Стандарты и системы качества
Важным элементом управления качеством является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики, требования к разработке продукции.
Стандарты можно классифицировать по следующим направлениям:
1. По объекту стандартизации:
а) стандарты на материальные объекты;
б) стандарты на объекты общетехнического характера (технологические процессы, способы транспортировки и т.п.);
в) стандарты организационно-методического характера (на методы и формы организации труда и производства, по охране труда, в области экологии и т.п.).
2. По уровню распространения:
а) международные стандарты (ГОСТ);
б) государственные стандарты (ГОСТ-Р);
в) отраслевые стандарты (ОСТ);
г) стандарты предприятий (СТП);
д) общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ).
Совокупность общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, средств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению образует Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК).
Результаты политики предприятий в области повышения качества продукции чаще всего для потребителя приобретают форму сертификата соответствия (продукции). Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификация основана на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицируемой продукции, контроле за выполнением этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независимого органа.
Системы сертификации (качества) классифицируются следующим образом.
1. В зависимости от статуса системы сертификации могут быть обязательными и добровольными. Обязательной сертификацией на территории России в случаях, предусмотренных законодательством, занимается Госстандарт Российской Федерации или организации, на которые возложены эти функции. По продукции, не подлежащей обязательной сертификации, по инициативе юридических лиц и граждан может проводится добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом сертификации. Добровольную сертификацию на территории России вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию по добровольной сертификации и зарегистрировавшее свою деятельность, систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте Российской Федерации.
2. В зависимости от уровня распространения системы могут быть региональными, национальными и международными. Примерами функционирования систем сертификации международного уровня являются «Система сертификации изделий электронной техники МЭК», «Система МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности», «Система омологации дорожно-транспортных средств ЕЭК ООН», «Международная система сертификации ручного огнестрельного оружия». Примером региональных систем может служить общескандинавская система сертификации, которой придерживаются Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция.
3. Системы сертификации могут распространяться как на один вид продукции (системы сертификации однородной продукции), так и на несколько видов продукции (универсальные).
Инновационная политика
Инициатором введения термина "инновация" в систему экономических категорий стал. Йозеф Шумпетер. В переводе с английского термин innovation означает "введение новации". В наиболее широком смысле под инновацией понимается комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств для удовлетворения человеческих потребностей.
Классификация инновационных процессов представлена на рис.9.1.
Рис.9.1.Классификация инновационных процессов
Инновационная политика предприятия предполагает обеспечение конкурентоспособного положения предприятия за счет следующих направлений:
1.Снижение издержек на производство и реализацию продукции существующего (традиционного) товара без внесения изменений в его конструкцию и сохранении основных его свойств. Здесь объектом инноваций является процесс снижения затрат за счет нововведений, изобретений, «ноу-хау», обеспечивающий конкурентоспособность продукта за счет более низкой цены.
2.Совершенствование свойств выпускаемой продукции или внесение изменений в продукт под воздействием меняющегося спроса. Здесь объектом инноваций являются свойства продукта, обеспечивающие его выгодное отличие перед традиционной продукцией.
3.Выпуск принципиально новой продукции на базе принципиально новой технологии. Здесь объектом инновации является в первую очередь технология, позволяющая создавать принципиально новую продукцию, способную удовлетворить потенциальные потребности потребителей.