднесписочное число трудящихся в тот же период времени.

Раздел 2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда - student2.ru , ответом на данную задачу является: Количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за 3 года составляет 0,52.

Раздел 2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда.

2.1 Психологическое состояние человека и производственная безопасность. Понятие стресса и его влияние на работоспособность человека.

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности. Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление.

В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г.Селье (1936) назвал стрессом.

Стресс является необходимой и полезной реакцией организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его возможностей. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но «механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы и результативностью трудовой деятельности нет пропорциональной зависимости. Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать.

зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной V-образной кривой, представлена нарис. 14.

-DW2
+DW1
Раздел 2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда - student2.ru Раздел 2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда - student2.ru Раздел 2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда - student2.ru

Рис. 14. Закон Иеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (а) с продуктивностью действий (W):

I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности DW1;
II – случай, когда приращение активации ведет к снижению продуктивности DW2

2.2 Исследование эмоциональной устойчивости (используя шкалу самооценки) и дать оценку полученным результатам с позиции психической надежности человека в критических ситуациях.

Дана таблица, по ней сделать исследование и дать оценку.


Состояние Нет, это совсем не так Пожалуй так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я испытываю сожаление
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности, напряженности
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно

Таблица № 2.2

Окончание табл. №. 2.2

Состояние Почти никогда Никогда Часто Почти всегда
21. Я испытываю удовольствие
22. Я быстро устаю
23. Я легко могу заплакать
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие
25. Я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
26. Я чувствую себя бодрым
27. Я спокоен, хладнокровен и собран
28. Ожидаемые трудности очень тревожат меня
29. Я слишком переживаю из-за пустяков
30. Я вполне счастлив
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу
32. Мне не хватает уверенности в себе
33. Я чувствую себя в безопасности
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
35. У меня бывает хандра
36. Я доволен
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
39. Я – уравновешенный человек
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю а своих делах и заботах

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по отдельным формулам:

РТ = ∑1 - ∑2 + 50 , где

1 – сумма выбранных ответов из табл.2.2.по вопросам 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18;

2 - сумма выбранных ответов из табл.2.2.по вопросам 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20;

ЛТ = ∑1 - ∑2 +35, где

1 – сумма выбранных ответов из табл.2.2.по вопросам 22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40;

2 -сумма выбранных ответов из табл.2.2.по вопросам 21,26,27,30,33,36,39.

Ответ: РТ= (2+2+2+2+2+3+1+1+1+2) – (2+3+1+1+2+3+1+2+2+2) + 50= 18-19+50=49

ЛТ=(3+1+3+1+1+2+1+1+4+2+2+1+1) – (3+3+3+3+4+3+4) + 35=23-23+35=35

Рекомендуются следующие критические оценки:

30 и < - низкий уровень тревожности,

31-45 - умеренный уровень тревожности,

45 и > - высокий уровень тревожности.

С позиции психической надежности оператора в критической ситуации лица с низким уровнем тревожности рассматриваются как склонные к недооценке конкретной обстановки и действиям с запозданием (отставленная реакция). Лица с высоким уровнем тревожности обычно реагируют на изменение обстановки быстро, но необычайно бурно (аффективно), что может вести к ошибочным (паническим) действиям и, следовательно, к аварии и травматизму.

Лица с высоким уровнем тревожности склонны к проявлению состояния сильного волнения в ситуациях оценки его компетентности, подготовленности и престижа. В процессе труда и воспитательной работы с такими людьми рекомендуется сместить акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам, а также на формирование чувства уверенности в успехе.

Люди с низким уровнем тревожности, наоборот, требуют пробуждения активности личности, большего внимания и мотивации деятельности, возбуждения заинтересованности и чувства ответственности, акцентирования общественной и личной значимости и необходимости решения тех или иных задач.


Наши рекомендации