Раздел 2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда
Раздел 1. Теоретические основы БЖД
1.1 Определить понятия «надежность», «отказ», «технический ресурс». Что такое «модель системы»? ее назначение.
Надежность – это свойство объекта выполнять технологические функции в установленных пределах и во времени.
Для количественной оценки надежности применяют вероятностные методы и величины.
Одно из основных понятий теории надежности – отказ.
Отказ – это нарушение работоспособного состояния технического устройства из-за прекращения функционирования или из-за резкого изменения его параметров.
В теории надежности оценивается вероятность отказа, то есть вероятность того, что техническое средство откажет в период заданного времени работы. Теория надежности позволяет оценить срок службы, по окончании которого техническое средство вырабатывает свой технический ресурс и должно подвергнуться капитальному ремонту, модернизации или замене.
Техническим ресурсом называется продолжительность непрерывной или суммарной периодической работы от начала эксплуатации до наступления отказа.
Количественная информация о надежности накапливается в процессе эксплуатации технических систем и используется в расчетах надежности. При этом выявляются ненадежные элементы и факторы, ускоряющие или вызывающие отказы, слабые места в конструкции, а также вырабатываются рекомендации по улучшению устройств и оптимальным режимам их работы.
При таком подходе принимают в расчет и строение системы, и свойства отдельных ее компонентов, причем:
а) под системой понимают совокупность машин, оборудования, средств управления и операторов,требуемую для достижения определенной цели либо для реализации проекта;
б) реальная система представляется в виде некоторого образа, называемого моделью системы. Подмоделями понимают отображения всех параметров систем, выполненные таким образом, что они передают взаимосвязь этих параметров. Моделирование неизбежно сопровождается некоторым упрощением и формализацией взаимосвязей в системе. Эта формализация может быть осуществлена в виде логических (причинно-следственных) и/или математических (функциональных) отношений. Поведение систем и их моделей должно подчиняться одним и тем же правилам.
Задача.
Определить значение индивидуального риска, если за период 3 года от несчастных случаев погибло 5 человек, а среднесписочное число работающих на данном объекте за указанный период составляло 958 человек.
Ответ: берем формулу индивидуального риска: , где
(Кч)– количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих,
Т – количество несчастных случаев, произошедших за определенный период времени;
Р – среднесписочное число трудящихся в тот же период времени.
, ответом на данную задачу является: Количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за 3 года составляет 0,52.
Раздел 2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда.
2.1 Психологическое состояние человека и производственная безопасность. Понятие стресса и его влияние на работоспособность человека.
Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности. Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление.
В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г.Селье (1936) назвал стрессом.
Стресс является необходимой и полезной реакцией организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его возможностей. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но «механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.
Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы и результативностью трудовой деятельности нет пропорциональной зависимости. Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать.
зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной V-образной кривой, представлена нарис. 14.
|
|
Рис. 14. Закон Иеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (а) с продуктивностью действий (W):
I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности DW1;
II – случай, когда приращение активации ведет к снижению продуктивности DW2
2.2 Исследование эмоциональной устойчивости (используя шкалу самооценки) и дать оценку полученным результатам с позиции психической надежности человека в критических ситуациях.
Дана таблица, по ней сделать исследование и дать оценку.
№ | Состояние | Нет, это совсем не так | Пожалуй так | Верно | Совершенно верно |
1. | Я спокоен | ||||
2. | Мне ничто не угрожает | ||||
3. | Я нахожусь в напряжении | ||||
4. | Я испытываю сожаление | ||||
5. | Я чувствую себя свободно | ||||
6. | Я расстроен | ||||
7. | Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8. | Я чувствую себя отдохнувшим | ||||
9. | Я встревожен | ||||
10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11. | Я уверен в себе | ||||
12. | Я нервничаю | ||||
13. | Я не нахожу себе места | ||||
14. | Я взвинчен | ||||
15. | Я не чувствую скованности, напряженности | ||||
16. | Я доволен | ||||
17. | Я озабочен | ||||
18. | Я слишком возбужден и мне не по себе | ||||
19. | Мне радостно | ||||
20. | Мне приятно |
Таблица № 2.2
Окончание табл. №. 2.2
№ | Состояние | Почти никогда | Никогда | Часто | Почти всегда |
21. | Я испытываю удовольствие | ||||
22. | Я быстро устаю | ||||
23. | Я легко могу заплакать | ||||
24. | Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | ||||
25. | Я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | ||||
26. | Я чувствую себя бодрым | ||||
27. | Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||
28. | Ожидаемые трудности очень тревожат меня | ||||
29. | Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
30. | Я вполне счастлив | ||||
31. | Я принимаю все слишком близко к сердцу | ||||
32. | Мне не хватает уверенности в себе | ||||
33. | Я чувствую себя в безопасности | ||||
34. | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | ||||
35. | У меня бывает хандра | ||||
36. | Я доволен | ||||
37. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
38. | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | ||||
39. | Я – уравновешенный человек | ||||
40. | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю а своих делах и заботах |
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по отдельным формулам:
РТ = ∑1 - ∑2 + 50 , где
∑1 – сумма выбранных ответов из табл.2.2.по вопросам 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18;
∑2 - сумма выбранных ответов из табл.2.2.по вопросам 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20;
ЛТ = ∑1 - ∑2 +35, где
∑1 – сумма выбранных ответов из табл.2.2.по вопросам 22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40;
∑2 -сумма выбранных ответов из табл.2.2.по вопросам 21,26,27,30,33,36,39.
Ответ: РТ= (2+2+2+2+2+3+1+1+1+2) – (2+3+1+1+2+3+1+2+2+2) + 50= 18-19+50=49
ЛТ=(3+1+3+1+1+2+1+1+4+2+2+1+1) – (3+3+3+3+4+3+4) + 35=23-23+35=35
Рекомендуются следующие критические оценки:
30 и < - низкий уровень тревожности,
31-45 - умеренный уровень тревожности,
45 и > - высокий уровень тревожности.
С позиции психической надежности оператора в критической ситуации лица с низким уровнем тревожности рассматриваются как склонные к недооценке конкретной обстановки и действиям с запозданием (отставленная реакция). Лица с высоким уровнем тревожности обычно реагируют на изменение обстановки быстро, но необычайно бурно (аффективно), что может вести к ошибочным (паническим) действиям и, следовательно, к аварии и травматизму.
Лица с высоким уровнем тревожности склонны к проявлению состояния сильного волнения в ситуациях оценки его компетентности, подготовленности и престижа. В процессе труда и воспитательной работы с такими людьми рекомендуется сместить акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам, а также на формирование чувства уверенности в успехе.
Люди с низким уровнем тревожности, наоборот, требуют пробуждения активности личности, большего внимания и мотивации деятельности, возбуждения заинтересованности и чувства ответственности, акцентирования общественной и личной значимости и необходимости решения тех или иных задач.