Контролирующие органы, находящиеся на границе
Важнейшими элементами организации таможенного дела является выбор оптимальной структуры таможенных органов и варианта их размещения на территории страны. В соответствии с пунктом 30 статьи 4 ТКТС таможенные органы – таможенные органы государств членов таможенного Союза.
Таможенные органы России – федеральная служба, уполномоченная в области и подчинённая в ней таможенные органы РФ. Таможенные органы составляют единую Федеральную централизованную систему
Задачи таможенных органов сформулированы в статье 6 ТКТС:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
Единая система таможенных органов – вся совокупность таможенных органов, их взаимосвязь, их взаимодействие в осуществлении таможенного дела, основывающиеся на общих системных принципах:
1)Целостность системы. Образуют взаимосвязь и зависимость таможенных органов друг от друга при достижении общих целей взаимодействия, реализации своих функций.
2)Структурность системы. Создаётся своеобразием форм построения организационных структур таможенных органов, их связей и отношений в рамках единого технологического процесса осуществления таможенного дела.
3)Иерархичность системы. Характеризуют отношения субординации по вертикали и координации действий по горизонтали, которые базируются на распределении полномочий и функций таможенных органов в осуществлении таможенного дела.
4)Взаимозависимость системы с окружающей социальной средой воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов с Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, различными объединениями и структурами участников внешнеэкономических связей.
Характерные признаки любой системы, таки как целенаправленность и целесообразность придают системе самостоятельность. В системе таможенных органов самостоятельность обеспечивается таможенным законодательством. Отличительной особенностью в таможенной службы подчёркивают её атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне:
1)Герб
2)Флаг
3)Форма одежды
4)Специальные звания
5)Профессиональный праздник
Становление единой системой таможенных органов было сопряжено с конкретными, политическими, экономическими, социальными условиями и предпосылками. Они были связны с процессами создания Российской государственности, переходом страны на рыночные отношения, изменения характера и условий, осуществления внешней экономической деятельности.
Этапы формирования таможенной системы:
1)Конец 91 г – середина 93 г. Обоснование роли и значения таможенной службы, восстановление сети таможенных органов на бывших границах РСФСР, ставших государственными, рациональное таможенных органов в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и таможенному контролю. Указом президента от 25 октября 1991 года «О государственном таможенном комитете РСФСР» ГТК создавался как центральный таможенный орган России. Его правовой статус – функциональное назначение, задачи и порядок деятельности были закреплены в положении о государственном таможенном комитете РСФСР, утверждённым правительством 26 декабря 1991 года. На ГТК России была возложена ответственность за реализацию таможенного дела, обеспечения соблюдения законодательства таможенного деле и эффективное функционирование системы в таможенном органе. За короткий срок 1992 -1993 год были обеспечены динамичные качественный и количественный рост системы таможенных органов. Заново были созданы пограничных и внутренних таможен, создана разветвлённая сеть таможенных постов.
2)Середина 1993 года – август 1996 года. Принятие закона 1993 года «О таможенном тарифе» и Таможенный Кодекс РФ 1993 года. Вступил в силу Таможенный кодекс в 2004 году. Главное содержание этого этапа составило дальнейшее развитие сети таможенных органов, совершенствования их организационной структуры и аппарата управления, создания объектов таможенной инфраструктуры.
Новое положение о ГТК России было утверждено 25 октября 1994 года. В этом положении уже закреплён статус ГТК России как Федерального органа власти, осуществляющего непосредственное руководство таможенного дела, расширены круг ведения и полномочия, особенно в части осуществления правоохранительных функций. Кроме этого была более чётко определена система, в которую вошли таможня и таможенные посты. ГТК разрабатывает основные направления развития таможенной службы в 1994 - в 1996 годах. 2 основные задачи ставятся:
1)Повышение качественных показателей таможенного оформления, таможенного контроля
2)Укрепление материально-технической базы таможенных органов.
С решением этих задач связывалась реорганизация структуры таможенных органов.
Были созданы:
-отделы по контролю за доставку товара
-отделы валютного контроля
-сами отделы таможенного оформления
-отделы нетарифного и экспортного контроля
- отделы таможенных режимов
Кроме того в данный период правоохранительное подразделение:
-дознание частности
-оперативной розыскной деятельностью
Определённые коррективы в системе таможенных органов внесло образование таможенного союза в 1995 году. Были открыты представительства ГТК России в этих странах.
3)С 1 сентября 1996 года и связан этот этап с разработкой по решению правительства программы развития таможенной службы России на период 1996 (1997) до 2000 года.
Центр тяжести всей работы был перенесён на модернизацию и обеспечения полномасштабном фукнционировании таможенной службы в соответствии с потребностями перехода страны на рыночные отношения и адаптации таможенного дела к международным стандартам. Решался целый комплекс задач:
1)Расширение и укрепление системы таможенных органов. Совершенствование их организаций функционирования.
2)Обновление всей таможенной процедуры в соответствии с требованиями технологий таможенного оформления и таможенного контроля.
1 января 2004 г. с этой даты вступает в силу ТК РФ (2 ТК), принимается в начале лета 2003 года
Вступление в силу этого кодекса создало предпосылки для создания практически новой соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела. Возникла необходимость в формировании новых подходов к таможенному администрированию, которая позволит органам РФ эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствие с международной практикой и требованиями общества и государства. И с этой целью разрабатывается целевая программа развития таможенной службы РФ на 2004, 2008 годы, её утверждают 20 декабря 2004 года.
Стратегической целью развития таможенных органов – реализация общих государственных задач в области таможенного дела и обеспечения безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства РФ для экономического процветания и социального благополучия нации.
Принимают:
- Концепцию развития таможенных органов;
- Формирование единого экономического пространства
В начале 2007 года появляется идея переноса таможенного органа.
К 2008 году идёт обоснование перенесения мест таможенной границы:
Плюсы:
-Исключат недоставки
-Исключат транспортные потоки
Трудности:
Не смогли оценить стоимость проекта