Методы и инструменты государственного регулирования
В государственном регулировании цен применяется целый набор средств и методов воздействия на цены. Все методы можно разделить на две группы:
Экономические методы;
Административные методы.
Сущность, экономических методов - использование воздействия на цены, их динамику и уровень, обеспечение через управление процессом соответствия спроса и предложения, т. е. действие рыночного механизма не нарушается.
При административных методах воздействие на цены осуществляется непосредственно изменением уровня цен или их стабилизации. Экономический метод имеет ряд преимуществ:
Применение не нарушает рыночного механизма;
При их использовании сохраняется экономическая обоснованность цен, их органичная связь с ценами мирового рынка
Экономические методы реализуются через различные инструменты регулирования, изменение их находится в компетенции государства:
эмиссионная политика государства;
таможенная политика государства;
налоговая политика государства;
финансово-бюджетная политика государства;
кредитная политика государства;
валютная политика государства.
Масштабы использования того или иного инструмента зависят от ситуации, политики правительства, значения отдельных инструментов в ценообразовании.
Эмиссионная политика государства находит выражение денежной массы в обращении, чтобы темпы ее роста были меньше чем темпы роста ВВП. Политика обращения денежной массы в обращении оказывает влияние на цены через уменьшение платежеспособного спроса; управляя процессом ценообразования государство обеспечивает пропорции между ценами и платежеспособным спросом населения. (1.4)
С помощью таможенной политики государство может стимулировать отечественных производителей в производстве и реализации отечественных товаров.
Налоговая политика проводится государством через увеличение косвенных налогов (НДС, акциз) которые являются непосредственными элементами цены и через увеличение удельного веса в цене различных платежей, отчислений, включаемых в себестоимость продукции. Налоговая политика реализуется государством через введение различных налоговых льгот и оказание прямой государственной помощи предприятиям.
Финансово-бюджетная политика находит выражение в форме помощи, оказываемой производителям в виде дотаций, субсидий или других форм субсидирования.
Кредитная политика проводится государством путем рефинансирования учетной ставки ЦБ России и путем влияния на взаимоотношение ЦБ Росси с коммерческими банками и путем выделения различных кредитных льгот.
В совокупности все эти виды инструментов образуют систему этих регуляторов, валютная политика заключается в проведении определенной политики в области конвертирования валюты.
Участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установлении определенных правил ценообразования, означает прямое вмешательство государства в процесс ценообразования.
Все цены, свободные и регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями, государственное воздействие на их уровень и структуру осуществляется путем обеспечения методического единства по применению. Определяют состав затрат, учитываемых в себестоимости продукции (Налоговый кодекс РФ, гл. 25), и расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливают нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов. (1.5)
Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования: замораживание цен (общее, группы товаров, отдельные товары), временный или частичный запрет на изменение цен. (сильная инфляция для стабилизации уровня цен) ;
фиксирование цен и тарифов (решение принимается соответствующими органами власти), субъекты ценообразования (предприятия и организации) обязаны реализовывать свою продукцию или услуги по ценам, не превышающим по своему уровню установленных фиксированных цен.
При заключении государственных контрактов применяются фиксированные цены, их введению предшествует процедура определения прибыли (рентабельности) и разрешения возможных хозяйственных споров, устанавливаются на продукцию или услуги предприятий — естественных монополистов (отрасли жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, ритуальных услуг).
Установление предельных цен или коэффициентов, (максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься).
В РФ регулирование производится к продукции естественных монополий, определяются предельные уровни роста цен или тарифов на их продукцию или услуги в течение года.
Установление предельного норматива рентабельности, при расчете цены в ее состав включается прибыль (норматив), размер которого может дифференцироваться по отраслям и видам продукции.
Установление фиксированных цен или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок, (лекарственные препараты и медикаменты, детское питание) и наценок на продукцию собственного производства (в школьных буфетах и столовых) на соответствующей территории и определять порядок их установления и применения.
Декларирование цен (решение органов исполнительной власти - введено декларирование цен (оптовых или отпускных) на отдельные виды продукции), органы ценообразования должны или принять решение о регистрации цены, отказать, принять решение об обоснованном изменении указанной цены.
Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции, цена превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции по завышенным ценам.
Защитные меры государства могут осуществляться установлением правительством верхних пределов цен или прибылей, замораживанием цен, установлением определенного порядка формирования цен.